Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "MODULE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ионкис Грете. Философская революция в Германии
Входимость: 1. Размер: 14кб.
2. Ионкис Грете. О романтизме.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
3. Ионкис Грете. Новалис и его голубой цветок.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
4. Ионкис Грете. От барокко - к классицизму.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
5. Ионкис Грете. О Шиллере, о славе, о любви...
Входимость: 1. Размер: 15кб.
6. Ионкис Грете. Авторская баллада в Германии..
Входимость: 1. Размер: 15кб.
7. Ионкис Грете. Гётевский "Фауст". Жизнь во времени.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Ионкис Грете. Лессинг - отец немецкого театра.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
9. Ионкис Грете "Буря и натиск". "Вертер".
Входимость: 1. Размер: 13кб.
10. Ионкис Грете. Исторические драмы Шиллера.
Входимость: 1. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ионкис Грете. Философская революция в Германии
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: немецкая философия сформировалась во второй половине ХVIII века, т. е. несколько позже, чем во Франции. Но дело даже не в запаздывании, а в особом характере немецкой философской мысли. В чём же её специфика? В то время как во Франции философия имела практическую направленность, являясь двигателем буржуазной революции, немецкие философы устремлялись в отвлеченные сферы. Достаточно взглянуть лишь на названия работ Канта, Фихте, Гегеля, чтобы почувствовать это. «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» − основные книги Канта. «Феноменология духа» и «Наука логики» − таковы первые значительные сочинения Гегеля. Немцы достигают вершин в области идеалистической философии, они живут в мире абстракций. А какие труды выходили во Франции в середине века? «Дух законов» Монтескье, «Общественный договор» Руссо. Ощущаете разницу?! Разумеется, немецкая философская мысль была значительнейшим явлением, но она обитала на таких горних вершинах, куда путь простому смертному был заказан, она погружалась в сложнейшие проблемы, но далекие от насущных задач. Пушкин сразу подметил неясность, туманность немецкой мысли. Его Владимир Ленский явился из Германии в Россию с «душою прямо геттингенской, поклонник Канта и поэт». И далее сказано: «Он из Германии туманной привез учености плоды…» Пушкин всегда очень экономен и точен в выборе эпитетов. Почему вдруг приметой Германии стали туманы, ведь это не Англия, не туманный Альбион! Пушкин использует слово в иносказательном, переносном смысле. Того, кто хочет проникнуть в этот мир, я адресую к первоисточникам. А тех, кого устраивает облегченный, адаптированный вариант,...
2. Ионкис Грете. О романтизме.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: в Германии оно явилось предромантизмом. Йенский кружок романтиков Германия – родина романтизма. Портрет Ленского: «вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженная речь и кудри черные до плеч» – списан с немецких романтиков «первого призыва». Начиналось все в Йене, соседствовавшей с Веймаром, где жил боготворимый романтиками, но относившийся к ним с прохладцей Гёте. В Веймаре жили также Гердер и Виланд. В университете Йены преподавали Шиллер и Фихте. Именно здесь в 1790 году поселились молодожены – ученый филолог и критик Август Шлегель и его жена Каролина. Их дом и стал местом встреч романтиков. Вскоре сюда переезжают Людвиг Тик, его близкий друг Вакенродер и Фридрих Шлегель со своей гражданской женой Доротеей (урожденной Мендельсон). Собственно поэтами были Тик, а также наезжавшие сюда Новалис и Брентано, братья Шлегели притязали на художественное творчество, но осуществили себя гораздо полнее в теории. Их критические разборы и теоретические труды Пушкин ставил в пример отечественным критикам. Книгу Августа Шлегеля, по его мнению, самой ясной головы содружества, он читал в Михайловском в 1825 году. Это были «Лекции о драматическом искусстве». В кружок входили геологи, физики, теолог Шлейермахер, т. е. люди...
