Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "MORALES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезин С. А. Современники Вольтера: споры о Петре I (глава из книги)
Входимость: 2. Размер: 96кб.
2. Чекалов К. А.: «Его философия – бред…». «Этюды о природе» Бернардена де Сен-Пьера
Входимость: 1. Размер: 29кб.
3. Эткинд Е. Г. Поэзия Эвариста Парни
Входимость: 1. Размер: 96кб.
4. Бахмутский В. Я.: Вовенарг Люк де Клапье.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
5. Карацупа В.: Казот Жак
Входимость: 1. Размер: 7кб.
6. Блюменфельд В. М.: Казот, Жак.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
7. А.П.Огурцов Философия науки эпохи Просвещения. Глава 9. Образ науки в самосознании ученых
Входимость: 1. Размер: 45кб.
8. Артамонов С. У истоков французского Просвещения.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
9. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Дидро
Входимость: 1. Размер: 123кб.
10. Бахмутский В. Я.: Дидро Дени.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. Юрчик Е. Э. Испанские просветители второй половины XVIII века об исторических судьбах страны.
Входимость: 1. Размер: 47кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезин С. А. Современники Вольтера: споры о Петре I (глава из книги)
Входимость: 2. Размер: 96кб.
Часть текста: писанных. Французския всех вредительнее. Федор Иванович Миллер Почти все, что писалось во Франции середины и второй половины XVIII в. о России и Петре I, писалось с оглядкой на труды Вольтера. Исключением, пожалуй, являются работы Ш. Монтескье, предложившего свой опыт осмысления феномена петровских реформ. Основное произведение этого представителя старшего поколения французских просветителей «О духе законов» содержит многочисленные упоминания о России и Петре. У Монтескье была своя «тропа» к России[1]. В данном случае с Вольтером его роднило то, что его интерес к далекой стране также имел философскую основу, и то, что на формирование этого интереса повлияло «Похвальное слово» Фонтенеля. Самостоятельный в своих выводах, Монтескье, по-видимому, пользовался фактами, приведенными в вольтеровской «Истории Карла XII». В «Персидских письмах» Монтескье (1721) лишь два письма касаются Московии. В одном из них речь идет о татарах, а в другом упоминается «царствующий ныне государь» – Петр I. Письмо это (51) представляет собой своеобразный вариант распространенной в Европе литературы курьезов и содержит упоминание целого набора московитских особенностей: деспотическая власть царя, перед которым все рабы, «ужасный климат», огромные пространства и Сибирь, запрет выезжать в другие страны, дикие нравы, привязанность к старинным обычаям. От лица персидского посланника в Московии Монтескье живописует любовь московитских женщин к тому, чтобы их били мужья: «Они не могут понять, что сердце мужа принадлежит им, если он их не колотит как следует»[2]. Все ...
2. Чекалов К. А.: «Его философия – бред…». «Этюды о природе» Бернардена де Сен-Пьера
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: сочинениях писателя, сложившееся на рубеже 18-19 веков (оно запечатлено, например, в «Переписке» Гримма 2 ) и разделяемое многими современными исследователями 3 . Распространенное, но не общепринятое: так, первый из биографов Бернардена Эме-Мартен сравнивал «объявшего все науки» писателя с Гершелем, Линнеем, Реомюром и Бюффоном 4 ; автор же поэмы «Сады» Жак Делиль, лишившись в конце жизни зрения, утверждал, что именно «Этюды о природе» сделались «очами его разума» 5 . В середине ХХ века была предпринята попытка реабилитировать Бернардена как мыслителя 6 . «Этюды о природе» – наряду с «Гармониями природы», весьма дискуссионным итогом четвертьвекового труда писателя – относятся к наиболее масштабным сочинениям Бернардена де Сен-Пьера. Работа над ним протекала в основном между 1773 и 1779 годах; после этого труд Бернардена оказался прерванным в силу житейских обстоятельств – писателю пришлось хлопотать...
