Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "ANTHROPOLOGY"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Дешковец Н. В. Магистральная эволюция романов Лоренса Стерна: от барокко к рококо
Входимость: 1. Размер: 8кб.
2. Тимофеева Н. В. Образ либертена у Мольера и Сада (господа и слуги)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
3. Смирнов А. А. Традиции французской моралистики XVII века в творчестве Кребийона-младшего
Входимость: 1. Размер: 7кб.
4. Загороднева К. В. Оригинальность художественной критики Д. Дидро
Входимость: 1. Размер: 9кб.
5. Милютин Ю. Е. Своеобразие религиозной толерантности английского Просвещения
Входимость: 1. Размер: 13кб.
6. Скакун А. А. Проблема теоретического разграничения жанров басни и «сказки» в трудах европейских критиков и исследователей XVIII–XX веков
Входимость: 1. Размер: 24кб.
7. Овчинникова Е. А., Златопольская А. А. Руссо и Вольтер в контексте религиозно-нравственных исканий русских мыслителей XVIII — начала XIX вв.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
8. Красова О. В. О специфике классицистической традиции в комедиях А. -Р. Лесажа
Входимость: 1. Размер: 9кб.
9. Шарыпина Т. А. Концепция античности в эстетических исканиях Гете и Гауптмана на рубежах переломных эпох
Входимость: 1. Размер: 8кб.
10. Прощина Е. Г. Идеи Гердера о народной поэзии и их развитие в философии мифа у ранних немецких романтиков
Входимость: 1. Размер: 8кб.
11. Тимофеева Н. В. Произведения Де Сада как метатекст
Входимость: 1. Размер: 10кб.
12. Златопольская А. А. Потерянный рай естественного состояния и утопия состояния гражданского (Ж. Ж. Руссо и утопизм в России XVIII–XIX вв.)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
13. Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века
Входимость: 1. Размер: 10кб.
14. Комарова В. П. Трагедия Джозефа Аддисона «Катон»
Входимость: 1. Размер: 9кб.
15. Ковалёва А. С. Общественное бытие эпохи Просвещения (взгляд Вольтера и маркиза де Сада)
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Дешковец Н. В. Магистральная эволюция романов Лоренса Стерна: от барокко к рококо
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: Стерна — явление исключительное в английской литературе XVIII века: пожалуй, ни один из романистов этого периода не вызывал таких ожесточенных нападок и восторженных отзывов одновременно. Сейчас романы Л. Стерна, и в особенности «Тристрам Шенди», признаны произведениями этапными, переходными, стоящими на магистральных путях развития жанра и литературы. Они являются закономерным результатом развития романа XVII и XVIII веков, кульминацией, предельным выявлением их центральной закономерности, осознание и подчинение которой Стерном и определили ничем не скованную свободу его творчества, уникальность его произведений. В его романах подводятся итоги истории жанра этого периода — выявляется и осмысливается ее родовой и жанровый сюжеты. Загадка творчества Стерна проистекает, как нам кажется, в том числе из непонимания многообразия проявлений смеховой культуры Средневековья, которая через формализацию образов и «интимизацию» смысла трансформировалась (пройдя...
2. Тимофеева Н. В. Образ либертена у Мольера и Сада (господа и слуги)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: (1665) и Дольмансе из романа Д. -А. -Ф. де Сада «Философия в будуаре» (1795), несомненно, относятся к их числу. Однако, не только они одни. Посмотрим и на других персонажей этих произведений Мольера и Сада для более глубокого понимания смысла такого явления, как либертинаж. Сложилась устойчивая традиция выделять в либертинаже XVII века два течения — эрудитов и светских людей. К первому из них принято относить Сирано де Бержерака, Вайе, Нодэ и Сент-Эвремона, ко второму — Бардена, де Мере и др. Особое влияние принадлежало Гассенди, со свойственными его философии эпикурейско-скептическими чертами. Впрочем, указанная классификация весьма условна. Так, почти все «эрудиты» были завсегдатаями салона Нинон де Ланкло, что уже само по себе характеризует их отнюдь не как мыслителей-затворников, наподобие Декарта и Паскаля. Общее между двумя течениями определить значительно легче: во-первых, это принадлежность к дворянству и духовенству, во-вторых, это поклонение ими же разработанной концепции «порядочного» или «честного человека». Как было замечено Г. Ботру, «честный (honnête, от лат. honestus, достойный уважения) человек и...
