Поиск по материалам сайта
Cлово "1792"
Входимость: 29. Размер: 116кб.
Входимость: 19. Размер: 48кб.
Входимость: 17. Размер: 40кб.
Входимость: 11. Размер: 86кб.
Входимость: 11. Размер: 114кб.
Входимость: 10. Размер: 55кб.
Входимость: 10. Размер: 22кб.
Входимость: 10. Размер: 14кб.
Входимость: 10. Размер: 84кб.
Входимость: 9. Размер: 71кб.
Входимость: 9. Размер: 16кб.
Входимость: 9. Размер: 28кб.
Входимость: 9. Размер: 84кб.
Входимость: 7. Размер: 52кб.
Входимость: 7. Размер: 76кб.
Входимость: 7. Размер: 66кб.
Входимость: 7. Размер: 83кб.
Входимость: 7. Размер: 118кб.
Входимость: 6. Размер: 29кб.
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Входимость: 5. Размер: 19кб.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
Входимость: 5. Размер: 24кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 47кб.
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Входимость: 5. Размер: 80кб.
Входимость: 4. Размер: 41кб.
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Входимость: 4. Размер: 40кб.
Входимость: 4. Размер: 101кб.
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 66кб.
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Входимость: 4. Размер: 96кб.
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 29. Размер: 116кб.
Часть текста: ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ Снова — Италия Не прошло и двух лет со дня возвращения Гёте в Веймар, как он снова отправился в Италию. Он выехал навстречу герцогине-матери Анне Амалии и на обратном пути из Италии должен был провезти герцогиню через северную область страны. 13 марта 1790 года он пустился в путь со своим слугой Паулем Гётце и в последний день марта прибыл в Венецию. Там он стал ждать герцогиню, и это ожидание затянулось на недели. Герцогиня-мать прибыла в Венецию лишь 6 мая, в сопровождении искусствоведа Генриха Мейера и художника Фрица Бури. Следовало ожидать, что эти недели в Италии станут для Гёте счастливым отдохновением — поэт сможет снова осмотреть город, наблюдать за повседневной жизнью его обитателей, проверить впечатления, накопленные здесь же осенью 1786 года. Но странным образом счастья под южным небом на этот раз не оказалось. Ничего огорчительного, правда, не произошло, да и в городе за минувшие три года ничего не изменилось. Но теперь, при повторном посещении города, поэт многое видел другими глазами. "Итальянское настроение", о котором он долго мечтал и часто упоминал в своих письмах, не посетило его на этот раз. Может, зря он так торопливо вызвался сопровождать путешествующую герцогиню — ведь ради этой поездки пришлось оставить Кристиану и Августа, родившегося в декабре прошлого года. "На этот...
Входимость: 19. Размер: 48кб.
Часть текста: произведения долго оставались в рукописях. Добровольное молчание Андре Шенье исследователи объясняют его требовательностью к собственным сочинениям, тем вниманием, которое он уделял теоретическим вопросам поэзии, отделке формы и языка. Прижизненную славу Андре Шенье принесла политическая публицистика, к которой он обратился во время Французской революции конца XVIII в., оставив ради политики свои литературные опыты. Исключение составили только два стихотворных произведения, написанные на политические сюжеты, единственные из опубликованных им самим,- ода, посвященная знаменитой клятве в зале для игры в мяч депутатов от третьего сословия, и сатирический гимн, адресованный солдатам швейцарского полка Шатовьё. Первое, более или менее полное издание его поэтических сочинений было осуществлено в 1819г. писателем Анри де Латушем, через 25 лет после гибели поэта в эпоху большого террора. После публикации Латуша в романтической традиции утвердился культ великого поэта, защитника свободы, ставшего жертвой якобинской диктатуры. Дань этой традиции отдавал и А. С. Пушкин в оде "Андрей Шенье", навеянной "Ямбами", созданными Шенье в тюрьме Сан-Лазар в ожидании казни: Подъялась вновь усталая секира И жертву новую зовет. Певец готов; задумчивая лира В последний раз ему поет. Заутро казнь, привычный пир народу; Но лира юного певца О чем поет? Поет она свободу: Не изменилась до конца. Поставленная в романтической традиции проблема "Андре Шенье и Французская революция конца XVIII в." привлекла внимание исследователей, по преимуществу литературоведов, обращавшихся к ней в связи с изучением его поэтического наследия. При этом оценки политической деятельности Андре Шенье в годы революции далеко не однозначны: от апологетических, как, например, у Ш. -О. Сент-Бева, видевшего в своем герое...
Входимость: 17. Размер: 40кб.
