Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "GENIUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Первушина Е. А. Категория «гений» в эстетике английского просветительского классицизма
Входимость: 3. Размер: 20кб.
2. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. 2. 2. 6. Особенности концепции "злого гения" (evil genius)
Входимость: 2. Размер: 18кб.
3. В.Э. Вацуро "Готический роман в России". Я. Санглен. «Гений» К. Гроссе
Входимость: 2. Размер: 78кб.
4. Мейнеке Ф. Английский преромантизм, Фергюсон и Бёрк
Входимость: 2. Размер: 44кб.
5. Токарева Г.А.: "Мифопоэтика У. Блейка". Романтический конфликт "разум – воображение" в свете блейковского мифологизма.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
6. Маркова И. В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
7. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма
Входимость: 1. Размер: 4кб.
8. Длугач Т.Б. Дени Дидро. Литература
Входимость: 1. Размер: 3кб.
9. Вершинин И. В., Луков Вл. А. Литературная эстетика английского предромантизма
Входимость: 1. Размер: 44кб.
10. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. 2. 1. Ключевые понятия годвиновской "демонической" темы
Входимость: 1. Размер: 16кб.
11. Максютенко Е. В. Тема инверсии времени в "Тристраме Шенди" Л. Стерна.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
12. Либинзон З. Е.: Шиллер,Иоганн Кристоф Фридрих.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
13. Романчук Л. "Композиционные особенности романа Свифта "Путешествия Гулливера... "
Входимость: 1. Размер: 65кб.
14. Ингер А. Голдсмит-эссеист и английская журналистика XVIII века;
Входимость: 1. Размер: 96кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Первушина Е. А. Категория «гений» в эстетике английского просветительского классицизма
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: распространенной традиция трактовать понятие «гений» и близкое к нему «гениальность» как категории главным образом психологии творчества[1]. В соответствии с этим гениальностью принято называть высшую степень одаренности и способность создавать «качественно новые творения, открытие ранее неизведанных путей творчества»[2]. Тем не менее, при всей актуальности такого подхода, нельзя считать его единственно возможным и исчерпывающим, и слово «гениальность» следует понимать «во всем богатстве его исторически сложившихся моментов»[3]. Хорошо известно, что в культурном контексте XVIII столетия оно бытовало преимущественно как эстетическая категория. Общепризнанно при этом, что ее значимость была особенно велика в пору отрицания классицистических идей. «Само понятие «гения» стало общим достоянием культурной Европы в пору предромантизма, руссоизма, «бури и натиска» как боевой клич борьбы против школьных правил, за высвобождение творческой субъективности», - указывал С. С. Аверинцев, подчеркивая при этом, что «категория «гения» столь же необходима с этого времени, сколь непонятной и ненужной была до того…»[4] Последнее заявление представляется нам несколько категоричным. Попробуем уточнить содержание категории «гений» именно в классицистской эстетике, в частности, в эстетике английского...
2. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. 2. 2. 6. Особенности концепции "злого гения" (evil genius)
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: genius) 2. 2. 6. Особенности концепции "злого гения" (evil genius) (c. 79-85) Образ "злого гения" как детонатора, "запускающего" процесс демонизации человеческой души, впервые появляется в литературе романтизма. Прототипом его служит библейский образ Дьявола, подталкивающего человека ко злу. В каком-то роде можно считать образ "злого гения" "обытовленным" образом Сатаны. В предшествующей доромантической концепции "злым гением" являлся тот, кто "науськивал" человека, подбивая на преступления против Бога и людей (таков образ Калибана из пьесы-сказки Шекспира "Буря", образ черта Мефистофеля из народных сказаний и т. д.). "Злой гений" являлся персонифицированным представителем мира зла и зачастую отождествлялся с образом плута. В романтической концепции "злой гений" - не обязательно злодей, причина его демонического влияния на человеческую душу заключена не в нем, а в душе самого персонажа, в инициации ее...
