Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "DIC"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Кожевникова М. Ю.: Юлия. Героиня романа Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза»
Входимость: 2. Размер: 5кб.
2. Фридлендер Г.: Лессинг Готфрид Эфраим. Философская Энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
3. Сен-Пьер Жак-Анри-Бернарден. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 10кб.
4. Мурашкинцева Е. Д.: Кандид. Энциклопедия "Литературные герои".
Входимость: 2. Размер: 4кб.
5. Баскин М.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
6. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих. Энциклопедия Кольера
Входимость: 2. Размер: 10кб.
7. Венгерова З.: Вовенарг
Входимость: 2. Размер: 6кб.
8. Кондорсе. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Входимость: 2. Размер: 10кб.
9. Рейнгольдт А.: Ленц Яков-Михаил-Рейнгольд.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
10. Макарова Г. В.: Валленштейн.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
11. Кирпичников А.: Готшед.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
12. Новалис. Новейший философский словарь.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
13. Веселовский Алексей: Дидро.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
14. Бахмутский В. Я.: Дидро Дени.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
15. Парни Эварист-Дезире. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 5кб.
16. Макарова Г. В.: Франц Моор.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
17. Литаврина Э. Э.: Ховельянос-и-Рамирес.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
18. Фридлендер Г. М.: Лессинг Готхольд Эфраим. Большая советская энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
19. Дидро. История философии
Входимость: 2. Размер: 19кб.
20. Кейлюс Клод-Филипп. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 3кб.
21. Штольберг, немецкие писатели. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 3кб.
22. Горнфельд Ар.: Рихтер Иоганн Павел Фридрих.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
23. Макарова Г. В.: Карл Моор.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
24. Бюргер. Литературная энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 7кб.
25. Лесаж. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
26. Венгерова З.: Грессе Жан-Батист-Луи.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
27. Дидро. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 3кб.
28. Гей Джон. Энциклопедия Кольера
Входимость: 2. Размер: 4кб.
29. Клейст Эвальд Христиан. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 2кб.
30. Вальмон. Энциклопедия "Литературные герои".
Входимость: 2. Размер: 3кб.
31. Шубарт, Христиан Фридрих Даниель. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 3кб.
32. Аничков Е.: Шенье, Андре-Мари.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
33. Вейнберг П.: Виланд Христофор-Мартин.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
34. Гарденберг Георг Фридрих Филипп. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Кожевникова М. Ю.: Юлия. Героиня романа Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза»
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: всячески его ободряла, став наставницей и утешительницей своего бывшего наставника. Новизна истории Элоизы-Ю. в том, что она приходит к добродетельной жизни не насильственным, а естественным путем, согласно любимому постулату Руссо: нравственность - в природе вещей. В своем романе Руссо стремится показать и саму «природу вещей» и те условия, в которых нравственность становится естественной. Роман написан в эпистолярном жанре, что делает читателей соучастниками душевной жизни героев, позволяет следить за малейшими оттенками их чувств, вместе с ними переживая все бури и штили. В первой части романа юная дворянка Ю. влюбляется в своего домашнего учителя бедняка-разночинца. Любовь естественна, она зов природы и столь же естествен бунт юной влюбленной против сословных предрассудков и условностей общепринятой морали. Ю. свободна в своем чувстве, она готова принадлежать своему возлюбленному, однако благородный юноша не хочет воспользоваться доверчивостью и преданностью своей любимой. Влюбленные соединяются лишь после того, как Ю. убеждает Сен-Пре в том, что родители дадут согласие на брак. Защищая свое чувство, Ю. прибегает к притворству, расчету, лжи и не чувствует за собой никакой вины: к мерам насилия прибегают и ее родители. Цивилизация порочна, дурное общество искажает...
2. Фридлендер Г.: Лессинг Готфрид Эфраим. Философская Энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: В отличие от Лейбница, Л. пришел к выводу, что дух и тело представляют собой две стороны единой субстанции (фрагмент "Спиноза навел Лейбница лишь на след учения о предустановленной гармонии" – "Durch Spinoza ist Leibnitz nur auf die Spur der vorherbestimmten Harmonie gekommen", 1763). Признавая себя последователем Спинозы, Л. утверждал, что бог существует не вне мира, а в нем самом (фрагмент "О действительности вещей вне бога" – "Über die Wirklichkeit der Dinge ausser Gott", 1763). В беседе с Ф. Якоби (1780) Л. выразил материалистич. сущность своего филос. мировоззрения в словах: "В основе протяженности, движения, мысли поистине лежит одна и та же более высокая сила, которая не исчерпывается этими определениями... Ортодоксальные понятия о божестве не существуют более для меня. Единое – все, все – единое. Я не разумею иначе" (Gesammelte Werke, Bd 8, В., 1956, S. 622, 618). Посмертное опубликование беседы Л. с Якоби (1785) вызвало в Германии ставший знаменитым "Спор о Спинозе" (1785–87), в к-ром идеалисту Мендельсону возражали Гёте и Гердер, защищавшие идеи Спинозы. Пантеистически окрашенный материализм Л. стремился соединить с детерминизмом и с идеей развития. Признавая одушевленность не только органич., но и неорганич. природы, он считал, что различие между ними связано с тем, что частицам неорганич. природы свойственно одно чувство, а органической – соединение нескольких чувств. Человек...
