Поиск по материалам сайта
Cлово "1794"
Входимость: 60. Размер: 71кб.
Входимость: 34. Размер: 40кб.
Входимость: 23. Размер: 118кб.
Входимость: 18. Размер: 84кб.
Входимость: 14. Размер: 57кб.
Входимость: 13. Размер: 23кб.
Входимость: 13. Размер: 34кб.
Входимость: 11. Размер: 19кб.
Входимость: 10. Размер: 55кб.
Входимость: 10. Размер: 33кб.
Входимость: 8. Размер: 31кб.
Входимость: 8. Размер: 101кб.
Входимость: 7. Размер: 66кб.
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Входимость: 6. Размер: 25кб.
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Входимость: 6. Размер: 83кб.
Входимость: 6. Размер: 31кб.
Входимость: 6. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 96кб.
Входимость: 5. Размер: 34кб.
Входимость: 5. Размер: 87кб.
Входимость: 5. Размер: 116кб.
Входимость: 5. Размер: 21кб.
Входимость: 5. Размер: 76кб.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 4. Размер: 42кб.
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Входимость: 4. Размер: 75кб.
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Входимость: 4. Размер: 60кб.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Входимость: 4. Размер: 37кб.
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 46кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 60. Размер: 71кб.
Часть текста: г. и первой мировой войной. В некоторых из них, например, в «Истории, раскрытой через театр» Т. Мюре (1865) и во «Французском театре во время революции» Люмьера (1894), явно превалирует театроведческий материал, описание театральной жизни, отдельных театральных коллективов, отдельных спектаклей. Эти книги имеют только косвенное отношение к нашей теме, поскольку иногда они касаются вопросов драматургии. Среди книг, посвященных собственно литературе и лишь частично театру, имеются и монографии, содержащие много интересных положений и мыслей. Таковы оба исследования Э. Марона — «Литературная история революции» (1856) и «Литературная история национального Конвента» (1865), а также «Революционный театр» Жоффре (1869). Имеются среди них и сочинения более поверхностные. К ним могут быть отнесены «История французской литературы после 1789 г.» Ю. Шмидта (1858), «История революционной литературы» Ж. Дюваля (1879) и, отчасти более насыщенные материалом, «История французской литературы во время революции 1789—1800 гг.» Э. Жерюзе (1859) и «Театр революции» А. Вельшенже (1881), а также «Театр при терроре» Поля д'Эстрэ (1913), Общим для всех этих книг является недоброжелательное и тенденциозное отношение их авторов к литературному движению французской революции. Авторы монографий, посвященных литературе 1789—1794 гг., пытаются всячески изничтожить эту литературу, убедить читателя в весьма низкой художественной ее ценности, стремятся рассматривать ее как литературу упадка. Недоброжелательное отношение к литературному движению революции проявляется у разных литературоведов по-разному и...
Входимость: 34. Размер: 40кб.
Часть текста: общества. Основным содержанием революции 1789—1794 годов явилась ликвидация феодальных производственных отношений и замена их капиталистическими производственными отношениями, уничтожение феодальных порядков в деревне, внутренних таможенных пошлин и цеховой системы. Во время революции были уничтожены сословные привилегии дворянства и духовенства, были распроданы церковные и эмигрантские земли, установлена демократическая республика, основанная на всеобщем избирательном праве, создана новая революционная армия. Историческое значение Французской революции 1789—1794 годов становится особенно ясным, если вспомнить слова В. И. Ленина о том, что «весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии» 1 . Революция 1789—1794 годов протекала при высокой политической активности и непосредственном участии ремесленников, рабочих, крестьян, мелких служащих и мелких торговцев; революционная ликвидация феодального строя осуществлялась самим народом, его действиями, его усилиями, произошла в результате его выступлений. Именно восстание народных масс Парижа в июле 1789 г., закончившееся взятием Бастилии, привело к падению абсолютизма и установлению конституционной монархии. В результате бурных выступлений трудящихся в 1792 г. была свергнута монархия, отменена цензовая конституция, установленная за год перед этим, и введена демократическая избирательная система. Под давлением крестьянского...