3. Ионкис Грете. Новалис и его голубой цветок.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: его рождения, 2 мая 1772 года, был отмечен солнечным затмением. Кое-кто из его приверженцев усмотрел в этом знак. Но поначалу жизнь в тихом Обервидерштедте текла буднично и спокойно. Отец принадлежал к старому дворянскому роду из Нижней Саксонии, обожаемая Генрихом мать тоже происходила из обедневшей дворянской семьи. Новалис был старшим из одиннадцати детей. Семья жила в бедности и строгости. Отец был членом протестантской секты гернгутеров. «Он призывал нас выказывать усердие, довольствоваться малым и выражал радость, если мы следовали своему сердцу, не обращая внимания на мнение света». Отец не одобрял склонность сына к поэзии. В 1790 году Генрих поступил на юридический факультет Йенского университета, через год – он уже в Лейпциге, его студенческие годы закончились в Виттенберге в 1794 году. Молодой правовед Гарденберг возвратился в родительский дом в Вайсенфельсе и поступил на государственную службу. Характерно признание той поры: «Семья мне ещё ближе, чем государство. Правда, я должен стать деятельным гражданином, чтобы создать семью. Но для меня последнее является более близкой целью, нежели первое». Вскорости он обручился с четырнадцатилетней Софией фон Кюн. На службе оценили его аккуратность, серьёзность, исполнительность. В пору учёбы в Йене произошло два события, повлиявшиe на превращение фон Гарденберга в Новалиса: встречи с Шиллером (юноша побывал на его первых лекциях), а в Виттенберге – с Фридрихом Шлегелем. Шиллер как личность стал для Гарденберга образцом. В Шлегеле он обрёл друга и «главного жреца энтузиазма». Ровесник Генриха, Шлегель заразил его романтическими идеями, возбудил интерес к философии. Он же первым почувствовал...
4. Ионкис Грете. От барокко - к классицизму.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: народа, приобщение его к культуре. В 1770 году лишь 15 % немцев было грамотным, а в 1800 году число грамотных достигло 25 %. Тираж книг в 1000 экземпляров считался вполне нормальным. Массы явно нуждались в просвещении. Но этот термин имеет и историческое значение, он обозначает широкое интеллектуальное движение, развернувшееся в Европе и имевшее своей целью ликвидацию феодализма, борьбу с его идеологией. Просветители ХVIII века прославляли силу человеческого разума. Всё, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение. Они верили в то, что идеи могут изменить мир, отсюда их надежды на «просвещённую монархию». Просветители были историческими оптимистами, свято верившими в общественный прогресс. Предшественники немецких просветителей в Европе Цитаделью Просвещения была Франция, а его родиной, родиной просветительского реализма оказалась Англия, где уже в начале ХVIII века были созданы такие известные нам с детства книги, как «Робинзон Крузо» Дефо и «Приключения Гулливера» Свифта. Именно потому, что книги эти пришли к нам в детстве, мы не задумывались над их философской основой. Тем не менее и Робинзон, и...
5. Ионкис Грете. О Шиллере, о славе, о любви...
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: «Им бы радоваться, что у них есть два таких парня!» Он был абсолютно прав, но речь идет не о мере таланта, не о значимости, а о читательском отношении. И вот недавно, листая письма Томаса Манна, я натолкнулась на высказывание, которое помогло решить мой вопрос: «В каком-то смысле Шиллер был «выше», шире душой, чем тот, и тот это знал...» Тот - это Гёте. Именно сродство душ объясняет расположенность к Шиллеру русского читателя. Начало творчества Первая драма Шиллера «Разбойники» (1781), писавшаяся в Вюртемберге в годы учения в Карловой академии, неистовая и страстная, поставила автора в центр движения «Бури и натиска», которое стало прологом к немецкому романтизму. Пьеса имела триумфальный успех в Мангеймском театре, за что герцог Карл Евгений, возмущенный дерзким выпускником, не доложившим по инстанции о своих замыслах и не испросившим высочайшего разрешения, отправил автора на гауптвахту. Герцог запретил Шиллеру, служившему полковым лекарем, писать что-либо помимо медицинских статей. Пьесе предшествовал эпиграф-призыв: «На тиранов!» Герцог был, безусловно, деспотом, но его возмутил не дух пьесы, а своеволие ее автора. Шиллер решился на побег. Началась полоса многолетних скитаний, жизни на грани нищеты. К лишениям он был привычен. Детство Как и Гёте, Шиллер не принадлежал к дворянскому сословию. Как и Гёте, он получил дворянство...
6. Ионкис Грете. Авторская баллада в Германии..