3. Сен-Пьер Жак-Анри-Бернарден. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: беспокойный и легко возбуждающийся, он провел молодость в скитаниях. Чтение Робинзона Крузоэ произвело на него глубокое впечатление; он упросил своего дядю, капитана купеческого судна, взять его с собой на Мартинику, но трудности путешествия и тяжелые работы, которые его заставляли выполнять, скоро рассеяли иллюзии двенадцатилетнего мальчика. Став учеником иезуитской коллегии в Кане, он мечтал уже о роли миссионера среди дикарей. По требованию отца он окончил курс в инженерной школе и вступил в армию, но был уволен за неповиновение. Получив в 1761 г. должность военного инженера на о-ве Мальте, которому угрожали турки, он отправился туда, но война не состоялась, и он снова очутился в Париже, без всяких средств. Его предложение составить карты немецкого побережья осталось без ответа со стороны морского министра. Он решил искать удачи вдали от родины и отправился в Голландию, затем, в расчете на милостивое отношение Екатерины II к французам, — в Петербург, где получил чин подпоручика в Инженерном корпусе. Его проект экспедиции для открытия прохода из России в Индию не был, однако, принят; он переехал в Варшаву, чтобы поддерживать Радзивилла против Понятовского, но бурная страсть к одной польской аристократке привела к тому, что через несколько месяцев он был выслан из Польши. Он направился в Дрезден, который покинул вследствие новой любовной истории, затем в Берлин и,...
4. Мурашкинцева Е. Д.: Кандид. Энциклопедия "Литературные герои".
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: Е. Д.: Кандид. Энциклопедия "Литературные герои". КАНДИД Энциклопедия "Литературные герои". http://dic.academic.ru/dic. nsf/litheroes/273 КАНДИД (фр. Candide - букв, наивный, чистый; лат. - candidus) - герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759). Описывая странствия и злоключения К., Вольтер опирался на традицию плутовского романа, в котором герой путешествует из страны в страну и сталкивается с представителями всех слоев общества. По ходу действия К. пересекает Европу и оказывается в южном полушарии, где знакомится с нравами сказочного государства Эльдорадо. Ему приходится иметь дело с солдатами и матросами, с бандитами и проститутками, с ростовщиками и купцами, с вельможами и прелатами, наконец, с царями и императорами. Каждый из встреченных им людей клянет судьбу за неслыханные страдания и муки. Самого же К. для начала изгнали пинками под зад из родного гнезда за попытку поцеловать прекрасную Кунигунду, потом обманом завербовали в солдаты, прогнали сквозь строй как дезертира, высекли по приговору инквизиции и едва не съели живьем в Парагвае. Вдобавок к этому он многократно попадал в тюрьму и становился жертвой всякого рода мошенников. Еще более внушителен список несчастий его возлюбленной Кунигунды и наставника Панглоса - в сравнении с ними К. может считать себя счастливым человеком. Природа также немилосердна к людям: на К. и прочих персонажей повести постоянно обрушиваются стихии - содрогается земля, беснуется море, свирепствуют бури. Замысел повести возник у Вольтера в полемике с философскими взглядами Лейбница, считавшего зло неотъемлемой частью мировой гармонии. Внешним толчком послужило знаменитое лиссабонское землетрясение 1755 г., в результате которого почти до основания был разрушен цветущий город и погибли многие тысячи его жителей. Следует отметить, что это бедствие играет значительную роль в сюжете: местные мудрецы, желая спасти народ от окончательной...
5. Баскин М.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: дела и сам подчиняется объективным закономерностям. Тяготея к материализму, М. подчеркивал, что "непрерывное существование мира, образованного движением материи и лишенного разума, приводит к заключению, что все его движения совершаются по неизменным законам. Таким образом, дело творения, кажущееся актом произвола, предполагает ряд правил, столь же неизбежных, как рок атеистов" (Избр. произв., М., 1955, с. 163, вступит. ст. М. П. Баскина. Подробная библиография соч. М. в рус. пер., составленная А. П. Примаковским). Вслед за англ. материалистами М. неоднократно указывал на то, что человек как физич. существо является частью природы и приобретаемые им знания суть прежде всего знания о природе, основанные на опыте. Подчеркивая свой сенсуализм, М. называл человека чувствующим существом. Благодаря разуму человек оценивает свои ощущения и делает правильные выводы. Как и все просветители, М. считал разум способным к непрерывному прогрессу, призывал человечество к борьбе с суевериями, мешающими людям жить. В этой связи М. отмечал значение науки, к-рую противопоставлял теологии, основанной на плоском антропоморфизме (см. "Персидские письма", 1956, с. 177). В отличие от просветителей-атеистов, М. считал, тем не менее, веру в бога необходимым условием для поддержания обществ. порядка и сохранения нравственности. Вместе с тем он вел борьбу против осн. догматов христианства, в частности против учения о бессмертии души. М. утверждал, что люди, думающие о пребывании души на "том свете", мало заботятся о земной жизни и не хотят улучшения обществ. строя. В этой же связи М. приходил к выводу, что христианство...
6. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих. Энциклопедия Кольера
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die Ruber). В начале следующего года Разбойники были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера "театральным поэтом", заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, - Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschwrung des Fiesco zu Genua) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe), - были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма...
7. Венгерова З.: Вовенарг
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: А. Брокгауза и И. А. Ефрона http://dic.academic.ru/dic. nsf/brokgauz_efron/23021 (Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues) — знаменитый французский моралист, род. в 1715 г. в Э, в Провансе, умер в 1747 г. Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и В. всецело предался литературным занятиям. Еще будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, В. послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго на счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, В. поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой имел глубокое влияние на Вольтера. В 1746 г. он издал небольшой томик, в состав которого вошли: "Introduction à la connaissance de l'esprit humain", "Réflexions sur divers sujets", "Conseils à un jeune homme", "Réflexions critiques sur divers poètes", "Fragments sur les orateurs et sur La Bruyère", "Méditation sur la foi" è "Paradoxes mêlés de Réflexions et de Maximes". А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, "христианином-философом". Слава В. основана главным образом на "Réflexions et Maximes" и отчасти на "Intr oduction à la connaissance de l'esprit humain". Â этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюэром и Паскалем. В. как мыслитель не примыкает к предыдущему веку, несмотря на свое преклонение перед Паскалем и Фенелоном и...
8. Кондорсе. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: году К. избран секретарем академии за свои "Eloges des academiciens morts depuis 1666 jusqu'en 1699" (1775) - ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Никара, Мариотта, Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человеческого ума - вот главные достоинства этих замечательных биографий. Лучшими биографиями, написанными К., являются биографии Тюрго и Вольтера. В начале своей деятельности К. занимался преимущественно математическими науками, но живая восприимчивость мешала ему совершенно уйти в эти отвлеченные занятия, и уже в это время он легко и охотно переходит к вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум еще в детстве. К. отличался необыкновенной добротой, соединенной с удивительной сдержанностью в выражении своих чувств, что давало право говорить о нем его другу д'Аламберу: "это - вулкан, покрытый снегом". Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, напр., в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла К. от его прежних работ и возбудила в нем желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно "Письмо теолога" к автору "Словаря трех веков", которое современниками было приписано Вольтеру - доказательство достоинств этого произведения. Из всех...
9. Рейнгольдт А.: Ленц Яков-Михаил-Рейнгольд.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: любви" он перевел и снабдил своими "Anmerkungen ueber Theater" (напеч. 1774), представляющими наиболее полное выражение "бурных" идей в сфере драматической эстетики. Разбирая учение Аристотеля о трех единствах, Л. попутно устанавливает различие между древней "трагедией судьбы" и новой "трагедией характеров". После отъезда Гете из Страсбурга Л. завел знакомство с семейством пастора Бриона, дочь которого, известная Фридерика, любила Гете и была им покинута. Л. страстно влюбился в молодую девушку, но его предложение было отклонено. Несчастная любовь к Фридерике вызвала у Л. несколько задушевных, прелестных стихотворений, которые долгое время приписывались Гете. Комедия Л. "Гувернер или выгоды домашнего воспитания" (1773) — едкая сатира на пристрастие дворян к домашним учителям и на возмутительное отношение немецкого барства к своим гувернерам, стоящим на одной ступени со слугами. Несмотря на грубую форму и необузданный цинизм, "Гувернер" по сжатости и выразительности диалогов, по типичности действующих лиц является одним из характернейших произведений всей "бурной поры". Напечатанная сперва без имени Л. пьеса по сходству духа и языка с "Гецом" принята была критиками за произведение Гете. Л. приветствовали как реформатора драмы, имя его ставили рядом с...
10. Макарова Г. В.: Валленштейн.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: герои http://dic.academic.ru/dic. nsf/litheroes/24/%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%A8%D0%A2%D0%95%D0%99%D0%9D ВАЛЛЕНШТЕЙН (нем. Wallenstein) - герой драматической трилогии Ф. Шиллера «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна» (1797-1800). Исторический прототип - Альбрехт Венцель, Венцеслав Евсевий Валленштейн (Вальдштейн), генералиссимус имперских войск во время Тридцатилетней войны (1583-1634). Образ В. находится в центре событий трилогии. Уже в первой части, где сам полководец не появляется, ему дана развернутая характеристика. Его любят и уважают солдаты, ценят соратники. Привлекая всеобщее внимание, почитаемый избранником судьбы, В. не может не вызывать к себе зависть, кроме того, его успехи в боях приписываются не только божественной милости, но и связям с дьявольскими силами: «Адова масть его бережет». В традициях веймарского классицизма Шиллер показывает трагическую вину В., возомнившего себя вершителем человеческих судеб, одержимого жаждой власти. В. бросает вызов императору, которому верно служил на полях сражений Тридцатилетней войны. В. - выдающаяся...