Входимость: 23. Размер: 118кб.
Часть текста: лет, вызывал у "веймарского" Гёте чувство настороженности. Точно так же и все последующие драмы, вплоть до "Дона Карлоса", нисколько не расположили его к Шиллеру. Итак, на протяжении многих лет Гёте сознательно старался держаться подальше от автора, чьи "странные порождения фантазии" чересчур живо напоминали ему то бурное время его собственной молодости, которое ныне уже отошло для него в прошлое. Когда Гёте вернулся из Италии, Шиллер уже жил в Веймаре, и притом с июля 1787 года, однако в ту пору сближения между ними не произошло. Правда, Гёте способствовал назначению Шиллера профессором истории в Йенский университет, и в мае 1789 года Шиллер переселился в Йену, но поэты по-прежнему оставались чужими друг другу. Лишь изредка встречались они то тут, то там, но ничего от этого не менялось. А ведь Шиллер впервые увидел прославленного автора "Гёца" и "Вертера" еще в декабре 1779 года, когда веймарский герцог на обратном пути из Швейцарии вместе со своей свитой посетил штутгартскую Карлову школу. Странное сочетание: двадцатилетний ученик Военной академии, впереди у которого в ту пору еще были и побег из-под ига вюртембергского герцога, и вереница беспокойных лет, — и тайный советник, прочно обосновавшийся в жизни (по крайней мере так казалось). Впоследствии, начиная с 1787 года, как в веймарский, так и позднее в йенский период, Шиллеру не раз случалось высказываться о Гёте, и всякий раз в его...
Входимость: 18. Размер: 84кб.
Часть текста: опровергает тенденциозные выводы буржуазной науки, всячески пытающейся преуменьшить значение культурных ценностей, созданных французским народом в период буржуазной революции XVIII в. Ибо в действительности эти годы, заполненные острейшими классовыми конфликтами, напряженной борьбой с силами внутренней и внешней контрреволюции, были отнюдь не бесплодными в истории культуры Франции. Именно к этому периоду относится расцвет деятельности Луи Давида, Мегюля, Госсека, Гретри; с осенью 1789 года связано начало сценической славы Тальма; в Париже на протяжении всех лет революции издаются литературные альманахи, резко увеличивается количество театров, впервые ставших общедоступными. Особой интенсивностью отличается театральная жизнь Франции этой поры; в полной мере ей соответствовала интенсивность драматургического творчества. Бесспорно из всех литературных жанров в годы революции наибольших успехов достигла именно драматургия, хотя и она была впоследствии точно также оклеветана идеологами «образумившейся» буржуазии, признана ими несостоятельной в художественном отношении, как и все культурные ценности, созданные в годы революции. Авторы большого количества исследований, вышедших из лагеря буржуазного литературоведения на протяжении прошлого и в нынешнем столетии, всячески старались принизить ценность...
Входимость: 14. Размер: 57кб.
Часть текста: науки - основное содержание деятельности энциклопедистов. Контрнаучная линия нашла свое выражение в руссоистской критике науки, в различного рода мистических сектах и движениях и, конечно же, в плебейской ярости против существовавших к началу революции научных организаций. Для всех идеологов эгалитаризма ученые были привилегированным сословием, а существовавшие в дореволюционной Франции научные учреждения - Академия наук, королевский колледж, школа военных инженеров в Мезьере, Парижская обсерватория и Королевский ботанический сад - защитниками деспотии и социального неравенства. Само собой разумеется, среди почетных членов академии в дореволюционной Франции было немало приближенных короля, его министров и государственных советников. Однако следует помнить, что число академиков, получающих жалованье, было невелико (в 1699 г. - 20), а их жалование - небольшим: в 1785 г. все академики (они назывались тогда "пенсионеры") получали 54 тыс. ливров. Из 48 членов академии в начале XVШ в. половина вынуждена была искать приработок на службе в других местах. В то же время члены академии, не включенные в штат ("ассосье"), подолгу ждали возможности перехода в ранг "пенсионеров". Плебейское отождествление ученых с привилегированным сословием, послужившее мощным...