Часть текста: производственными отношениями, уничтожение феодальных порядков в деревне, внутренних таможенных пошлин и цеховой системы. Во время революции были уничтожены сословные привилегии дворянства и духовенства, были распроданы церковные и эмигрантские земли, установлена демократическая республика, основанная на всеобщем избирательном праве, создана новая революционная армия. Историческое значение Французской революции 1789—1794 годов становится особенно ясным, если вспомнить слова В. И. Ленина о том, что «весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии» 1 . Революция 1789—1794 годов протекала при высокой политической активности и непосредственном участии ремесленников, рабочих, крестьян, мелких служащих и мелких торговцев; революционная ликвидация феодального строя осуществлялась самим народом, его действиями, его усилиями, произошла в результате его выступлений. Именно восстание народных масс Парижа в июле 1789 г., закончившееся взятием Бастилии, привело к падению абсолютизма и установлению...
Входимость: 11. Размер: 86кб.
Часть текста: где не могло быть и речи ни о каком-либо общем политическом волеизъявлении влиятельной буржуазии, ни о способности ее к сплоченным действиям. К тому же дальнейший ход событий — серия казней, последовавших в сентябре 1792 года, включая и казнь короля в январе 1793 года, — отпугнул многих из тех, кто поначалу встретил революцию ликованием. Например, Клопшток в 1789 году написал оду "Познайте самих себя": Франция ныне свободна. Столетья прекраснейший подвиг С Олимпийских вершин воссиял! Но неужто не в силах твой разум постичь Происшедшее? Или мрак застилает твой взор? Если так, то листая Историю мира, Отыщи в ней родной отголосок, Если сможешь. Веленье Судьбы! Таковы Наши братья, французы. А мы? Ах, напрасный вопрос! Вы немы, как рабы, о немцы! Почему вы молчите? То терпенье Усталого горя? Иль предвестье больших перемен, Как затишье пред яростным штормом, Что швыряет тяжелые тучи, Превращая их в ливень и град? Дождь прошел. Легкий воздух чуть дышит. Сбегают С гор ручейки, и каплет с дерев. Все встрепенулось, живет и ликует. Гремит соловьями Роща — им вторит ликующий хор. Юноши пляшут вокруг сломившего деспотов мужа, Девы к кормящей матери льнут. (Перевод С. Тархановой 2 ) Однако в 1793 году поэт, восторженно встретивший революцию, рассуждал уже по-другому. В стихотворении "Мое заблуждение" он сетовал: Ах, угасло блаженство мечты златой, Не сияет мне юной зарей, И горе камнем на сердце легло Будто боль отвергнутой страсти. У жителей немецких государств не было недостатка в информации из соседней революционной страны. Газеты и журналы публиковали статьи о событиях в стране "франков" или...
Входимость: 11. Размер: 114кб.
Часть текста: шаги... они приближаются. Вот решающая минута. 14 июля 1789 года Бомарше, как и Людовик XVI, мог бы записать в своем дневнике: "Ничего". Самое удивительное, что событие, ими же подготовленное, нередко застает людей врасплох! Точно острота интуиции притупляет трезвость оценки положения. В течение всего своего царствования Людовик XVI опасался революции. Добросовестные историки не могут поставить под сомнение прозорливость королями тем не менее 14 июля 1789 года он не ощущал особой тревоги: "Ничего", не так ли? Вот и Бомарше, который, как мы видели, был зачинателем грандиозного переворота и не переставал писать о его неотвратимости, оказался ошеломлен неожиданностью, когда события вдруг подтвердили его собственную правоту. Людовик XVI боялся, Бомарше - желал "взятия Бастилии", но оба они именно потому, что это событие неотступно занимало их воображение, видели его как бы вне времени. Таков жребий тех немногих, чей глас вопиет в пустыне: они предвидят, но не...
Входимость: 10. Размер: 55кб.
Часть текста: не преминули подхватить этот аргумент. В своих мемуарах, опубликованных в 1798 г. в Гамбурге, аббат Баррюель, если и не причисляет Руссо, «одно имя которого ассоциируется у нас со злым духом противоречий и софизмов», к организаторам «заговора нечестивых», -ибо он был сторонником гражданской религии, - все же отводит ему значительную роль в «заговоре мятежников»: «Жан-Жак Руссо завершил дело Монтескье; он судил с точки зрения демократического буржуа о принципах, из которых благородный президент парламента делал только благоприятные для своей аристократии выводы» (Далее следует серия цитат из «Общественного договора»). 2 От Бенжамена Констана до Тэна, включая Руайе-Коллара и Ламартина, теоретики либерализма XIX в. подходили с одной и той же резко отрицательной меркой и к «Общественному договору» как учебнику деспотизма, и к якобинизму. В «Происхождении современной Франции» Тэн так заканчивает подробный анализ «Общественного договора»: «Затеи за теорией следует практика, и догмат народного суверенитета, истолкованный...
