Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "INTERPRETIVE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Французское Просвещение. Национальная историческая энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 52кб.
2. Культура скандинавских народов XVIII века.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
3. Английское Просвещение. Исторический словарь
Входимость: 1. Размер: 32кб.
4. Голландская культура во второй половине XVII и в XVIII в. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. (1959 г.)
Входимость: 1. Размер: 15кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Французское Просвещение. Национальная историческая энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: первую очередь французское Просвещение. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» ( Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 16.). Жан Мелье Особое место среди французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664— 1729). Будучи приходским священником, Мелье хорошо знал жизнь народных низов, бедствия и нужду масс. В оставленном им единственном произведении — «Завещании» он подвергает острой критике не только общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в целом. В книге Мелье осуждается весь общественный строй Франции и ее государственное устройство — абсолютная монархия. Все правители, пишет он, являются тиранами, которые при помощи чудовищной системы обмана и насилия довели народ до нищеты. Светская и духовная власти поддерживают друг друга как два вора-карманника. Обличая лицемерие и алчность духовенства, Мелье вскрывает социальную роль церкви как опоры тирании, орудия угнетения народа. «Религия, — писал он, - поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую нелепую, самую глупую религию... Служители религии, властвующие над нашей совестью, являются самыми наглыми обманщиками народа, а государи и прочие сильные мира сего, властвующие над нашим телом и имуществом, — самыми крупными ворами и убийцами из всех существующих в мире». Из всех противников феодализма Мелье настроен...
2. Культура скандинавских народов XVIII века.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: история. Энциклопедия. Том 5 (1959 г.) http://interpretive.ru/dictionary/450/word/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0+%F1%EA%E0%ED%E4%E8%ED%E0%E2%F1%EA%E8%F5+%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2+XVIII+%E2./ В XVIII в. в скандинавских странах закладываются основы современных литературных языков, открываются научные учреждения, создаются не во всем самостоятельные, но ценные художественные произведения. Среди выдающихся деятелей мировой науки все чаще встречаются имена скандинавских ученых. Носителями национальной культуры были главным образом выходцы из горожан и духовенства — разночинная интеллигенция. Идейное содержание ее творчества было умеренно буржуазным. Культурный расцвет XVIII в. был подготовлен еще второй половиной XVII столетия, которое в истории Дании недаром получило название «ученого века». Не случайно также многие европейские знаменитости охотно приезжали или даже переселялись в это время в Копенгаген и Стокгольм. В XVII в. на шведской государственной службе состояли выдающиеся представители правовой науки — голландец Гуго Гроций и немец Пуфендорф, великий французский философ Декарт. На их идеях воспитывались первые поколения скандинавской интеллигенции нового времени. Датчанин Томас Бартолин (1616—1680) открыл лимфатическую систему; его соотечественник Оле Рёмер (1644—1710) определил скорость распространения света. На рубеже XVII—XVIII вв. творил знаменитый шведский механик-изобретатель Кристофер Польхем. В XVIII в. прославились шведские ученые—физики Цельсий и Клингеншерна, химики Валлериус и Шееле, ботаник Линней. Первые...
3. Английское Просвещение. Исторический словарь
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой, буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической и в религиозной области. Согласно их представлению, чувства, потребности и свойства «естественного человека» являются нормой по отношению к исторически сложившимся условиям общественной жизни, которые подвергаются осуждению как искусственные и ложные. Такими искусственными наслоениями считались в первую очередь феодальные институты. Наоборот, естественными проявлениями человеческой природы признавались интересы буржуазной личности, освобожденной от стеснительных феодальных связей. Заключавшаяся в этих мыслях идеализация буржуазного общественного строя не была выражением сознательного классового расчета. В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии. Философия Основоположник свободомыслия XVIII в., учитель французских материалистов Джон Локк был столь робок в своих рационалистических суждениях о религии, что не посмел затронуть божественное откровение. Отстаивая принцип веротерпимости, он...
4. Голландская культура во второй половине XVII и в XVIII в. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. (1959 г.)
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: история. Энциклопедия. Том 5. (1959 г.) ГОЛЛАНДСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII В . Национальная историческая энциклопедия Всемирная история. Энциклопедия. Том 5 (1959 г.) http://interpretive.ru/dictionary/450/word/%C3%EE%EB%EB%E0%ED%E4%F1%EA%E0%FF+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0+%E2%EE+%E2%F2%EE%F0%EE%E9+%EF%EE%EB%EE%E2%E8%ED%E5+XVII+%E8+%E2+XVIII+%E2./ Постепенное ослабление экономической и политической мощи Голландии сказалось на эволюции ее культуры. Правда, различные области культуры развивались по-разному. В частности, в области естественных и точных наук, тесно связанных с экономическими потребностями общества, происходило дальнейшее накопление званий и были сделаны важные открытия. Резкое обострение социальных противоречий нашло свое отражение в смелых выводах лучших представителей голландской философии и общественной мысли. Но культура Голландии уже во второй половине XVII столетия вступает в полосу кризиса, который переходит затем в ясно выраженный упадок. Этот кризис сказался особенно наглядно в живописи, т. е. в той области, в которой ранее были созданы высшие ценности голландской культуры. Упадок голландской культуры с конца XVII в. связан с общим упадком страны и перерождением некогда революционного класса буржуазии. Достигнув политического и экономического могущества, голландская буржуазия становится реакционной силой. Буржуазия, охваченная постоянным беспокойством и страхом перед угнетенными массами, подавляет малейшие проявления народного недовольства. Результатом экономического застоя было заметное изменение даже самого типа голландского...