3. Смирнов А. А. Традиции французской моралистики XVII века в творчестве Кребийона-младшего
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 89-91 http://anthropology.ru/ru/texts/smirnov_aa/metatext_26.html Французский роман эпохи Просвещения активно использовал открытия как прециозного романа ХVII в., так и классицистической культуры сентенции и афоризма. Творчество Кребийона-младшего наглядный тому пример: герои его романов, повестей почти постоянно рассуждают по поводу тем светской морали, формулируют свои мысли в коротких афористических высказываниях (A. Siemek. La Recherche moral et esthétique dans le roman de Crebillon fils. Oxford, 1981). Высшую точку в большинстве диалогов героев Кребийона составляет заостренное остроумное высказывание. В центре многих моралистических дискуссий находится вопрос о придворном любовном этикете как своеобразной доктрине. Этот вопрос занимал важное место у Ларошфуко в его “maxime d’amour”, будучи обновлением придворной доктрины светской любви, имеющей свои корни в галантно-пастушеском романе ХVII в. У Кребийона максимы должны быть всегда интерпретированы в системе тех высказываний, в которые они включены. В этом заключена их новая литературная функция в отличие от ХVII в., когда каждая сентенция свое художественное воздействие развивает сама из себя вне заданного контекста. Благодаря использованию афоризмов характеры Кребийона приобретают черты скетча (См. A. Huxleyé...
4. Загороднева К. В. Оригинальность художественной критики Д. Дидро
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: http://anthropology.ru/ru/texts/zagorodn/metatext_27.html Философ, теоретик искусства и писатель Дени Дидро (1713-1784) — центральная фигура в истории французской эстетики и художественной критики. Его труды играют значительную роль в развитии литературного процесса 18-го столетия. «Самый диалектический ум своего времени» (Л. Е. Пинский), Дидро ценил прежде всего, этическую сторону искусства, которая заключалась в прославлении добродетели и в осуждении пороков. Его эстетика базировалась на основных чертах Просвещения: веры в разум, сочетании материализма в понимании мира, природы и идеализма в понимании истории общества, требование агитационного искусства. Наиболее полно эти правила отразились в «Салонах», или обзорах выставок картин, скульптур или гравюр, которые Дидро писал с 1759 по 1781 годы и отдавал в «Литературную, философскую и критическую корреспонденцию» Ф. М. Гримма. Журнал был рукописным, выходил в количестве пятнадцати — двадцати экземпляров и сообщал парижские новости культуры европейским дворам. Поэтому не случайно то...
5. Милютин Ю. Е. Своеобразие религиозной толерантности английского Просвещения
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: положение в Англии вплоть до начала XVI века, когда на Британские острова проникли веяния европейской религиозной Реформации, имевшей целью возвращение к первозданным христианским ценностям, искаженным католицизмом. Острой критике подверглись корыстолюбие и стяжательство духовенства, продажа индульгенций и бенефиций, обожествление понтифика, практика передачи особой благодати священнослужителям, церковная иерархия и пр. Все это подрывало веру в чистоту помыслов апостольского клира. Однако, распространению Реформации в Англии способствовали не только чисто религиозные мотивы, но и политические интересы монархии, желавшей освобождения от жесткой опеки римско-католической церкви. Формальный разрыв с папским престолом произошел в 1532 году, когда Генрих VIII не получил разрешения понтифика на развод с опостылевшей Екатериной Арагонской и благословения на новый брак с Анной Болейн. В 1534 году Генрих VIII провел через парламент «Акт о супремации». Этим актом король объявлялся «единственным высшим главой церкви на земле Англии». Он становился ее протектором, полновластным собственником и распорядителем церковного имущества, доходов, прав и почестей. Закрываются католические монастыри и аббатства, а их собственность отчуждается в пользу монарха. Англиканская церковь постепенно приобретает статус государственной. Признание супрематства короля, как в светских, ...
6. Скакун А. А. Проблема теоретического разграничения жанров басни и «сказки» в трудах европейских критиков и исследователей XVIII–XX веков
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: стихотворной комической новеллы («сказки»), восходящий к творчеству Ж. де Лафонтена (1621-1695), вполне обоснованно может считаться одним из наименее изученных теоретиками литературы. В то же время историки литературы периодически сталкиваются с произведениями, принадлежащими к этому жанру, характерные признаки и границы которого осознаются ими, тем не менее, недостаточно четко. Прежде всего необходимо отметить собственно языковые, семантико-стилистические трудности, возникающие при использовании слова «сказка» применительно к стихотворным комическим новеллам. Дело в том, что обозначаемый этим словом жанр является французским по своему происхождению; он был заимствован русской литературой лишь в середине XVIII в. Соответственно, терминологическое обозначение этого жанра было также заимствовано отечественной культурой из французского языка, став буквальным воспроизведением французского слова «conte». Но если во французском языке слово «conte» предполагает установку на устный рассказ или письменное повествование, имитирующее подобную форму рассказа, вне зависимости от того, имеется в нем элемент чудесного или же его нет, то в русском языке слово «сказка», напротив, акцентирует внимание реципиента именно на сказочной, волшебно-фантастической и вымышленной, стороне изображаемых в ней событий (за...
