Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "LOIS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 2. Ленге. Бриссо
Входимость: 3. Размер: 28кб.
2. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 2. Вольтер
Входимость: 2. Размер: 59кб.
3. Монтескьё Шарль Луи. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
Входимость: 2. Размер: 10кб.
4. Карп С. Дидро, А. В. Нарышкин и цивилизация России.
Входимость: 2. Размер: 84кб.
5. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Марешаль
Входимость: 1. Размер: 87кб.
6. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. Библиография.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
7. Рак В. Д.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
8. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Монтескьё
Входимость: 1. Размер: 48кб.
9. Баскин М.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 1. Памфлетная литература
Входимость: 1. Размер: 14кб.
11. Горбовская Милевская С. Научно-ботаническая семантика флоросимвола во французской литературе XVIII века
Входимость: 1. Размер: 40кб.
12. Мокульский С.: Монтескьё Шарль Луи.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
13. Занин С. В. Формирование и развитие общественного идеала Ж. -Ж. Руссо
Входимость: 1. Размер: 123кб.
14. Батиев Л. В. Учение Ш. Л. Монтескье о духе законов
Входимость: 1. Размер: 32кб.
15. Толмачёв М. В.: Рукопись Шамфора в России
Входимость: 1. Размер: 70кб.
16. Артамонов С. У истоков французского Просвещения.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
17. Верцман И. Е.: Монтескьё
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 2. Ленге. Бриссо
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Часть текста: как мы знаем, одинок. В 60-х и 70-х годах XVIII века даже в работах, признающих буржуазные отношения вечными и неизменными, можно найти весьма яркое изображение царящего в обществе неравенства. Очевидно, влияние настроений, питавших мелкобуржуазную критику капиталистических отношений, распространялось весьма широко. Из современников Руссо отрицательное отношение к капитализму с наибольшей последовательностью и резкостью выражает, несомненно, Ленге. Работа Ленге «Теория гражданских законов» получила весьма высокую оценку Маркса. Ленге (1736—1794), блестящий адвокат, оригинальный и остроумный публицист, пользовался в предреволюционное время большой известностью. Он много писал, и его охотно и много читали. По своей одаренности он может быть поставлен в один ряд с крупнейшими французскими политическими писателями XVIII века. 91 Но его влияние на современников и на последующее развитие общественной мысли совершенно не соответствует его таланту. Его критика остра, но бесплодна; он совершенно не в состоянии найти выход из тупика своих пессимистических рас­суждений. Свою полемику против буржуазно-либеральной идеализации физиократов он, по выражению Маркса, полусерьезно-полуиронически облекает в реакционную оболочку. 92 Он...
2. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 2. Вольтер
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Часть текста: его борцом. Он был самым неутомимым пропагандистом новых идей. В известные периоды он был «дирижером» движения. Взятая в целом история жизни и деятельности Вольтера представляет как бы концентрированное отражение века французского просвещения со всеми его этапами, со всеми его противоречиями. Он является центральной фигурой этого замечательного периода человеческой истории. Литературное наследие Вольтера чрезвычайно разнообразно. Вольтера нельзя миновать ни в истории драмы, ни в истории романа, ни в истории философии. Но истинное величие истори­ческому образу Вольтера придает та роль, которую он играл как один из крупнейших общественных деятелей предреволюционной Франции. Немного найдется писателей, литературная деятельность которых во всех ее формах была бы подчинена общественным целям в такой мере, как то было у Вольтера. Почти каждое литературное произведение Вольтера, за весьма немногими исключениями, было актом общественной борьбы. Франсуа Мари Аруэ (1694—1778), вошедший в историю под именем Вольтера, родился в царствование Людовика XIV. Это были годы, когда французский абсолютизм по внешним призна­кам достиг своего апогея; годы, когда в глубинах общественного организма начинался уже процесс распада тех сил, которые создали и поддерживали эту политическую форму. Вольтер умер за десять лет до Великой буржуазной революции, когда многие прозорливые люди — и Вольтер в их числе — уже предчувствовали приближение мощного социального катаклизма. Вольтер родился в семье, принадлежавшей к третьему сословию. В семье его отца были купцы, кожевники, суконщики; отец ...