3. Эткинд Е. Г. Поэзия Эвариста Парни
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Часть текста: безумной подражать. Пусть наша ветреная младость Потонет в неге и вине, Пусть изменяющая радость Нам улыбнется хоть во сне. Когда же юность легким дымом Умчит веселья юных дней, Тогда у старости отымем Все, что отымется у ней. Многие ли знают, что это перевод из Парни? Заключительное афористическое двустишие передано Пушкиным с редкой точностью, воспроизводящей даже столь важный здесь повтор глагола. У Парни: Et derobons a la vieillesse Tout ce qu'on peut lui derober. ("И отнимем у старости Все, что можно у нее отнять"). Конечно, Пушкин вложил в эти стихи и свое, пушкинское. Парни, сочинивший свою элегию в семидесятых годах XVIII века, пожалуй, не мог бы и помыслить написать что-нибудь вроде: "Когда же юность легким дымом Умчит веселья юных дней...". Его строки рациональнее, условнее, традиционнее: "Un jour il faudra nous courber Sous la main du temps qui nous presse" ("Когда-нибудь придется нам согнуться под гнетущей десницей времени"). И все же "Добрый совет" - перевод, и даже перевод, близкий к оригиналу. {Анализ этого перевода Пушкина см. в статье А. В. Федорова "Приемы и задачи художественного перевода" (в кн.: К. Чуковский. А. Федоров. Искусство перевода. "Academia", Л., 1930, стр. 167-168).} Можно ли забыть, что Парни был в течение нескольких лет первым иностранным поэтом для нашего первого поэта? Позже его обаяние для Пушкина померкло - вернее, Пушкин, не отказавшись от своего пристрастия к Парни, увлекся Вольтером, Андре Шенье, Байроном, Данте. Но Парни по-прежнему жил в пушкинском сознании, ему мы обязаны и "Платонизмом" (1819), и - в известной степени - "Гавриилиадой" (1822), некоторые строки которой представляют собой перевод из "Войны богов", и "Прозерпиной" (1824). Парни оставался для Пушкина своеобразным...
4. Бахмутский В. Я.: Вовенарг Люк де Клапье.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: В. Я.: Вовенарг Люк де Клапье. ВОВЕНА́РГ (Vauvenargues), Люк де Клапье Краткая литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-0211.htm ВОВЕНА́РГ (Vauvenargues), Люк де Клапье (6. VIII. 1715, г. Экс, — 28. V. 1747, Париж) — франц. писатель. Долгие годы служил в армии, в 1743 вышел в отставку. С этого времени целиком отдался занятиям лит-рой, сблизился с В. Мирабо, Ж. Ф. Мармонтелем, Вольтером. В 1746 опубл. кн. «Максимы» («Maximes»); в нее вошли соч. В. «Введение в понимание человеческого ума» («Introduction à la connaissance de l’esprit humain»), «Размышления и максимы» («Réflexions et maximes») и др., написанные под влиянием франц. моралистов 17 в. (Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль) и одновременно в полемике с ними. В отличие от мыслителей 17 в., В. верит в добрую основу человеч. природы, оправдывает страсти, настаивая на свободном развитии всех душевных сил человека. Как в вопросах теории познания, так и в вопросах морали и эстетики В. исходит из примата чувства над разумом. Указывая на относительность понятий добра и зла, он считает добродетелью то, что служит интересам общества. Первая из добродетелей для него — человеколюбие. Критикуя социальные пороки своего времени, В. испытывает страх перед возможными революц. потрясениями, возлагая все надежды на моральное...
5. Карацупа В.: Казот Жак
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: Жак (7 октября 1719 – 25 сентября 1792) http://archivsf.narod.ru/persona/cazotte/cazotte.htm «Его смерть оказалась заметней для Истории, чем жизнь» Французский писатель. Родился в Дижоне, в семье чиновника. Воспитывался в католическом колледже иезуитов, изучал мистическую философию в школе Мартинеза Пасквали в Лионе, потом изучал право. В 1741 году Казот, благодаря одному из своих наставников, приехал в Париж, намереваясь получить должность в Министерстве морского флота. В это же время он пробует свои силы в литературе, завязывает знакомства в литературных кругах. Первые годы службы Жака Казота во французских портах Гавре и Бресте совпали с войной за австрийское наследство (1740-1748). Он участвовал в морских сражениях, побывал на острове Сан-Доминго в Вест-Индии. В 1747 году Казот дослужился до звания комиссара и получил назначение инспектора на остров Мартинику, где пробыл с небольшими перерывами 12 лет. Там он женился на красивой дочери главного судьи острова Элизабет Руаньян, заимел двоих детей, был горячо уважаем подсиненными и населением. В 1759 году он вернулся на родину, но больной, полуслепой, к тому же он пал жертвой финансовых махинаций иезуитов-миссионеров. В 1760 году, так и не сумев добиться пенсии от морского ведомства, Казот вышел в отставку и поселился в небольшом имении в Эперне, временами приезжая в Париж. Первые произведения Жака Казота «Кошачья лапка» (La Patte de chat, 1741), «Тысяча и одна глупость» (Les Mille et une Fadaises, 1742) и «В сказках можно стоя спать» (Contes a dormir debout, 1742) написаны в жанре фантастической сказки. После перерыва, вызванного службой в колониях, он вернулся к литературе по возвращении с Мартиники. Он пишет моралистические басни, шуточную поэму «Новая Рамеида», либретто комической оперы «Сабо» (вместе с драматургом...