3. В.Э. Вацуро "Готический роман в России". Я. Санглен. «Гений» К. Гроссе
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: Поворот к Средним векам просматривается в самой организации и идеологических установках герметических обществ: при всех своих различиях и внутреннем антагонизме «система строгого наблюдения» и шведская система Циннендорфа, и розенкрейцерство были ориентированы на статуты средневековых рыцарских орденов, на жесткий авторитаризм и иерархичность католической церкви 1 . Масоны искали своих предшественников более всего в ордене тамплиеров, драматическая судьба которого легла в основание мистического мифа, — и совершенно естественно изображение тайных обществ и тайных ритуалов зарождается в пределах исторической драмы и романа из эпохи Средневековья. К середине 1790-х годов сложился тип романа, где тайное общество предстает как носитель преступных, эгоистических начал, всепроникающая и почти неодолимая сила, действующая путем обмана, подкупа и убийства. М. Божан, исследуя на репрезентативных образцах этот тип романа, приводит весьма выразительный фрагмент из «Авроры» (1794) К. А. Вульпиуса, автора «Ринальдо Ринальдини», где устами одного из персонажей определяется своего рода символ веры или модус существования подобного общества: все члены его объединены единой целью и действуют как один человек; для достижения этой цели годны любые средства, и отступники подлежат жестокому наказанию. «Все другие люди должны быть нашими рабами, а мы — их властителями...» 2 Герой, попавший в сети такого общества, должен вести борьбу практически безнадежную. Самый характер конфликта здесь довольно близок классическому готическому роману. Всемогущество тайной организации предстает герою и читателю как атрибут сверхъестественных сил, воплощением которых становятся таинственные персонажи, меняющие свой облик и имя, — подобно «армянину» в «Духовидце» Шиллера; сам герой — игралище этих сил, жертва надличной Судьбы. Потенциальное присутствие сверхъестественного определяет и...
4. Мейнеке Ф. Английский преромантизм, Фергюсон и Бёрк
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: то нередко с самого начала в них, рядом с ними и за ними ощущается сила другого характера и другой направленности, вглядывающаяся через границы этого движения в далекое будущее, с которым движение, поначалу победоносное, хотя еще и имеет тесную жизненную общность, но оказывается призванным когда-нибудь сменить его, чтобы потом стать жертвой того же процесса подъема и распада. «Gestaltung, Umgestaltung, des ewigen Sinnes ewige Unterhaltung» 1 . От характера наблюдателя зависит, означает ли это грандиозное зрелище смысл или бессмысленность истории, утешение мира или всемирное отчаяние, порождает ли оно вялый релятивизм или религиозную преданность идее несмотря на грозящий ей упадок. Эта вера может, не говоря обо всем остальном, полагаться и на то, что и погибающий никогда не погибнет полностью в диалектике развития, но будет действовать в «снятом» виде. XVIII век — один из величайших примеров кажущейся абсолютной победы новой духовной силы на определенное время, когда уже с начала ее победного шествия эта духовная сила сопровождается противодействующей тенденцией, которая ее позже и сменяет. Век Просвещения и рационализма никогда не был временем господства только этих течений, но уже с самого начала содержал в своем чреве зародыши того, что взошло в XIX веке как романтизм, иррационализм и историзм. Это можно наблюдать повсюду в Европе, что мы уже и сделали применительно к Франции, а в сфере всеобщей истории литературы это удачно, хотя и не вполне удовлетворительно с точки зрения изложения, уже показал француз Поль ван Тигем в своей книге «Le Préromantisme. Etudes d'histoire littéraire européenne» (2 Vol. Paris, 1924) 2. Но полярность определяет не только развитие духовной жизни Запада в целом, а наряду с ней и внутреннюю жизнь отдельных народов. Каждый народ скрывает в себе полярности своего характера,...