3. Монтескьё Шарль Луи. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MONTESKE_SHARL_LUI.html МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (Charles-Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu) (1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред. Получил образование в коллеже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского "дворянства мантии", начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708. После смерти отца в 1713 Монтескье, известный до этого как де Лабред, получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран членом Бордоской академии и после смерти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Позднее он заметил, что его занимали идеи, стоявшие за существующими законами, медленное развитие социальных институтов и принципы права. Поэтому десять лет спустя, в 1726, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям. В молодости Монтескье занимался естественнонаучными экспериментами и представил их результаты в Бордоскую академию. Среди них были наблюдения за сокращением тканей животных при охлаждении и их расширением при нагревании. Позднее эти эксперименты легли в основу заключений философа о глубоком влиянии климата на человека и, следовательно, на общественные институты. Завоевав...
4. Карп С. Дидро, А. В. Нарышкин и цивилизация России.
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Часть текста: филиацию их идей; более важным ему представляется установить общие предметы их рассуждений, чтобы затем уже понять, что их объединяет, а что отличает друг от друга. К числу таких общих предметов относятся их представления о роли Уложенной комиссии Екатерины II, образ Москвы (у Дидро – в сравнении с образом Петербурга), интерес обоих авторов к истории, тезис о «загнивающем» Западе и «здоровой» России, признание необходимости развития любого общества на своей собственной основе. Начну с двух предварительных замечаний. 1 Во-первых, слово цивилизация употреблено мной сознательно в двух своих противоположных смыслах: оно здесь обозначает и процесс развития общества от низших ступеней к высшим (этот смысл был рожден именно в XVIII в., причем в попытках применить его к России Дидро принял самое непосредственное участие), и некую историко-культурную общность, замкнутый общественный организм, имеющий свою уникальную судьбу (Данилевский, Тойнби, Шпенглер), конфликтующий с другими аналогичными организмами (Хантингтон) или существующий параллельно с ними. Во-вторых, я должен сказать несколько слов о том значении, которое я придаю изучению русских контактов Дидро. До сих пор в научно-популярной, а иногда и в научной литературе, но прежде всего в сознании множества людей факт приезда Дидро в Россию и его контактов с русскими людьми интерпретируется упрощенно и неадекватно: Дидро приехал в Россию, польстившись на приглашение Екатерины II (в расчете на ее щедрость), беседовал с ней и даже осмеливался давать ей советы по реформированию нашей страны, но сам при этом о России ничего не знал и уж конечно ее не понимал. Его круг общения был узок, сам он – далек от народа, общался только с императрицей и несколькими придворными. Стоит ли всерьез относиться к его легкомысленным рекомендациям? Примерно такой образ Дидро встает перед нами, например, при чтении «научно-популярной» статьи М. М. Сафонова ...
5. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Марешаль
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Часть текста: Марешаль вызвал к себе лютую ненависть реакционных кругов. И действительно, его имя долго было мишенью яростных нападок со стороны феодально-клерикальных и реакционных буржуазных писателей. Еще при жизни философа, в 1802 году, по случаю выхода его «Словаря древних и новых атеистов» Де Лиль де Саль выпустил большую книгу, в которой «опровергал» материалистические и атеистические взгляды Марешаля ссылками на тексты... Священного писания. Де Лиль де Саль пытался запугать «порядочную публику» призраком санкюлотства и террора. С выходом «Словаря», писал он, «все друзья гражданского мира почувствовали себя на миг возвращенными в царство презренной анархии времен Анаксагора Шометта и «Отца Дюшена»» 1 Дамирон и другие противники материализма и атеизма приложили много усилий, чтобы представить Марешаля в самом невыгодном свете 2 . Даже в тех скупых строках, которые уделялись Марешалю в энциклопедических и биографических словарях, противники философа вопреки элементарной объективности всячески чернили его память. Так в «Biographie Universelie» Марешаль назван «одним из самых наглых софистов XVIII в.» 3 . Время не смягчило острую ненависть реакционеров к человеку, осмелившемуся выступить против бога и частной собственности. В 1936 году в Париже вышла книга А. Фюзи, посвященная...
6. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. Библиография.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: Библиография. Общие работы Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. Ш, стр. 153—163. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф. Энгеьс. Соч., т. IV, стр. 396—399. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., t. V. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., t. XIV, стр. 17—20, 138—139, 153, 259, 367 и др. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах. К. МарксиФ. Энгельс. Соч., t. XIV, стр. 635. 647—649, 654, 676. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся Соч., т. 2. стр. 473. Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма. Соч., т. 19, стр. 4. Ленин В. И. Карл Маркс. Соч., т. 21, стр. 34. Ленин В. И. О значении воинствующего матеоиализма. Соч., т. 33. Блан Л. История французской революции, т. 1. СПб, 1907, Брюа Ж. История рабочего движения во Франции. М., 1953. Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. М., 1908. Роьтерс Ф. Очерки по истории аграрных отношений и агоаоного вопроса во Франции. 1700—1789. М.—Пг., 1923. Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века, т. II. СПб, 1897. Жорес Ж. История великой французской революции, т. 1. М., 1922. История фоанцузской литературы, т. 1. М.—Л., 1946. Кареев Н. История Западной Европы в новое время, т. Ш. СПб, 1904. Ковалевский М. Происхождение современной демократии, т. II. М., 1899. Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному, т. Ш. М., 1906. Мишель А. Идея государства. М., 1909. Рокен Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII в. СПб., 1902. Чичерин Б. История политических учений, т. Ш, М., 1874. Bertaut J. La vie litteraire en...
7. Рак В. Д.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Просвещения; общеевроп. славой пользовался роман «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721). В России М. был хорошо известен с XVIII в. всеми своими основными соч., в пушк. эпоху его идеи способствовали формированию полит. взглядов декабристов. П. читал М. уже в Лицее, но насколько широко и глубоко был знаком с его соч. — не ясно. На его восприятие М. наложилось, видимо, впечатление от очерка «Вечер у Кантемира» К. Н. Батюшкова (соч. 1816, напеч. 1817). М. был для П. прежде всего полит. мыслителем («Монтеские, обдумывая Дух Законов, отдыхал на Перс.<идских> Письмах...» — «О ничтожестве литературы русской», дек. 1833 – март 1834; Акад. XI, 517, зачеркнутый вар.). Под влиянием М., опосредствованном частично, по-видимому, полит. лирикой П. -Д. Экушар Лебрена, сложилась у П. концепция свободы, проповедуемая им в оде «Вольность» (1817). К М. восходит мысль об определяющем воздействии климата на духовную «физиономию» народа («<О народности в литературе>», 1825–1826; Акад. XI, 40), но она была общим местом, что лишает смысла вопрос о непосредственном ее источнике у П. Согласно записи 16 сент. 1827 в дневнике А. Н. Вульфа, посетившего накануне П. в Михайловском, на столе поэта, среди др. книг, лежал «Montesquieu» (Вульф. С. 136; П. в восп. совр. (1974). Т. 1. С. 415). В первой гл. романа «<Арап Петра Великого>», над к-рым П. в то время работал, упоминается присутствие героя при «разговорах Монтеские» (Акад. VIII, 4); возможно, П. обращался к соч. фр. просветителя для того, чтобы оживить эту и др. черты парижского обществ. быта нач. XVIII в., но у него могли быть и др., более глубокие интересы, связанные с осмыслением актуальных для него в тот момент вопросов (напр., о «милости государя»)....
8. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Монтескьё
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: и господствующей христианской церкви. По радикализму своих политических и философских взглядов он, конечно, уступал не только Мелье и Руссо — идеологам социальных низов, но и Дидро, Ламетри, Гельвецию, Гольбаху. Это понятно, ибо Монтескье, как и Вольтер, выражал умонастроение достаточно умеренных верхушечных слев дореволюционной французской буржуазии. Однако отмеченное обстоятельство не может поставить под сомнение историческое значение Монтескье, его знаменитой книги «Дух законов» в становлении и развитии важнейших идей французского Просвещения XVIII века. Шарль Луи Монтескье родился в 1689 году в г. Лабред близ Бордо в старинной аристократической семье. Учился он в коллеже неподалеку от города Мо. Уже в те годы, проявляя безразличие к богословским премудростям, молодой Монтескье изучал историю и культуру античного мира, и в особенности Рима. По окончании коллежа он с большой настойчивостью и весьма плодотворно изучал право, сохраняя одновременно живейший интерес к литературе и искусству. В 1714 году Монтескье становится советником бордоского парламента, а два года спустя, после смерти дяди, получает по наследству пост президента того же парламента....
9. Баскин М.: Монтескьё, Шарль Луи де Секонда.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: бога лишь "создателем и охранителем" природы; бог не вмешивается в ее дела и сам подчиняется объективным закономерностям. Тяготея к материализму, М. подчеркивал, что "непрерывное существование мира, образованного движением материи и лишенного разума, приводит к заключению, что все его движения совершаются по неизменным законам. Таким образом, дело творения, кажущееся актом произвола, предполагает ряд правил, столь же неизбежных, как рок атеистов" (Избр. произв., М., 1955, с. 163, вступит. ст. М. П. Баскина. Подробная библиография соч. М. в рус. пер., составленная А. П. Примаковским). Вслед за англ. материалистами М. неоднократно указывал на то, что человек как физич. существо является частью природы и приобретаемые им знания суть прежде всего знания о природе, основанные на опыте. Подчеркивая свой сенсуализм, М. называл человека чувствующим существом. Благодаря разуму человек оценивает свои ощущения и делает правильные выводы. Как и все просветители, М. считал разум способным к непрерывному прогрессу, призывал человечество к борьбе с суевериями, мешающими людям жить. В этой связи М. отмечал значение науки, к-рую противопоставлял теологии, основанной на плоском антропоморфизме (см. "Персидские письма", 1956, с. 177). В отличие от просветителей-атеистов, М. считал, тем не...
10. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. 1. Памфлетная литература
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: проявил свою явную неспособность справиться с переживаемым страной экономическим и политическим кризисом. Королевское правительство утратило последние остатки своего авторитета; недовольство и возмущение народных масс достигло крайнего напряжения. Идеологические основы предстоящего переворота были полностью разработаны. Страна явным образом вступила в период революционной ситуации. В небывало широком потоке политических брошюр и памфлетов, появившихся во Франции в годы революционной ситуации, нашли свое отражение различные политические настроения, различные оттенки политической мысли. Среди этих брошюо есть и такие, авторы которых ставят себе целью защиту «исконной» французской конституции — иными словами, неограниченной монархии. Таких брошюр немного. Характерно, что в своей аргументации и они ищут точек опоры не столько в традиции, сколько в общественной философии XVIII века (чаще всего у Монтескье). Но, приравнивая права монарха к правам собственника, они не допускают никаких ограничений его «суверенитета» и возражают против признания за Генеральными штатами законодательной власти. Нас не удивит, что в числе этих защитников монархии мы найдем одного из видных представителей физиократической школы — Мерсье де ла Ривьера, донесшего до революции монархическую традицию школы. Мерсье де ла Ривьер провозглашает принцип свободы «франкского» народа, нерушимость естественных прав, требует периодического созыва Гене­ральных штатов и утверждения налогов нацией. Но все это может быть обеспечено, по его мнению, при сохранении абсолютного авторитета короля, сосредоточивающего в своих руках и законодательную и исполнительную власть, без изменений конституционных законов государства. 1 Наряду с памфлетами, защищающими абсолютизм, мы видим также памфлеты, доказывающие законность привилегий высших сословий. Публицисты этой группы в вопросах практической политики высказываются против требований третьего...