7. Овчинникова Е. А., Златопольская А. А. Руссо и Вольтер в контексте религиозно-нравственных исканий русских мыслителей XVIII — начала XIX вв.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: прежде всего религиозных ценностей, а, следовательно, и опирающихся на них моральных императивов. В области религии Вольтер выступает как символ вольнодумства и даже атеизма. В нравственной области вольтеровская мораль сближается с нравственными построениями «разумного эгоизма» французских материалистов, причем зачастую принцип «разумного эгоизма» вульгаризируется, в духе подчинения всего в мире игре эгоистических интересов. Мир представляется бессмыслицей, лишенной цели, человеческое общество построено на столкновении эгоизмов. В массовом общественном сознании такое вольтерьянство зачастую имело весьма опосредованное отношение к Вольтеру. Как отмечал Д. И. Фонвизин, «Я знаю, что Вольтер развратил множество молодых людей в Европе; однако верьте мне, что для развращения юношества нет нужды ни в Вольтеровом уме, ни в его дарованиях. Граф, у которого вы обедали, сделал в России не меньше разврату Вольтерова, имев голову довольно ограниченную» [1]. Однако настроение тотального цинизма и скептицизма не могло быть продолжительным. Неизбежно маятник должен был качнуться в другую сторону, и достаточно часто бывший вольнодумец, безбожник и вольтерьянец возвращался к традиционным религиозным и моральным ценностям. Однако происходит и более сложный процесс — более глубокое восприятие идей французского Просвещения во всей их противоречивости. И здесь значительную роль играет восприятие идей Руссо. Примером может служить Д. И. Фонвизин. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях» осуждает свое увлечение Вольтером. В тоже время он чрезвычайно высоко оценивает...
8. Красова О. В. О специфике классицистической традиции в комедиях А. -Р. Лесажа
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: века, очень много значила ориентация на литературные поиски времен его молодости, воплотившиеся в комедиях Мольера, Реньяра, Данкура, теоретических трудах, отразивших спор архаистов и новаторов. Поэтому было бы неверно оспаривать связь произведений автора для французской сцены с сатирической традицией театра классицизма: всякий художник сочиняет, сознательно или интуитивно учитывая сложившиеся жанры, отталкиваясь от привычных штампов и вкусов зрителя. Однако не следует считать пьесы Лесажа традиционно классицистическими произведениями, и не только в плане их идейной направленности, но даже по форме, а если все же и относить их с определенными оговорками к образцам «высокой комедии», то, на наш взгляд, их стоит определять именно как комедии переходного времени, когда на сцене стали появляться пьесы, основным комическим приемом которых было воссоздание событий современной действительности. Ценность такой комедии рубежа XVII — XVIII веков определялась ее актуальностью. Правда стала гарантией успеха, причем не абстрактно-логическое правдоподобие, а конкретная правда, основанная на повседневном...
9. Шарыпина Т. А. Концепция античности в эстетических исканиях Гете и Гауптмана на рубежах переломных эпох
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: определяет знаменательный психологический феномен: теоретики искусства и сами художники претендуют на прямое продолжение традиций античности, особое духовное родство с прекрасным «детством человечества». Подобные воззрения были поколеблены на время пессимистическими выкладками Шпенглера, утверждавшего тезис о локальной замкнутости культур. Возврат к названной идее происходит в эстетических воззрениях Т. Манна и его последователей. Активизация античного наследия в литературном сознании Германии — явление, характеризующееся определенными специфическими этапами. Периоды наибольшей притягательности интерпретации классических образцов приходятся на переломные эпохи в общественном развитии Германии, время утраты стабильных нравственных ориентиров и поисков новых этико-эстетических идеалов. Начало первого этапа в подобном осмыслении наследия античности связано с именем И. И. Винкельмана, создавшего первую всеобъемлющую концепцию античной культуры, раскрывающую во многом определяющие стороны древнегреческого классического мироощущения. Его теория является своеобразной точкой отсчета в эстетических концепциях писателей, художников и искусствоведов нового и новейшего времени. Творческое развитие названная теория получает в эстетических воззрениях Гете и Шиллера, гениальное продолжение и художественное воплощение — в творчестве Гете (драма «Ифигения в Тавриде», фестшпиль «Пандора»), философскую...
10. Прощина Е. Г. Идеи Гердера о народной поэзии и их развитие в философии мифа у ранних немецких романтиков
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 198-200 http://anthropology.ru/ru/texts/proschina/metatext_63.html При всем многообразии суждений и высказываний романтиков о мифе и мифологии обращает на себя внимание общность подхода к этой проблеме. Романтическую концепцию мифа, возникшую на основе философского идеализма, отличает внутреннее единство. В своих основных чертах она определилась уже в среде иенцев, формируясь под влиянием двух противоположных сил: отрицания и преемственности. С одной стороны, романтики выступили жесткими «оппонентами» рационалистов-просветителей, склонных видеть в мифологии порождение невежества, дикости, неразвитости интеллекта у человека более низкой в культурном отношении эпохи. Взгляд на миф сторонников идеи прогресса и «исторического оптимизма» исключал всякое возрождение его в настоящем, на более высокой ступени развития, и это принципиально оспаривалось романтиками: миф не только стал у них эталоном творчества, но было провозглашено его «неизбывное настоящее» (К. Хюбнер). Однако сама романтическая концепция мифа возникла как продолжение идей И. Г. Гердера, была результатом той огромной волны интереса к древней поэзии, которая все более нарастала к концу XVIII века. Романтическую «новую...