Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "DIDEROT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Дидро
Входимость: 41. Размер: 123кб.
2. Карп С. Дидро, А. В. Нарышкин и цивилизация России.
Входимость: 36. Размер: 84кб.
3. Бахмутский В. Я.: Дидро Дени.
Входимость: 14. Размер: 15кб.
4. Лифшиц М. Философия культуры Дидро. Фрагменты.
Входимость: 10. Размер: 57кб.
5. Блюменфельд В. М.: Дидро.
Входимость: 10. Размер: 23кб.
6. Коган П. С.: Дидро Дени.
Входимость: 9. Размер: 13кб.
7. Бельцер А. А., Занин С. В. Проблема "Социальной морали" во французском Просвещении на рубеже 50-х-60-х гг. XVIIIв.
Входимость: 8. Размер: 41кб.
8. Мезин С. А. Современники Вольтера: споры о Петре I (глава из книги)
Входимость: 7. Размер: 96кб.
9. Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век. Дидро Дени
Входимость: 7. Размер: 9кб.
10. Алексеев М. П. Д. Дидро и русские писатели его времени.
Входимость: 6. Размер: 42кб.
11. Длугач Т.Б. Дени Дидро. Литература
Входимость: 6. Размер: 3кб.
12. Сементковский Р.: Дени Дидро. Предисловие
Входимость: 6. Размер: 11кб.
13. Веселовский Алексей: Дидро.
Входимость: 6. Размер: 43кб.
14. Михайлов А. Д. Первый роман Дидро.
Входимость: 6. Размер: 45кб.
15. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. Библиография.
Входимость: 5. Размер: 18кб.
16. Занин С. В. Формирование и развитие общественного идеала Ж. -Ж. Руссо
Входимость: 5. Размер: 123кб.
17. В.Э. Вацуро "Готический роман в России". Русские знакомства X. Уолпола
Входимость: 4. Размер: 91кб.
18. Строев А. "Моя чернильница меня убьет": эпистолярные досуги Фридриха Мельхиора Гримма
Входимость: 4. Размер: 39кб.
19. Строев А. "Моя чернильница меня убьет": эпистолярные досуги Фридриха Мельхиора Гримма
Входимость: 4. Размер: 39кб.
20. Джуринский A. H., Фрумов С. А.: Дидро.
Входимость: 3. Размер: 8кб.
21. Вороницын И. «История атеизма». Часть II. глава III. 4. Гельвеций — Бюффон. — Робинэ.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
22. Вороницын И. «История атеизма». Часть II. глава III. 2. Дидро и Энциклопедия.
Входимость: 2. Размер: 33кб.
23. Гордон Л. С.: История Франции. Просвещение.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
24. Вольперт Л. И.: Дидрот (Diderot) Дени
Входимость: 2. Размер: 5кб.
25. Тьебо Б. Записки. [Извлечения]
Входимость: 2. Размер: 45кб.
26. Посель И., Синютин М. Перечитывая рукопись Дени Дидро об образовании
Входимость: 2. Размер: 26кб.
27. Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век. Племянник Рамо (повесть-диалог Д. Дидро)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
28. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Мелье.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
29. Лидергос Н. В. Человек среди декораций: маски и метаморфозы в романе Кребийона-сына "Софа".
Входимость: 1. Размер: 22кб.
30. Загрязкина Т. Ю. Следы Франции в России.
Входимость: 1. Размер: 71кб.
31. Лакло. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
32. Дидро. История философии
Входимость: 1. Размер: 19кб.
33. Финкельштейн И. Л.: Ричардсон.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
34. Статьи: Франция.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
35. Моисеева Г. Н. Дени Дидро и Е. Р. Дашкова
Входимость: 1. Размер: 19кб.
36. Разумовская М. В.: "Естественная история" Бюффона и Фонвизина (к постановке вопроса)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
37. Дмитриева Е. Re-volutio чувства и чувственности.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
38. Билеты. Вариант 6. 2. Первое поколение французских просветителей
Входимость: 1. Размер: 13кб.
39. Билеты. Вариант 1. 11. Жанр романа в творчестве Д. Дидро
Входимость: 1. Размер: 7кб.
40. Пахсарьян Н. Т. Тема руин во французской литературе XVIII века
Входимость: 1. Размер: 34кб.
41. Сидорченко Л. В. История зарубежной литературы XVIII века. Глава 11. Дидро и энциклопедисты.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
42. Пахсарьян Н. Т. Театр времен Вольтера и де Сада
Входимость: 1. Размер: 33кб.
43. Разумовская М. В. "Читать любит?" О проблеме книги в век Просвещения во Франции и в романе И. А. Гончарова «Обрыв»
Входимость: 1. Размер: 48кб.
