Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "DIGRESSION"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лилеева И. А.: Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
2. Галицкий Л.: Фонтенель [Bernard le Bouyer de Fontenelle]
Входимость: 1. Размер: 5кб.
3. Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра.
Входимость: 1. Размер: 29кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лилеева И. А.: Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: 1691). Ф. — плодовитый версификатор, автор либретто опер, пасторалей, галантных стихов; ему принадлежит трагедия «Аспар» (1681). Обладая ясным логич. умом, блестящим стилем, Ф. был известен как талантливый популяризатор науки. Большой успех имела его кн. «Беседы о множественности миров» («Entretiens sur la pluralité des mondes», 1686), в к-рой сложные вопросы астрономии, система Коперника излагаются в доступной форме, изящным языком салонной беседы. Ф. сыграл большую роль в известном «споре древних и новых», поддерживая Ш. Перро. В «Свободном рассуждении о древних и новых авторах» («Digression sur les anciens et les modernes», 1688) он доказывает несостоятельность утверждения абсолютного преимущества антич. лит-ры перед современной. Ф. считал необходимым освободить лит-ру от догм классицизма. В кн. «История оракулов» («Histoire des oracles», 1687) с позиции разума он подвергает критике суеверие, фанатизм, выступая как один из предшественников Просветительства. Соч.: Œuvres, t. 1—10, P., 1758; Œuvres, nouv. éd., т. 1—11, P., 1766; Œuvres, v. 1—3, P., 1818; Histoire des oracles, P., 1908. Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. ...
2. Галицкий Л.: Фонтенель [Bernard le Bouyer de Fontenelle]
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: [ «История оракулов» (L’Histoire des oracles, 1687), направленная против суеверий], пропагандой научного миросозерцания [ «Рассуждение о множественности миров» (Entretiens sur la pluralité des mondes, 1686), «Похвальные слова академиков» (Éloges historiques des Académiciens, 1708, 1719), «Предисловие» по «Истории Академии наук» (Histoire de l’Académie royale des sciences..., 1702), непременным секретарем которой он состоял с 1699], получила высокую оценку Вольтера. Значительный интерес представляют его «Диалоги мертвых» (Dialogues des Morts, 1683), написанные в форме беседы великих людей прошлого на морально-философские, социально-политические и другие темы. Острый скептицизм, снижение «авторитетов» (Сократ, Аристотель), неожиданные собеседники (Сенека и Скаррон, Парацельс и Мольер), чередование серьезных мировоззренческих споров с рассуждениями салонно-прециозного характера (спор Сапфо и Лауры, что приятнее в любви: «защищаться» или «нападать»), язык то простой и суховатый, то нарочито изысканный в зависимости от темы и собеседников — все это придавало произведению причудливо-противоречивый характер. В дальнейшем Фонтенель мастерски овладел особым видом философски-моралистической и научно-популярной литературы, в которой пропаганда рационалистического миросозерцания и научных данных сочеталась с внешней занимательностью и утонченным изяществом стиля. С этой стороны характерны его «Рассуждения о множественности миров», пропагандирующие декартовскую астрономическую систему в форме изысканно-светского разговора ученого и маркизы. Принимая участие в острой...
3. Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: литературы и философии особенно важен и показателен опыт французского романа XVIII века. Для культуры французского Просвещения, как известно, характерен феномен органического единства философии и литературы, выразившийся уже в том, что крупнейшие французский философы этой эпохи были одновременно выдающимися писателями. Беллетризация философских идей – объективное проявление данного феномена. Речь идет о целой системе жанров, общим признаком которых является сознательная ориентация авторов на постановку философских проблем, на философскую дискуссию. Это рождает соответствующую поэтику, для которой характерны принципиальная условность, экспериментальность сюжетных эпизодов, введение фантастических образов и ситуаций, появление персонажей-резонеров, персонифицирующих определенные философские идеи, параболичность художественной мысли, парадоксы. Не менее важен для понимания сложившейся культурной ситуации и сам характер французской философии XVIII века, поставивший в центр проблемы антропологические и социально-политические. Даже традиционные метафизические вопросы, относящиеся к сфере гносеологии, телеологии, трактовались во французской философской традиции XVIII века в соответствующем ключе. Выдвигая непосредственные практические задачи и видя в просвещении мощное средство преобразования мира, французские философы сознательно использовали литературу как средство воспитания и пропаганды. Проблема просветительских и воспитательных целей...