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: автор «Удивительных приключений барона Мюнхгаузена». Благодаря блистательному фильму Марка Захарова с Олегом Янковским в главной роли Мюнхгаузена полюбили миллионы. В Германии авторство «Мюнхгаузена» открылось через сто лет, a Бюргера современники знали и ценили как поэта. Даже Шиллер, раздражённо и придирчиво относившийся к Бюргеру, считал, что его баллады выше всякой критики: «о них можно сказать бесконечно много хорошего». Наш Жуковский перевел «Ленору» почти полвека спустя, но знаком был с ней много раньше и использовал ее мотивы при создании прославившей его «Светланы» (1812). Оно и понятно: Бюргер создал канон, следуя традициям и немецкой народной песни, простой и наивной, и меланхолической кладбищенской поэзии английских сентименталистов. О чем повествует «Ленора»? Война разлучила влюбленных. О причинах войны сказано просто: «С императрицею король / за что-то раздружились – / И кровь лилась, лилась, доколь / Они не помирились». Печалится Ленора: от любимого нет вестей. Вот уж вернулись воины, а ее суженого всё нет. Ленора не может примириться со своей долей и в отчаянии восстает против Бога: «Погибни жизнь, где друга нет!/ Сам Бог врагом Леноре... О горе мне! О горе!» Однажды вечером она слышит легкий скок коня, и вот ее жених на крыльце. Не заходя в дом, он велит ей, коль она не забыла милого друга, немедля отправляться с ним в путь. Юноша увлекает Ленору. Они мчатся на борзом коне: «Под ним земля шумит, дрожит, / С дороги ...
7. Ионкис Грете. Гётевский "Фауст". Жизнь во времени.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: чудеса. В 1587 году во Франкфурте вышла книга «История доктора Фауста». Она очаровала двух великих: Рембрандт по ее мотивам создал гравюры, а английский драматург Кристофер Марло написал пьесу, которую знал Гёте. Чутьем поэта Марло понял трагизм судьбы Фауста, он опоэтизировал его личность, выявил смелость его духа. В ХVII веке английские актеры завезли в Германию трагедию Марло, а еще через несколько десятилетий история доктора Фауста попала в кукольные театры и стала излюбленным балаганным ярмарочным представлением. Вернувшись кружным путем в Германию, Фауст стал комическим героем. Германия была просто влюблена в своего «Доктора Фауста». Но в ХVIII веке, когда стал утверждаться классицизм, эту народную комедию за грубость и примитивность стали изгонять со сцены. Возродить Фауста к новой жизни попытался Лессинг. Великий просветитель увидел в сюжете «Фауста» трагедию исканий свободной человеческой мысли. Очень в духе Просвещения. Стремление к истине, ее поиски − вот, по Лессингу, путь Фауста. Гёте развил именно эту, близкую ему трактовку. Надо было обладать умом Гёте, чтобы придать истории Фауста глубочайший философский смысл. Надо было обладать художественным даром, чтобы сделать образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты живыми для всего человечества. Были обработки и после Гёте. Но только он один сделал историю героя общечеловеческой и бессмертной. История создания «Фауста » Замысел возник у молодого Гёте еще в 1773 году, до написания «Вертера». «Пра-Фауст» отмечен печатью...
8. Ионкис Грете. Лессинг - отец немецкого театра.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: скачков, ни зигзагов. Это был борец по натуре. Превыше всего ценил дело, действие: «Человек создан для действия, а не для умствования». По словам Гейне, он был величайший гражданин в немецкой литературе. Непоэтичный поэт Предшествующее Лессингу время в Германии было бесцветным, отмеченным печатью скудоумия, догматизма и убогого провинциализма даже в области поэзии. И вдруг в этом сонном царстве появляются такие титаны, как Лессинг, Кант, Гёте, Шиллер! Вышедшая в Германии на исходе ХХ века книга, где собраны многочисленные документы, рецензии, доклады, отзывы о произведениях Лессинга, названа так: «Лессинг – непоэтичный поэт». И действительно, если задуматься, его творчество – это не чистая поэзия, а скорее смесь литературы, полемики, остроумия и философии. Искусством, богословием, археологией, поэзией, театральной критикой занимался он с равным воодушевлением. Но главное – «он был живой критикой своего времени, и вся его жизнь была полемикой» (Гейне). В одном из писем Лессинга я нашла набросок ранней автобиографии. Он полон самоиронии: «Что особенного, кроме своего имени, может сказать о себе человек не служащий, не имеющий связей, не имевший особенного счастья? Родом я из Верхнего Лаузица (Саксония. – Г. И.), отец мой – пастор в Каменце. Какими похвалами я мог бы превознести его, если бы речь шла о постороннем человеке!.. Учился я в Мейсене, потом в Лейпциге и Виттенберге, но если бы меня спросили, чему я учился, ответить было бы трудно. В Виттенберге я получил степень магистра. В Берлине живу я с 1748 года и лишь раз отлучался из него на полгода. Я не ищу себе в Берлине никаких должностей, а живу здесь только потому, что не имею средств жить ни в одном из других больших городов. Если я означу ещё свои лета, коих наcчитывается 25, то и кончена моя биография. Что будет дальше, представляю я на волю Провидения». Боец А дальше было двадцать пять лет активнейшей, но скудно оплачиваемой...