44. Дидро. Театральная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
45. Дидро, Дени. Онлайн Энциклопедия Кругосвет
Входимость: 1. Размер: 14кб.
46. Гачев Д. Эстетические взгляды Дидро. Введение
Входимость: 1. Размер: 21кб.
47. Кузнецов В.Н. Вольтер. Литература
Входимость: 1. Размер: 7кб.
48. Тимашева О. В. Дидро-Де Сталь-Стендаль
Входимость: 1. Размер: 16кб.
49. Загороднева К. В. Оригинальность художественной критики Д. Дидро
Входимость: 1. Размер: 9кб.
50. Данилевский Р. Ю.: Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг фон.
Входимость: 1. Размер: 31кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Дидро
Входимость: 41. Размер: 123кб.
Часть текста: звание магистра искусств. Тщетны были надежды Дидро-отца: сын и слышать не хотел о духовной карьере. Идя на компромисс, старый ножовщик предлагал сыну избрать профессию врача или адвоката, но тот упорно стоял на своем — хотел посвятить себя литературе. Выведенный из терпения отец предложил ему вернуться в Лангр, угрожая в противном случае лишить материальной поддержки. Сын не подчинился и остался в Париже. Целое десятилетие (1733—1743) Дидро влачил полуголодное существование, ютился на чердаке, но условия жизни не сломили его. С огромным увлечением знакомился Дидро с произведениями античной философии, с книгами английских философов Бэкона, Гоббса, Локка, Толанда, с трудами Декарта, Бейля и других передовых французских мыслителей. Громадное впечатление производили на Дени талантливые, остроумные сочинения «великого насмешника», неутомимого борца против религиозного обскурантизма и фанатизма Вольтера. Под влиянием просветительской литературы Дидро рано примкнул к лагерю врагов католической церкви. Еще в коллеже д'Аркур он, по свидетельству Нежона, чувствовал неодолимое отвращение к богословию, В самом начале литературной деятельности Дидро довелось испытать «милосердие» духовных отцов. В 1743 году в письме к своей будущей жене Анне-Туанете Шампьон он сообщал: «Отец довел жестокость до того, что распорядился запереть меня у монахов, которые пустили в ход против меня все, что может измыслить самая отъявленная преступность» 2. Чтобы предотвратить бегство Дидро, монахи-тюремщики остригли ему полголовы. Дени все же вырвался из их рук и вынужден был принять меры, чтобы не попасть к ним вновь. В 1745 году Дидро издал переведенную им на французский язык четвертую часть сочинения английского мыслителя-моралиста Шефтсбери «Исследование о заслуге и...
2. Карп С. Дидро, А. В. Нарышкин и цивилизация России.
Входимость: 36. Размер: 84кб.
Часть текста: контекст конкретных обстоятельств жизни этого персонажа и его семьи, а также сопоставить их взгляды на цивилизацию России. Сравнивая взгляды Дидро и Нарышкина, высказанные в совершенно разных по времени написания, форме и назначению работах, автор не стремится прослеживать филиацию их идей; более важным ему представляется установить общие предметы их рассуждений, чтобы затем уже понять, что их объединяет, а что отличает друг от друга. К числу таких общих предметов относятся их представления о роли Уложенной комиссии Екатерины II, образ Москвы (у Дидро – в сравнении с образом Петербурга), интерес обоих авторов к истории, тезис о «загнивающем» Западе и «здоровой» России, признание необходимости развития любого общества на своей собственной основе. Начну с двух предварительных замечаний. 1 Во-первых, слово цивилизация употреблено мной сознательно в двух своих противоположных смыслах: оно здесь обозначает и процесс развития общества от низших ступеней к высшим (этот смысл был рожден именно в XVIII в., причем в попытках...
3. Бахмутский В. Я.: Дидро Дени.
Входимость: 14. Размер: 15кб.
Часть текста: сочинения («Философские мысли», 1746, сожжённые по решению французского парламента, «Аллеи, или Прогулка скептика», 1747, изд. 1830) написаны в духе деизма. Философское сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Д. По выходе из тюрьмы Д. стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751‒80). Вместе с другими просветителями Д. сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Д. довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773‒74 Д. по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ. В своих философских сочинениях (важнейшие из них: «Мысли об объяснении природы», 1754; «Разговор д'Аламбера с Дидро», «Сон...
4. Лифшиц М. Философия культуры Дидро. Фрагменты.
Входимость: 10. Размер: 57кб.