6. Блюменфельд В. М.: Казот, Жак.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Блюменфельд В. М.: Казот, Жак. Казот, Жак. Краткая литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-0171.htm КАЗО́Т (Cazotte), Жак (17. X. 1719, Дижон, — 25. IX. 1792, Париж) — франц. писатель. Был близок ко двору Людовика XVI. Увлекался мистикой оккультизма. Казнен как роялист-заговорщик. К. выступал в жанрах салонной лит-ры: рассказы в «восточном» вкусе; шутливая поэма в прозе, перемежаемой стихами, «Неподражаемые подвиги Оливье...» («Les prouesses inimitables d’Olivier, marquis d’Edesse», 1763); новелла «Лорд экспромтом» («Le lord impromptu», 1766) и др. Из всего написанного К. пережил свое время только роман «Влюбленный дьявол» («Le diable amoureux», 1772), полемичный по отношению к Просвещению. Философия Вольтера придана здесь Вельзевулу, к-рый в обличии «наивной» красавицы, дьяволизированной Манон (см. А. Ф. Прево д’Экзиль), пытается увлечь героя по ту сторону морали, семьи и общества, обещая подчинить ему «людей, элементы, всю природу». К. возлагает на вольтерьянство ответственность за моральный распад аристократич. мира. Роман К. — образец классически точной прозы 18 в. Соч.: Œuvres badines et morales, v. 1—3, L. — P., 1798; то же, v. 1—3, P., 1816; в рус. пер. — Влюбленный дьявол, «Сев. записки», 1915, № 10—12. Лит.: Волошин М., Лики творчества, СПБ, 1914; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 795; Bourgeois A., Pages inédites ou ignorées sur Cazotte et son séjour à Pierry (1760—1792), P., 1911; Nerval Gérard de. J. Cazotte, Œuvres, [t. 2], P., [1956]; Shaw E. P., J. Cazotte, Camb., 1942. В. М. Блюменфельд.
7. А.П.Огурцов Философия науки эпохи Просвещения. Глава 9. Образ науки в самосознании ученых
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: римлянах" в двух томах (1751). Исторические концепции этого времени основывались на использовании филологических методов. Филология составляла ядро историографии. Классическая филология, интенсивно развивавшаяся в европейских странах, особенно во Франции, позволила существенно расширить состав источниковедческого материала. Уже в XVI в. такие известные знатоки классической древности, как Ж. Скалигер (1540-1609) и И. Казобон (1559-1614), подготовляли научные издания древнегреческих историков, в частности Казобон подготовил первое научное издание "Географии" Страбона в 1587 г. Английский филолог Р. Бентли (1662-1742) - комментированное издание сочинений римских писателей Горация, Теренция, Плавта. Немецкий филолог М. Геснер (1691-1761) - критическое издание римских агрономов (Катона, Варрона, Колумеллы). Многие историки XVI-XVII вв. - Ш. Дюканж (1616-1688), А. дю Шен (1584-1640), Ж. Мабильон (1632-1707) - издали громадные по объему сборники новых источниковедческих материалов. Так, бенедиктинская конгрегация св. Мавра выпустила многотомное собрание источников по истории Галлии. В этот же период создаются новые вспомогательные исторические дисциплины - палеография, дипломатика. М. Буке (1686-1754) - бенедиктинец - начал издание "Собрание трудов историков Галлии и Франции", законченное лишь в 1876 г. Интерес к античности характерен и для просветителей России. В это время издается большое число переводов античных историков, писателей, философов. В 1768 г. выходит в свет "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг", которое за 15 лет своей деятельности выпустило в свет 112 книг (173 тома) 1 . Новый этап в развитии историковедческой базы...
