Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "SPECIE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ортега-и-Гассет Х.: В поисках Гете.
Входимость: 4. Размер: 77кб.
2. Хейзинга Й. Культура эпохи sub specie ludi
Входимость: 2. Размер: 54кб.
3. Кожевников М. В. Эволюция понятия "честь" в комедиях Ричарда Стила.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
4. Васильева Г. М. "Фауст" И. В. Гёте как действие о "развороте"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
5. Статьи: обшие темы
Входимость: 1. Размер: 5кб.
6. Горбовская Милевская С. Научно-ботаническая семантика флоросимвола во французской литературе XVIII века
Входимость: 1. Размер: 40кб.
7. Лукач Г.: Гете и Шиллер в их переписке
Входимость: 1. Размер: 85кб.
8. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (по Гете). Время и пространство в произведениях Гёте.
Входимость: 1. Размер: 79кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ортега-и-Гассет Х.: В поисках Гете.
Входимость: 4. Размер: 77кб.
Часть текста: ПИСЬМО К НЕМЕЦКОМУ ДРУГУ Дорогой друг, Вы просите меня написать что-нибудь о Гете к столетней годовщине со дня его смерти, и я попробовал уяснить себе, смогу ли удовлетворить Вашу просьбу. Давно не перечитывая Гете - интересно почему? - я вновь обратился к обширным томам его полного собрания сочинений, однако вскоре понял, что одной доброй воли здесь недостаточно и я не смогу выполнить Вашей просьбы по целому ряду причин. Прежде всего, я не гожусь на то, чтобы отмечать столетние юбилеи. А Вы? Да и вообще найдется ли сегодня хоть один европеец, склонный к подобным занятиям? Нас слишком тревожит наш 1932 год, чтобы уделять внимание событиям далекого 1832-го. Впрочем, самое важное даже не это. Важнее всего, что, хотя наша жизнь в 1932-м стала от начала до конца проблематичной, самое проблематичное в ней - ее связь с прошлым. Люди еще не отдали себе в этом полного отчета, поскольку и настоящее и будущее всегда полны для них зримого драматизма. Вполне очевидно: и настоящее и будущее не раз уже представали человеку с большей остротой и напряженностью. То, что возводит нашу сегодняшнюю ситуацию в ранг небывалой сложности среди прочих исторических событий, связано не столько с этими двумя временными измерениями, сколько с другим. Пристальнее взглянув на свое нынешнее положение, европеец неизбежно приходит к выводу, что источник его отчаяния не настоящее и не будущее, а прошлое. Жизнь - акт, устремленный ...
2. Хейзинга Й. Культура эпохи sub specie ludi
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: - Игровой элемент культуры Ренессанса. - Гуманисты. - Игровое содержание барокко. - Мода XVII века. - Парик. - Пудра, локоны и банты. - Рококо. - Игровой фактор в политике XVII века. - Дух XVIII века. - Искусство XVIII века. - Игровое содержание музыки. - Романтизм и сентиментализм. - Романтизм родился в игре. - Степень серьезности исповедуемых жизненных идеалов. - Сентиментализм серьезен, и все же это игра. - В XIX веке доминирует серьезность. - Убывание игрового элемента. - Мода XIX века. - Женский костюм. - Серьезность XIX века. Нам не составило труда показать роль игрового фактора как чрезвычайно действенную и чрезвычайно плодотворную в возникновении всех крупных форм общественной коллективной жизни. Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивался в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре и как игра. Если принять этот взгляд - а кажется едва ли возможным не принять его, - тогда остается вопрос, в какой мере можем мы констатировать игровой элемент в культурной жизни более поздних, более развитых эпох цивилизации по сравнению с архаической, на которую главным образом был обращен наш взгляд. Нам уже не приходилось для наглядности подкреплять примеры игрового фактора древней культуры параллелями из XVIII века или из настоящего времени. В нашем сознании утвердился образ именно образ XVIII столетия как...
