Приглашаем посетить сайт

Cлово "ДИДРО"


0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
Входимость: 328. Размер: 123кб.
Входимость: 170. Размер: 79кб.
Входимость: 168. Размер: 71кб.
Входимость: 139. Размер: 42кб.
Входимость: 114. Размер: 78кб.
Входимость: 112. Размер: 112кб.
Входимость: 110. Размер: 53кб.
Входимость: 108. Размер: 41кб.
Входимость: 106. Размер: 54кб.
Входимость: 106. Размер: 57кб.
Входимость: 102. Размер: 57кб.
Входимость: 101. Размер: 31кб.
Входимость: 96. Размер: 39кб.
Входимость: 96. Размер: 84кб.
Входимость: 93. Размер: 44кб.
Входимость: 93. Размер: 41кб.
Входимость: 91. Размер: 44кб.
Входимость: 89. Размер: 50кб.
Входимость: 89. Размер: 48кб.
Входимость: 89. Размер: 97кб.
Входимость: 88. Размер: 44кб.
Входимость: 79. Размер: 43кб.
Входимость: 77. Размер: 31кб.
Входимость: 67. Размер: 28кб.
Входимость: 63. Размер: 47кб.
Входимость: 63. Размер: 34кб.
Входимость: 61. Размер: 34кб.
Входимость: 61. Размер: 45кб.
Входимость: 57. Размер: 48кб.
Входимость: 55. Размер: 14кб.
Входимость: 51. Размер: 20кб.
Входимость: 50. Размер: 24кб.
Входимость: 50. Размер: 22кб.
Входимость: 39. Размер: 19кб.
Входимость: 38. Размер: 21кб.
Входимость: 38. Размер: 45кб.
Входимость: 38. Размер: 33кб.
Входимость: 36. Размер: 12кб.
Входимость: 32. Размер: 15кб.
Входимость: 32. Размер: 26кб.
Входимость: 32. Размер: 24кб.
Входимость: 31. Размер: 21кб.
Входимость: 31. Размер: 110кб.
Входимость: 30. Размер: 22кб.
Входимость: 29. Размер: 52кб.
Входимость: 29. Размер: 96кб.
Входимость: 28. Размер: 14кб.
Входимость: 27. Размер: 11кб.
Входимость: 26. Размер: 9кб.
Входимость: 26. Размер: 71кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 328. Размер: 123кб.
Часть текста: материализма и атеизма XVIII века был Дени Дидро, общепризнанный вождь «философского переворота», душа и организатор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Если кто-нибудь посвятил всю свою жизнь «служению истине и праву» — в хорошем смысле этих слов, то таким человеком был, например, Дидро» 1   — писал Энгельс. Дидро родился в 1713 году в небольшом городе Лангр. Отец его был зажиточным ремесленником-ножовщиком. Он не жалел средств, чтобы обеспечить сыну хорошую карьеру. Юноша был отдан на воспитание в местную иезуитскую школу — коллеж, а в пятнадцать лет отправлен для дальнейшего обучения в Париж. Окончив здесь коллеж д'Аркур, он в 1732 году получил в Парижском университете звание магистра искусств. Тщетны были надежды Дидро-отца: сын и слышать не хотел о духовной карьере. Идя на компромисс, старый ножовщик предлагал сыну избрать профессию врача или адвоката, но тот упорно стоял на своем — хотел посвятить себя литературе. Выведенный из терпения отец предложил ему вернуться в Лангр, угрожая в противном случае лишить материальной поддержки. Сын не подчинился и остался в Париже. Целое десятилетие (1733—1743) Дидро влачил полуголодное существование, ютился на чердаке, но условия жизни не сломили его. С огромным увлечением знакомился Дидро с произведениями античной философии, с книгами английских философов Бэкона, Гоббса, Локка, Толанда, с трудами Декарта, Бейля и других передовых французских мыслителей. Громадное впечатление...
Входимость: 170. Размер: 79кб.
Часть текста: Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 1. Дидро и энциклопедия III. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ 1. ДИДРО и ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В истории развития и пропаганды буржуазной идеологии во Франции XVIII в. одно из самых значительных мест принадлежит «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. 1 В статьях «Энци­клопедии» по социальным и политическим вопросам можно отметить известные оттенки мнений, неизбежные в большом авторском коллективе, далеко не однородном по своим воззрениям. Так, положения, выдвинутые Руссо в его статье «Economie politique», несомненно, не вполне соответствовали взглядам на тот же предмет Дидро и его ближайших сотрудников. 2 Так, среди сотрудников Энциклопедии были, как мы увидим ниже, некоторые расхождения в вопросе о естественном праве. Известно также, что авторы статей Энциклопедии были вынуждены иногда — из цензурных соображений — прикрывать свои подлинные взгляды изъявлением «благонамеренных» мыслей Известно, наконец, что над многими статьями...
Входимость: 168. Размер: 71кб.