5. Токарева Г.А.: "Мифопоэтика У. Блейка". Романтический конфликт "разум – воображение" в свете блейковского мифологизма.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Часть текста: старого и нового в стартовую площадку для очередного витка культурно-исторического развития, предвосхитил ницшеанское соперничество дионисийского плодоносного хаоса и аполлонического застывшего совершенства. Разум, кумир эпохи Просвещения, стал восприниматься как препятствие для живого творческого Воображения, во власть которого отдан был мир. С. Кольридж пишет: "Обладая необычной магической силой, которая лишь одна вправе называться Воображением, поэт создает атмосферу гармонии" [130, с. 284]. Ему вторит П. Б. Шелли: "В нас проникает словно некое высшее начало, но движения его подобны полету ветра над морем… Эти… состояния души являются преимущественно уделом людей, одаренных тонкой восприимчивостью и живым воображением" [299, с. 739-740]. Д. Китс заявляет: «Вымысел я считаю путеводной звездой поэзии, фантазию – парусами, а воображение – кормилом» [125, с. 206]. Блейк одним из первых заговорил о преобразующей мощи творческого воображения. "Вечная сущность Человека заключается в его Воображении, и в этом проявляется Господь Бог, и все мы – его подобия»", - пишет он [29, с. 166]; весь мир следует "облечь в одежды воображения" [334, p. 142]. Конфликт Разума (рассудочности) и Воображения – основной конфликт поэзии Блейка. "Всякая истина, - утверждает поэт, - продукт интуиции, ибо все, что есть ценного в знаниях, не вписывается в рамки точных...
6. Маркова И. В. Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского Просвещения.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: avtoreferaty/markova1.doc МАРКОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА И ДРАМАТУРГИЯ АРТУРА МЭРФИ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Специальность 10. 01. 03 – литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Самара – 2009 Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Поляков Олег Юрьевич Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Гринштейн Аркадий Львович кандидат филологических наук Коноплюк Наталья Владимировна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В последнее время отечественное литературоведение все чаще обращается к проблеме переходных периодов, поскольку «именно при «переходе», на «границах» особенно выявляются тенденции литературного развития, формирующиеся перспективные качества, превосходящие лабильность цивилизованных циклов. Границы уточняют суть в них заключенных систем, переходы бросают свет на содержание эпох – как прошлого, так и будущего» [1]. Одним из таких периодов в истории английской литературы было зрелое Просвещение, в художественной системе которого в 1760-х гг. обозначилось начало перехода от классицизма к романтизму. Принцип стадиального рассмотрения эволюции английского Просвещения не всегда оказывался плодотворным. Усилившиеся ...
7. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма Монография посвящена вопросам отражения и модификации романтических мифологем, связанных с темой демонизма, в творчестве Годвина, анализу истоков и тенденций развития в романтизме образа "демонического героя", генезису понятий "красоты зла" и "деформации" и их воплощений в произведениях английских романтиков. Своеобразие предлагаемой темы раскрывается на фоне анализа существенных историко-философских сдвигов в Англии в конце XVIII в. и в сопоставлении с общим западноевропейским романтическим процессом. Введение Глава 1. Генезис понятия "демонизм" 1. 1. Обзор литературы 1. 2. Демонизм как литературное явление 1. 3. Романтическая трактовка категории демонизма. Историко-литературный аспект 1. 4. Своеобразие отражения демонических мотивов в творчестве Годвина Глава 2. Модификация "демонического героя"в романистике Годвина 2. 1. Ключевые понятия годвиновской "демонической" темы 2. 2. Анализ основных структурно-текстуальных единиц произведений Годвина 2. 2. 1. Заражение злом 2. 2. 2. Договор и тайна 2. 2. 3. Феномен любопытства ко злу 2. 2. 4. Концепция рока 2. 2. 5. Особенности топологии как фактора демонического 2. 2. 6. Особенности концепции "злого гения" (evil genius) 2. 2. 7. Проблема "раздвоения" и двойничества 2. 2. 8. Сверхчеловечность 2. 2. 9. Мотив "демонической игры" Глава 3. Символика небытия в романах Годвина. 3. 1. Концепция пустоты и механистичности (automata) 3. 2. Концепции красоты зла и деформации Заключение Приложения Приложение A: Тема демонизма в западноевропейской культуре Приложение Б: Типология романистики Годвина Приложение В: Диалектика мотива демонической инспирации Приложение Д: Генезис темы "договор с дьяволом" Приложение Ж:Словарь ключевых синонимов с семантикой небытия в романе Годвина "Мандевиль" Ключевые понятия (краткий обзор) Список использованной литературы
8. Длугач Т.Б. Дени Дидро. Литература