Входимость: 10. Размер: 22кб.
Часть текста: в том что революция против феодализма уже завершена и что дальнейшее ее развитие, углубление, вовлечение в нее широких слоев населения пойдет только во вред делу. Она стояла ближе к буржуазии, чем к народу, и это определяло ее направленность. В связи с этим значительные новаторские завоевания трагедии революционного классицизма, например конкретизация тематики, у М. -Ж. Шенье и Ронсена, попытки их изображать реальную действительность, а не абстрагированную форму жизни, борьба против этатизма за патриотические принципы, стремление Шенье и Арно по-новому, чем раньше, изображать в художественном произведении народную массу, выдвижение Ронсеном народного героя, выходца из низов — все это сопровождается чрезвычайно важными оговорками, отступлениями, изъянами, вызванными недоверием к движению народных масс. Так уже Ронсен в своем «Людовике XII» все-таки ставит в центр трагедии не крестьянина Монталя, а Людовика XII, предоставляя Монталю второе место, делая его не заглавным героем, а лишь советчиком последнего. В той же трагедии Ронсен придает большое значение не только пробуждению и вооружению народа, который представлен у него разгневанным и...
Входимость: 10. Размер: 14кб.
Часть текста: у него в 1791 г. мысли о том, что трудовой народ тождествен коренной нации, соображения о достоинствах и преимуществ буржуазии. И, наконец, идея о том, что буржуазия в борьбе вполне может обойтись без помощи плебеев. Во многом эти размышления являются результатом отказа А. Шенье от революционных взглядов. Если ранее он считал необходимым пропагандировать уважение к нищете, возвышать последнюю, он старается, наоборот, принизить роль трудовою люда и общественной жизни. Он не случайно говорит в 1791 и тем более в 1792 г., что простые люди, выступающие и качестве мятежников, «именуют себя нацией», что находятся люди, которые склонны «несколько сотен праздных бродяг» принимать за нацию, что «волей нации» часто называют теперь мнения «темных личностей», лишенных «собственности, семьи» 18. Очень показательно в этой связи, что в «Размышлениях по поводу духа партий» (июль 1791 г.), выдвигает на первый план плебейские слои населении, ремесленников, бедных крестьян, батраков, рабочих, Андре ...
Входимость: 10. Размер: 84кб.
Часть текста: этой стороны жизни Франции революционных лет полностью опровергает тенденциозные выводы буржуазной науки, всячески пытающейся преуменьшить значение культурных ценностей, созданных французским народом в период буржуазной революции XVIII в. Ибо в действительности эти годы, заполненные острейшими классовыми конфликтами, напряженной борьбой с силами внутренней и внешней контрреволюции, были отнюдь не бесплодными в истории культуры Франции. Именно к этому периоду относится расцвет деятельности Луи Давида, Мегюля, Госсека, Гретри; с осенью 1789 года связано начало сценической славы Тальма; в Париже на протяжении всех лет революции издаются литературные альманахи, резко увеличивается количество театров, впервые ставших общедоступными. Особой интенсивностью отличается театральная жизнь Франции этой поры; в полной мере ей соответствовала интенсивность драматургического творчества. Бесспорно из всех литературных жанров в годы революции наибольших успехов достигла именно драматургия, хотя и она была впоследствии точно также оклеветана идеологами «образумившейся» буржуазии, признана ими несостоятельной в художественном отношении, как и все культурные ценности, созданные в годы...
Входимость: 9. Размер: 71кб.
Часть текста: мыслей. Таковы оба исследования Э. Марона — «Литературная история революции» (1856) и «Литературная история национального Конвента» (1865), а также «Революционный театр» Жоффре (1869). Имеются среди них и сочинения более поверхностные. К ним могут быть отнесены «История французской литературы после 1789 г.» Ю. Шмидта (1858), «История революционной литературы» Ж. Дюваля (1879) и, отчасти более насыщенные материалом, «История французской литературы во время революции 1789—1800 гг.» Э. Жерюзе (1859) и «Театр революции» А. Вельшенже (1881), а также «Театр при терроре» Поля д'Эстрэ (1913), Общим для всех этих книг является недоброжелательное и тенденциозное отношение их авторов к литературному движению французской революции. Авторы монографий, посвященных литературе 1789—1794 гг., пытаются всячески изничтожить эту литературу, убедить читателя в весьма низкой художественной ее ценности, стремятся рассматривать ее как литературу упадка. Недоброжелательное отношение к литературному движению революции проявляется у разных литературоведов по-разному и притом не всегда в прямой и...