Часть текста: М. Философия культуры Дидро. Фрагменты. Мих. Лифшиц ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ДИДРО. ФРАГМЕНТЫ Эстетика Дидро и современность. М.: Изобразительное искусство, 1989. С. 295-329. http://www.gutov.ru/lifshitz/mesotes/zdidro.htm [К характеристике эпохи Дидро] Повесть эпохи Дидро открывается важным событием- 1 сентября 1715 года (когда философу было два года) умер старый король, Людовик XIV. Погребальный обряд совершился своим чередом, хотя без особой помпы, окружавшей покойника в дни его слишком долгого царствования. Сердце короля, по его желанию, было отдано иезуитам, желудок, отличавшийся завидной крепостью, вместе с другими внутренними органами достался Нотр-Дам, а все остальное, согласно обычаю, было погребено в Сен-Дени. Смерть личности сама по себе не является историческим событием. Это явление природы, игра естественных сил. Сколько правителей, героев и полководцев превратились в атомную пыль без малейших последствий для общественной жизни; сколько других, не менее значительных, продолжали влачить телесное существование после своей моральной смерти! Примеров такого разлада между историей и природой сколько угодно. На этом основании мы привыкли думать, что песчинка, попавшая в мочевой пузырь Кромвеля, не могла изменить ход истории. В общем это, конечно, так. Но отвлеченный анализ всегда упрощает действительность (...) Событие мелкое и случайное, с точки зрения общих законов истории, может иметь громадное значение в жизни целых народов, если оно играет роль...
5. Блюменфельд В. М.: Дидро.
Входимость: 10. Размер: 23кб.
Часть текста: А. Гельвеций, Г. Рейналь, Ч. Беккариа, Б. Франклин, Л. Стерн, англ. актер Д. Гаррик и др. В становлении Д. — мыслителя, борца против религии важное место занимают «Письмо о слепых в назидание зрячим» («La lettre sur les aveugles à l’usage de ceux qui voient», 1749) и др. произв. Философия материализма излагалась Д. в импровизированных фрагментах, нередко в своеобразных диалогах: «Мысли об объяснении природы» («Pensées sur l’interprétation de la nature», 1754), «Разговор Д’Аламбера с Дидро» («Entretien entre D’Alembert et Diderot», 1769, опубл. 1830), «Сон Д’Аламбера» («Le rêve de D’Alembert», 1769, опубл. 1830) и др. Философ. мысль Д. утверждала бесконечные возможности познания природы и жизни. Она была полна энтузиазма открытий. Задолго до Ж. Ламарка и Ч. Дарвина Д. выдвинул догадку о трансформизме биологич. видов. Как мыслитель революц. эпохи он призывал ученых и философов «внушать... дух предвидения, с помощью которого можно... учуять неизвестные процессы, новые опыты, непредвиденные результаты» («Мысли об объяснении природы», в кн.: Собр. соч., т. 1, М. — Л., 1935, с. 315). Разрабатывая рядом с Гольбахом и Гельвецием проблематику механистич. материализма, Д. в ряде ...
6. Коган П. С.: Дидро Дени.
Входимость: 9. Размер: 13кб.
Часть текста: воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения ее частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Этим учением Д. наносил удар идее откровения, на к-рой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания. По своим политическим воззрениям Д. был сторонником теории просвещенного абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе к-рой стоит государь, вооруженный всеми научными и философскими знаниями. Д. верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело...
7. Бельцер А. А., Занин С. В. Проблема "Социальной морали" во французском Просвещении на рубеже 50-х-60-х гг. XVIIIв.
Входимость: 8. Размер: 41кб.
Часть текста: ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НА РУБЕЖЕ 50-Х – 60-Х ГГ. XVIII В. А. А. Бельцер{1}, С. В. Занин{2} {1} Самарский государственный педагогический университет {2} Самарский муниципальный университет Наяновой Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 10, №4, 2008 http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2008/2008_4_1191_1199.pdf В статье анализируются взгляды видных представителей французского Просвещения XVIII в. (фи зиократов, Вольтера, Дидро, Буланже) на идеи "добродетели", "нравственного порядка", "способности человека к общению", подчеркивается их светский характер. В истории каждой страны существуют события, которые можно с полным правом назвать вехами ее истории. Таким событием для Франции стала Семилетняя война (1755 –1762). Безуспешная война, далеко не мирные отношения министерства с парижским парламентом, нищета народа и небывалый рост налогов, которые не покрывали огромный дефицит казны – вот далеко не полный перечень того, что можно отнести к итогам этого периода в целом. В 1759 году генеральный контролер финансов Силуэт докладывал королю, что "настоятельная необходимость платежей по государственным обязательствам не оставляет более времени для выбора средств" [1]. Предпринятые генеральным контролером финансов Силуэтом реформы, направленные на сокращение расходов, у многих вызвали надежду на перемены. Прежде всего, у физиократов, к которым он был близок [2]. Однако король Людовик XV не слишком верил в эффективность рецептов "адептов новой науки". Он заявил после встречи с их признанным главой Ф. Кенэ, организованной маркизой де Помпадур, что "только что выслушал длинную речь самого большого ...