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Т.Б. Дени Дидро. Литература ЛИТЕРАТУРА 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. 2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 3. Дидро Д. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1935 — 1947. 4. Дидро Д. Соч.: В 2 т. М„ 1986. Т. 1. 5. Дидро Д. Избр. произв. М.; Л., 1951. 6. Diderot D. Observations sur 1'instruction etc., publiees par P. Ledieu. Paris, 1921. 7. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963. 8. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. 9. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант //Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980. 10. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1902. Т. 1. 11. Гачев Д. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961. 12. Гегель. Соч.: В 14 т. М., 1959. Т. IV. 13. Гельвецш К. А. Соч.: В 2 т. М., 1973 — 1974. 14. Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. М., 1963. 15. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. 16. Ламетри Ж. О. Соч. М., 1983. 17. Лифшии М. Великий французский просветитель//Новый мир. 1953. № 6. 18. Луппол И. К. Дени Дидро. М., 1960. 19. М орлей Д. Дидро и энциклопедисты. М., 1882. 20. Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII в. 1715 — 1789 гг. СПб., 1902. ^ 21. Гэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1906. 22. Belaval I. L'esthetique sans paradoxe de Diderot. Paris, 1950. 23. Buffat М. Le Theorique et son autre//Jacques Proust Lecture de Diderot. Paris, 1974. 24. Dieckmann G. Diderot's conception of genius//Journal of the history of ideas, 1941. N 2. ...
9. Вершинин И. В., Луков Вл. А. Литературная эстетика английского предромантизма
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: рационалистической просветительской эстетики, а в появлении новых художественных понятий и ценностей внутри обширной области «прекрасного», фактически уничтожающих исключительность старого понимания красоты. К числу таких новых эстетических понятий относятся «живописное», «готическое», «романтическое»[1]. Появление новых понятий в предромантической литературной эстетике — верный признак глубокой перестройки культурного тезауруса людей XVIII века. Система категорий формирует некую «призму», сквозь которую рассматривается и искусство, и мир, и человек, прежде всего автор. Ее изменение за счет «встроенных» категорий создает совершенно иной взгляд на уже освоенную действительность искусства. К группе понятий, выделенных В. М. Жирмунским в предромантической эстетике, следует также отнести «ужасное», «экзотическое», «народное» и некоторые другие. Вместе они образуют собственно предромантическую эстетическую систему в культурном тезаурусе эпохи. Введение новых понятий сочеталось у предромантиков с уменьшением внимания или переосмыслением фундаментальных понятий классицистической эстетики и самой ее системности. Признаки предромантического взгляда на мир и на искусство появляются в Англии уже в начале столетия. Его первый симптом — интерес к...
10. Романчук Л.А. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. 2. 1. Ключевые понятия годвиновской "демонической" темы
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: анализ, снятие всяких разграничений, условностей стиля, "развоплощение" и перевоплощение. Мировоззрение и творческий стиль Годвина складываются под влиянием трех мощных источников: Французской революции, очевидцем которой он был, философии Берка и готического романа. Отношение к данным источникам менялось в течение жизни от приятия к полному отрицанию (в отношении к Революции) или, напротив, от отрицания к сочувственному переосмыслению (в отношении учения Берка). Начав сторонником Революции, Годвин закончил ее противником. Выступив поначалу опровергателем учения Берка и строя свои романы как спор с его утверждениями, Годвин заканчивает их принятием. Борясь за упразднение остатков феодализма в Англии, проникается ностальгией по его уходу, воплощенной в готических мотивах и символике. Огромную роль в формировании пессимистического характера годвиновского мировосприятия сыграли личные драмы его жизни: смерть жены Мэри Уолстонкрафт, самоубийство приемной дочери, влюбленной в П. Б. Шелли, одиночество [201. P. 372], [204]. Под этими впечатлениями был написан роман "Мандевиль" с его мрачной беспросветностью. Результатом фантастической проекции исторической трагедии, пережитой Годвином после Термидора, стал "Сент-Леон". Творчество английского "богоборца" отличается особым сочетанием примет разнообразных жанров: от плутовского и готического романа до исповедального романа романтизма. Исследователи зачастую спорят в определении жанровой принадлежности того или иного произведения Годвина (приложение Б) из-за осознаваемого присутствия в нем разнообразных стилевых, композиционных и фабульных приемов, свойственных различным жанрам и...