Часть текста: подготовлял эту революцию и создавал те высокие общественно-политические идеалы, которые она должна была, по их мнению, претворить в жизнь. В этом процессе идейной подготовки революции как Дидро, так и многие его сподвижники выступали не только глашатаями специфически классовых интересов прогрессивной буржуазии в назревавшей решительной борьбе ее с феодально-абсолютистским строем, но и смелыми защитниками широких масс «третьего сословия» и угнетенного народа. «Нельзя забывать, - подчеркивал В. И. Ленин, - что в ту пору, когда писали просветители XVIII века (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), ... все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, ... они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти и не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного»[2]. В этих условиях революционизирующее значение деятельности Дидро и других буржуазных просветителей выходило далеко за пределы абсолютистско-феодальной Франции. Оно в той или иной мере сказывалось во всех тех странах, где господствовали феодально-крепостнические отношения, полицейский режим и реакционный клерикализм. «Великие люди, просветившие французские головы для приближавшейся революции, сами были крайними революционерами. Никаких внешних авторитетов они не признавали. Религия, взгляды на природу, общество, государство, - все подвергалось их беспощадной критике, все призывалось пред судилище разума и осуждалось на исчезновение, если не могло доказать своей разумности... Все старые общественные и государственные формы, все традиционные понятия были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам».[3] В этом великом деле Дидро...
Входимость: 139. Размер: 42кб.
Часть текста: этому вопросу. Однако специальному литературоведческому анализу список русских книг, принадлежавших Дидро, еще не подвергся. Внимательное изучение этого списка, библиографически уточняющее все его недостаточно ясные указания, может привести, как нам кажется, к очень существенным результатам, в особенности если мы сопоставим их с рядом отзывов Дидро о некоторых из перечисленных им сочинений. Особый интерес собранию русских книг Дидро прежде всего придает то обстоятельство, что они вовсе не являлись для него коллекцией иноязычных книжных образцов. Это было собрание, подчиненное тому плану серьезного и вдумчивого изучения русской культуры, который Дидро составил себе, живя в Петербурге. Уже то, что Дидро сумел сделать толковую опись этих книг, свидетельствует, что он знал об их содержании, мог прочесть и перевести (хотя и не всегда точно) их заглавия. Еще более важно для нас то, как свидетельствуют самые книги, разысканные Ж. Порше, что Дидро, приобретая эти книги в Петербурге или получая в подарок от друзей, несомненно читал некоторые из них в русских подлинниках. Если Дидро в момент своего прибытия в Россию не знал ни слова по-русски, как это можно заключить из его собственного признания в письме к жене, 3 то, живя в Петербурге в течение пяти месяцев, он делал попытки изучать русский язык и в процессе этого изучения знакомился с русскими книгами, до сих пор сохраняющими на ...
Входимость: 114. Размер: 78кб.
Часть текста: напр.: 19, 26, 28, 2, 4Ю — 411). Другой причиной, мешавшей Дидро создать особую философскую систему, некоторые биографы считают универсальность его ума, якобы не позволявшую ему долго задерживаться на каких-либо одних предпосылках. Эти биографы признают Дидро скорее остроумным и блестящим публицистом-просветителем, чем глубоким и оригинальным философом. В этой связи иногда отмечают, что «гениальность Дидро была так всеобъемлюща, что он сконцентрировал в себе все течения своего времени, преобразовав их; чтобы воздать Дидро должное, его исследователь должен понять эту универсальность» (26, 7). По мнению В. Виндельбанда, Дидро не смог создать собственную философскую концепцию потому, что он олицетворял сам процесс изменения философского мышления Просвещения и выразил его так полно, как никто другой. «Поэтому мы не находим у него, — пишет Виндельбанд, — не изменяющегося или однородного мышления... такой хамелеонообразный гений был необходим для того, чтобы соединить в одном лице и довести до полного слияния все составные элементы времени, чтобы пережить их, как эволюционные фазы индивидуума» (10, 327 — 328). Обращая особое внимание на «повивальное искусство» Дидро, один из его биографов, К. Розенкранц, настаивал на том, что особенности мышления Дидро можно уяснить, лишь приняв во внимание, что он «учил, как Сократ» (см.: 28, 2, 410 — 411). Это перекликается со словами Гёте, в которых выражена его оценка творчества Дидро: высшее воздействие духа заключается в том, что он вызывает к жизни другой дух. Несомненно, мышлению Дидро присущи и универсальность, и «сократическая способность», но, на наш взгляд, в этих характеристиках раскрывается как раз его философская оригинальность. Можно было бы сказать в связи с этим, что в отличие...

© 2000- NIV