8. Артамонов С. У истоков французского Просвещения.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: укрылся за титулом собирателя и переводчика писем. Всем, конечно, была очевидна его хитрость, однако, сочинение вызвало к себе невиданный интерес. Книгу раскупили, ее читали, о ней говорили в литературных салонах, в парижских кафе. Книгоиздатели дивились капризам публики, но, радея о приумножении своих прибылей, спешили разыскать нечто подобное, «хватали за полу всех встречных и поперечных. –Сударь, - говорили они, - сочините мне «Персидские письма». (Так вспоминал впоследствии Монтескьё). Находились простодушные авторы, которые соглашались (отчего же не согласиться, если есть такой спрос!). В 1730 – 1731 годах Сен-Фуа написал два тома «Турецких писем», в 1735 году в Лондоне появились «Новые персидские письма», а в 1780 году в Петербурге – «Русские письма» (на французском языке). Сочинения эти, конечно, успеха не имели и погибали в безвестности, едва выйдя из-под печатного станка. В чем же дело? Какая притягательная сила содержалась в тех «Письмах», которые печатались уже под именем Монтескьё? (При его жизни они издавались 12 раз). Очевидно, секрет их влияния на тогдашнего читателя и прежде всего, конечно, на француза, парижанина заключался в том главенствующем элементе книги, который Гёте именовал концепцией. Но прежде чес говорить о ней, позволим себе несколько слов об одном комическом эпизоде в истории Франции, который, надо полагать, послужил первым импульсом к...
9. Момджян Хачик Нишанович. Французское Просвещение XVIII века (главы). Дидро
Входимость: 1. Размер: 123кб.
Часть текста: Дидро» 1   — писал Энгельс. Дидро родился в 1713 году в небольшом городе Лангр. Отец его был зажиточным ремесленником-ножовщиком. Он не жалел средств, чтобы обеспечить сыну хорошую карьеру. Юноша был отдан на воспитание в местную иезуитскую школу — коллеж, а в пятнадцать лет отправлен для дальнейшего обучения в Париж. Окончив здесь коллеж д'Аркур, он в 1732 году получил в Парижском университете звание магистра искусств. Тщетны были надежды Дидро-отца: сын и слышать не хотел о духовной карьере. Идя на компромисс, старый ножовщик предлагал сыну избрать профессию врача или адвоката, но тот упорно стоял на своем — хотел посвятить себя литературе. Выведенный из терпения отец предложил ему вернуться в Лангр, угрожая в противном случае лишить материальной поддержки. Сын не подчинился и остался в Париже. Целое десятилетие (1733—1743) Дидро влачил полуголодное существование, ютился на чердаке, но условия жизни не сломили его. С огромным увлечением знакомился Дидро с произведениями античной философии, с книгами английских философов Бэкона, Гоббса, Локка, Толанда, с трудами Декарта, Бейля и других передовых французских мыслителей. Громадное впечатление производили на Дени талантливые, остроумные сочинения «великого насмешника», неутомимого борца против религиозного обскурантизма и фанатизма Вольтера. Под влиянием просветительской литературы Дидро рано примкнул к лагерю врагов католической церкви. Еще в коллеже д'Аркур он, по свидетельству Нежона, чувствовал...
10. Бахмутский В. Я.: Дидро Дени.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: было причиной ареста Д. По выходе из тюрьмы Д. стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751‒80). Вместе с другими просветителями Д. сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядками и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Д. довёл издание Энциклопедии до конца. В 1773‒74 Д. по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ. В своих философских сочинениях (важнейшие из них: «Мысли об объяснении природы», 1754; «Разговор д'Аламбера с Дидро», «Сон д'Аламбера», оба 1769, опубл. 1830; «Философские принципы материи и движения», 1770, опубл. 1798; «Элементы физиологии», 1774‒80, опубл. 1875) Д. отстаивал материалистические идеи, рассматривая всё сущее как различные формообразования единой несотворённой материи. Согласно Д., материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития; задолго до Ч. Дарвина Д. высказал догадку о биологической эволюции. Основывая теорию познания на сенсуализме Дж. Локка, Д. в то же время ...