Входимость: 13. Размер: 23кб.
Часть текста: следующего века, в новых условиях общественной и политической жизни Европы, забытыми и полузабытыми эпилогами. Революция создала особый стиль человеческих жизней. Этот стиль наиболее отчетливо и наиболее законченно отпечатлелся в тех якобинских биографиях, которые были рождены эпохой мелкобуржуазной, робеспьеристской диктатуры 1793–1794 гг. В своем «Происхождении современной Франции» Ипполит Тэн пытался реконструировать типическую схему того «якобинского сознания», которое являлось неотъемлемой частью подобной биографии. Он не смог, однако, справиться с этой задачей, и сочиненный им образ якобинца представляет собой безжизненную и предвзятую в своей враждебности карикатуру. Сама жизнь эпохи, запечатленная в официальных документах, в газетах, в политических брошюрах, в мемуарах, разрешила эту задачу гораздо многообразнее, богаче и убедительней. Из архивных досье, из частной переписки эпохи, со страниц воспоминаний до нас доходят свидетельства о многих и многих людях революции, чьи биографические пути скрестились с крупнейшими историческими событиями на рубеже двух веков для того, чтобы перейти через этот рубеж иногда прямыми и последовательными, иногда зигзагообразными и сложными направлениями. Марк-Антуан Жюльен де Пари (1775–1848), писатель, журналист и политический деятель, оставил нам одну из типичнейших...
Входимость: 13. Размер: 34кб.
Часть текста: который может быть использован не на служение свободе, а на служение тирании”. Так, журналист Валькур в статье “Размышления о спектаклях”, помешенной в “Газете Горы” от 7 сентября 1793 года, пишет: “Абсолютно необходимо не показывать больше пьесы, которые напоминали бы о старом режиме, если только не делать этого в целях вызвать к нему отвращение, напомнить о его пороках и заклеймить его позором... Спрячем же в библиотеках монархические пьесы и отправим на свалку костюмы и бутафорию театральной аристократии, если их нельзя использовать для нужд монетного двора”. Революционная печать призывает театр не выводить более на сцене благодетельных помещиков и епископов, исполненных добродетелей. Театры в период якобинской диктатуры отказываются от дореволюционного репертуара или подвергают пьесы старых авторов переделкам и приспособлениям в соответствующем духе. В трагедии Расина, Корнеля, Вольтера, в комедии Мольера вносятся коррективы. Изымается монархический финал, сглаживаются реплики, противоречащие лозунгам равенства и братства, принципам республиканской морали. Зато из старого репертуара охотно извлекается все то, что может служить пропаганде революционных идей. С большим успехом ставится, например, мольеровский “Тартюф” в переделке Кальява. Новый репертуар также требует со ...
Входимость: 11. Размер: 19кб.
Часть текста: Аристидом Валькуром, Теодором Руссо, Дезоргом, Дюзозуа, Дешаном, Тевено, Бароном, Виже и ДР- Среди создателей революционных од и гимнов были поэты, начавшие писать до революции. К числу их относятся Э. Лебрен, написавший до 1789 г. много од и элегий, бывший еще до революционных лет известным поэтом, а также М. -Ж. Шенье, выступивший в литературе еще до созыва Национального собрания и взятия Бастилии, но приобретший огромную популярность уже после этих событий, в первые же годы революции. Многие из выдающихся лириков революционной эпохи, например Руже де Лиль, А. Валькур, Т. Руссо, Дезорг, Дюзозуа, начали свою литературную деятельность уже после лета 1789 г. Следует указать также на связи Валькура и Руссо с якобинцами. А. Валькур служил в канцелярии Комитета общественного спасения, а Т. Руссо был архивариусом Якобинского клуба. Среди лирических стихотворений, написанных этими поэтами в 1790—1794 гг., следует особо выделить «Походную песнь рейнской армии» или «Марсельезу» (1792) Руже де Лиля, его же «Гимн в честь Свободы» (1791) и «Гимн в честь Разума» (1794),...