3. Кожевников М. В. Эволюция понятия "честь" в комедиях Ричарда Стила.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: нации и любой эпохи имеет, в том числе, и общечеловеческое значение, потому что мораль не локализована в социальном времени и пространстве, как локализованы однопорядковые с ней искусство, религия, право. В этой связи, весьма показательна эволюция понятия "честь", происшедшая в комедиях Стила начала XVIII в. В Англии XVI в. понятие чести сочетается со специфически джентльменским кодексом поведения. До XVII века честь была исключительным достоянием высшего класса, а в драме слово "честь" употребляется в трех основных значениях: репутация, совокупность черт характера (духовное благородство), целомудрие (женское). В эпоху Реставрации (1660-1689) "человек чести" превращается в "изысканного джентльмена", отличительная черта которого - "остроумие", имевшее явно выраженный антибуржуазный характер. С начала XVIII века происходит переосмысление понятия "честь", которая теперь больше понимается в первом (репутация) и третьем (целомудрие) значениях, сближаясь и входя в понятие "добродетель". Особенно ярко это представлено в пьесах Ричарда Стила. Вначале он пытается возродить кодекс чести до "изысканного джентльмена", вернуть былую "репутацию": титул надо "осознавать", а не просто "гордиться" им, не противопоставлять остальным свою добродетель, соответствовать "чести" своего рода и т. д. (комедия "Похороны", 1701). На втором этапе (комедия "Любовник-лгун", 1703) это "священное" понятие уже не имеет никакого смысла, в старом (рыцарском) значении оно совершенно неприемлемо. Оно противоречит и современной (буржуазной) морали, и законам современного общества. На третьем, в самой известной комедии "Сознательные влюбленные" 1722 г., "честь" опять играет важную роль - все главные персонажи обязательно представлены как "люди чести": мужчины в первом значении...
4. Васильева Г. М. "Фауст" И. В. Гёте как действие о "развороте"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: ибо существование исходит от того же источника, от которого и первоначальное бытие: существование есть непрестанное бытие. Ничто не может существовать само по себе, но только от чего-либо предшествующего, следовательно, от первого начала, от которого, если оно отделяется, то совершенно гибнет и уничтожается. Все уже дано изначально в полноте истока, все «вытекает» оттуда, распространяясь, разливаясь и не меняя своего состава. В лично-биографическом плане исток есть младенчество как образ Рая. В плане литературно-биографическом исток-зто «Посвящение» к «Фаусту», где в свернутом пред варите л ьном виде уже присутствует вся гетевская топика и поэтика. В плане метафизическом исток - это realiora. то. что реальнее реального: платоновская идея, аристотелевская энтелехия, поступательной реализацией которых ощущает себя поэзия Гете («... in. der Wesen Tiefe»). Но это значит, что исток одновременно является целью - в соответствии с аристотелевским учением о целевых причинах. Движение идет от истока к истоку (что еще важнее и сокровеннее). В этой теме возврата, палирройи («обратного течения») - тайна восприятия временного измерения жизни. Все конкретные коннотации имен- Платон, Аристотель едва ли существуют для поэтики Гете. Семантика сведена к минимуму -нечто мистическое. Но историческое имя, превращенное в символ, употреблено с большей семантической точностью. Наша отсылка к Платонову учению воспрещает понять эту предсмертность только биографически, свести ее к эмпирш!. Платон заповедал ученикам понимать всю свою жизнь как «умирание» в некоем позитивном и радостном смысле: как отрешение, освобождение. Логика данной темы приводит Фауста к принципиальному утверждению низшего онтологического статуса всего текучего сравнительно с пребывающим. В контексте поэтического «обличения» времени как ухода от памяти и верности обретает...