8. Мезин С. А. Современники Вольтера: споры о Петре I (глава из книги)
Входимость: 7. Размер: 96кб.
Часть текста: так как они подверглись цивилизации чересчур рано. Петр обладал талантами подражательными, у него не было подлинного гения... Ж. -Ж. Руссо Негодник, тебе ли делать подобные пророчества. Вольтер Невозможно довольно предостеречь сограждан наших от чтения иностранных книг, о России писанных. Французския всех вредительнее. Федор Иванович Миллер Почти все, что писалось во Франции середины и второй половины XVIII в. о России и Петре I, писалось с оглядкой на труды Вольтера. Исключением, пожалуй, являются работы Ш. Монтескье, предложившего свой опыт осмысления феномена петровских реформ. Основное произведение этого представителя старшего поколения французских просветителей «О духе законов» содержит многочисленные упоминания о России и Петре. У Монтескье была своя «тропа» к России[1]. В данном случае с Вольтером его роднило то, что его интерес к далекой стране также имел философскую основу, и то, что на формирование этого интереса повлияло «Похвальное...
9. Луков Вл. А.: Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVIII век. Дидро Дени
Входимость: 7. Размер: 9кб.
Часть текста: литературные заработки. В 1747 г. он на заказ написал роман «Нескромные сокровища» («Les Bijoux indiscrets», изд. 1748), в котором псевдовосточный колорит, сказочные элементы, представленные в шутливо-пародийном плане, невероятно запутанный сюжет, крайняя фривольность ситуаций, обязательный счастливый финал с воссоединением влюбленных вполне вписываются в эфемерный, блестящий, но неглубокий стиль рококо. В конце 1740-х годов Дидро начал посещать кружок философа Гольбаха, где познакомился с Гельвецием, Франклином, Стерном. В результате появилось его «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), направленное против религии и церкви, за которое Дидро был заключен в Венсенский замок. Делом его жизни стала организация выпуска «Энциклопедии» (35 т., 1751–1780), в которой он решил представить систематический свод знаний с позиций самой передовой науки и вместе с тем осудить деспотизм королевской власти и церкви. Для «Энциклопедии» Дидро написал большое количество статей. В статье «Народ» он прямо выражал третьесословную идеологию: «Не может быть иного законодателя, кроме народа». В статье «Законодатель», признавая частную собственность элементом естественного права, он призывал народ-законодатель изменить «дух собственности» на «дух общности». Дидро одним из первых понял огромное значение труда, создания материальных ценностей, в «Энциклопедию» он включил свои статьи о ремеслах и технологии различных производств. В статье «Прекрасное»,...
10. Алексеев М. П. Д. Дидро и русские писатели его времени.
Входимость: 6. Размер: 42кб.
Часть текста: Ж. Порше небольшая информационная заметка «Русские книги Дидерота в Париже», 2 содержащая в себе перечень русской части библиотеки Дидро, только в начале 50-х годов привлекла внимание исследователей и послужила поводом для появления нескольких статей, посвященных этому вопросу. Однако специальному литературоведческому анализу список русских книг, принадлежавших Дидро, еще не подвергся. Внимательное изучение этого списка, библиографически уточняющее все его недостаточно ясные указания, может привести, как нам кажется, к очень существенным результатам, в особенности если мы сопоставим их с рядом отзывов Дидро о некоторых из перечисленных им сочинений. Особый интерес собранию русских книг Дидро прежде всего придает то обстоятельство, что они вовсе не являлись для него коллекцией иноязычных книжных образцов. Это было собрание, подчиненное тому плану серьезного и вдумчивого изучения русской культуры, который Дидро составил себе, живя в Петербурге. Уже то, что Дидро сумел сделать толковую опись этих книг, свидетельствует, что он знал об их содержании, мог прочесть и перевести (хотя и не всегда точно) их заглавия. Еще более важно для нас то, как свидетельствуют самые книги, разысканные Ж. Порше, что Дидро, приобретая эти книги в Петербурге или получая в подарок от друзей, несомненно читал некоторые из них в русских подлинниках. Если Дидро в момент своего прибытия в Россию не знал ни слова по-русски, как это можно заключить из его собственного признания в письме к жене, 3 то, живя в Петербурге в течение пяти месяцев, он делал попытки изучать русский язык и в процессе этого изучения знакомился с русскими книгами, до сих пор сохраняющими на своих полях его пометы, переводы отдельных слов и прочие следы его работы над ними. Пять с...