Входимость: 10. Размер: 55кб.
Часть текста: Альбер СОБУЛЬ РУССО и ЯКОБИНИЗМ Французский ежегодник 1964. М., 1965. С. 35-48. http://vive-liberta.narod.ru/journal/soboul_rss.pdf Двадцатого вандемьера III года (11 октября 1794 г.), когда шествие, сопровождавшее в Пантеон прах Руссо, поравнялось с якобинским клубом, председатель клуба возложил на гроб Жана-Жака венок. Вице-председатель Буассель, обращаясь к народу, заявил: «Общество друзей Свободы и Равенства, неизменные продолжатели учения и проповедники принципов бессмертного Жана-Жака, возлагая венок, заверяют дух этого пламенного друга человечества в своей решимости и впредь считать его образцом и следовать ему в своей деятельности» . 1 Это произошло за месяц до закрытия клуба по постановлению Конвента от 23 брюмера (13 ноября) и может служить ярчайшим подтверждением духовной общности автора «Общественного договора» и якобинизма. В дальнейшем противники революции не преминули подхватить этот аргумент. В своих мемуарах, опубликованных в 1798 г. в Гамбурге, аббат Баррюель, если и не причисляет Руссо, «одно имя которого ассоциируется у нас со злым духом противоречий и софизмов», к организаторам «заговора нечестивых», -ибо он был сторонником гражданской религии, - все же отводит ему значительную роль в «заговоре мятежников»: «Жан-Жак Руссо завершил дело Монтескье; он судил с точки зрения демократического буржуа о принципах, из которых благородный президент парламента делал только благоприятные для своей аристократии выводы» (Далее следует серия цитат из «Общественного...
Входимость: 10. Размер: 33кб.
Часть текста: иметь в виду, что комедии эти — «Безумие Жерома Пуэнтю или Прокурор, сошедший с ума» и «Нет больше незаконнорожденных во Франции» — были написаны несколько позже «пьес большого зрелища», опубликованы на 3-м году Республики, т. е. в 1794— 1795 гг., и ставились на сцене после 9 термидора, точнее говоря, первая — спустя месяц после термидорианского переворота, в августе 1794 г., а вторая—в апреле 1795 г. Напомним, что термидорианский переворот произошел в конце июля 1794 г., но во второй половине 1794 г. и первой половине 1795 г. (хотя была распущена Парижская Коммуна, был закрыт якобинский клуб, был отменен закон о максимуме) реакция еще не пришла к своему полному торжеству. К апрелю и к маю 1795 г. относятся жерминальское и прериальское восстания парижской бедноты, свидетельствующие о нерастраченной революционной активности народных масс. Свести на нет эту активность смог только длительный период Директории и Консульства (1795—1803) В первый год после термидорианского переворота с ней приходилось считаться и ее противникам. Как бы то ни было, но в больших комедиях Вильнёв еще явно ощущаются революционные традиции, хотя эти комедии и относятся по времени к послереволюционному периоду. Двухактная комедия Вильнёв «Безумие Жерома Пуэнтю или Прокурор, сошедший с ума» (август 1794 г.) напоминает по своей основной ситуации «Аристократа» Фабра д'Эглантина. Здесь рассказывается о бывшем прокуроре, выигравшем до революции много несправедливых процессов, засудившем, заточившем в тюрьму и лишившем состояния немало невинных людей. Так, Жером Пуэнтю вынудил мельников одного селения остановить свои мельницы, поскольку их ...