9. Ионкис Грете "Буря и натиск". "Вертер".
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: молодых поэтов. Штюрмеры Г. Бюргер, Ф. Мюллер, И. Фосс, Л Гелти заявили о себе в Геттингене; И. В. Гёте, Я. Ленц, Ф. Клингер, Г. Вагнер, И. Гердер – в Страсбурге; Х. Шубарт, Ф. Шиллер – в Швабии. Это движение окрестят «Бурей и натиском», а поэтов – штюрмерами, по названию пьесы Sturm und Drang ныне забытого Фридриха Клингера (1752–1831). Несмотря на бедность, он сумел окончить университет в Гиссене, не без успеха пробовал себя в драме, был дружен с молодым Гёте и пользовался его поддержкой. Юный герой пьесы Клингера призывал: «Найдем же забвение в буре!», «Давайте бесноваться и шуметь, чтоб чувства закружились, как флюгеры в бурю!» Молодым литераторам нравилось бросать камни в стоячее болото немецкого общества. Хотя бунтарство штюрмеров не носило характера политически оформленного протеста, обывателям и властям они казались «дерзкими ниспровергателями». Презирая упорядоченность и рассудочность как удел умов пошлых и ограниченных, штюрмеры рвались к крайностям, к чрезмерному. Они напоминали одержимых, недаром Клингера прозвали «сумасшедшим Шекспиром». Между тем главным принципом просветительской...
10. Ионкис Грете. Исторические драмы Шиллера.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: мне все дороже становится история, – пишет он другу весной 1786 года. – На этой неделе я читал книгу по истории Тридцатилетней войны, и голова моя все еще не остыла от этого чтения. Подумать только, что эпоха величайших национальных бедствий была одновременно блистательнейшей эпохой человеческой силы! Сколько великих людей породил этот мрак!» В 1787-88 годах Шиллер, работая иногда по 12 часов в сутки, создал труд «История отпадения Нидерландов». В мае 1789 года, при активной поддержке Гёте, Шиллер получил место профессора истории в Йенском университете. Он почти в панике: полон сомнений в своей подготовленности. Гёте успокоил: docento discitur (обучая, учатся). Странно, что историк по влечению, Шиллер держался в отдалении от великих событий и личностей своего времени. Ведь в конце 1789 года разразилась Великая французская революция, а в 1792 году французское Национальное собрание присвоило Шиллеру звание почетного гражданина Франции. Но великого шваба влекла история Германии. В мае 1790 года он приступил к работе над «Историей Тридцатилетней войны», которую писал много лет. Изучение огромного исторического материала пробудило у Шиллера дремлющую жажду художественного творчества. Трилогия о Валленштейне (1791-1799) Фигура Валленштейна приковала внимание Шиллера, когда он углубился в изучение истории Тридцатилетней войны. Это был дворянин, заслуженный офицер, с юности служивший императорскому дому. «В нем нет никакого благородства, ни в одном житейском поступке он не проявляет величия, в нем мало достоинства, – писал Шиллер Вильгельму фон Гумбольдту, – И все же я надеюсь, следуя по чисто реалистическому пути, создать характер драматически сильный...» Образ Валленштейна ему удался. Не случайно Томас Манн в своей юбилейной статье писал, что «исполинская тень его овеяна фаустовским...