5. Статьи: обшие темы
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: культуре на рубеже XVIII и XIX веков Борев Ю. Б. Новое время как художественная эпоха: человек надежд и иллюзий Верцман И.: Просвещение. Гессе Г. Библиотека всемирной литературы Гринштейн А. Л. Человек и окружающий мир в прозе XVIII века. Жуковская Д. Западноевропейский театр в эпоху Просвещения Зунделович Я.: Журналы Запада. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Концепт любви в мировой культуре Найдорф. М. И. Культура гуманизма эпохи Нового времени. Новожилов М. А.: Краткая история и теория европейской эпиграммы Новожилов М.А.: «Тем, кто волшебством моим пленен…». Заметки о сонете. Пахсарьян Н.Т. "Ирония судьбы" века Просвещения Пахсарьян Н.Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятие рубежа, перехода и перелома Пахсарьян Н.Т. Круговорот литературы в истории, или были ли просветители модернистами. Пахсарьян Н.Т. Просвещение. Пахсарьян Н.Т. Рококо. Пахсарьян Н.Т. Сентиментализм: попытка определения Преромантизм. Литературная энциклопедия Приданникова Т. Готический роман - что это такое? Пуришев Б.: Рококо. Пурчинская О.: История театра Радугин А. А. Культура эпохи Просвещения Реизов Б. Г.: К вопросу о западных параллелях "Недоросля" Рикуперати Д. Человек Просвещения Рогинская О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трасформация в русской литературе Розанов М. Буржуазная или мещанская драма. Розанов М. Сентиментальный роман Савченкова М.: Три единства, их происхождение и их место в драме XX века Сартр Жан Поль. Что такое литература? Сентиментализм. Литературная энциклопедия Скакун А. А. Проблема теоретического разграничения жанров басни и «сказки» в трудах европейских критиков и исследователей XVIII–XX веков...
6. Горбовская Милевская С. Научно-ботаническая семантика флоросимвола во французской литературе XVIII века
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: Милевская С. Научно-ботаническая семантика флоросимвола во французской литературе XVIII века Светлана Горбовская Милевская Научно-ботаническая семантика флоросимвола во французской литературе XVIII века http://www.proza.ru/2009/03/24/119 Открытия в разных сферах ботаники в XVIII в., разработка различных концепций в этой области принесли свои плоды для науки позднее. Тем не менее, это столетие в основном может быть охарактеризовано как эпоха ботанической систематики и, в целом, серьезного прорыва в ботанической науке. Положив в основу своей системы строение цветка, шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) разбил мир растений на 24 класса, усовершенствовав систему «биноминальной номенклатуры» растений К. Баугина. Система Линнея не надолго пережила своего создателя, однако значение её в истории ботаники огромно. Впервые было показано, что каждое растение может быть помещено в какую-то определенную категорию в соответствии с характерными для него признаками. Поистине титаническая работа, проделанная Линнеем, явилась основой для всех последующих исследований в области систематики растений. Младшие современники Линнея — французы М. Адансон, Ж. Ламарк и особенно три брата де Жюсьё (Антуан, Бернар и Жозеф) и их племянник Антуан Лоран, основываясь на работах Линнея (а также на работах Д. Рея, К. Баугина и Ж. Турнефора), разработали естественные классификации растений, где в основу тех или иных систематических групп были положены признаки «родства», под которыми, впрочем, понималась неопределённая «естественная близость». Выдающиеся натуралисты XVIII в. уделяли много внимания общим вопросам ботаники. Так, русский академик К. Ф. Вольф в своей «Теории генерации» (1759) показал пути формирования органов растений и превращение одних органов в другие. Эти идеи особенно занимали немецкого поэта И. В. Гёте, опубликовавшего в 1790 году книгу «Метаморфоз...
7. Лукач Г.: Гете и Шиллер в их переписке
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Часть текста: дневников и т. д. Важнейшие и наиболее трудные вопросы выступают здесь в конкретной, живой и практической форме. Мы можем изучать художественные произведения в процессе их возникновения, сравнивая между собой первичные проекты и промежуточные наброски с законченными произведениями. В подобных документах творческого процесса наиболее значительных художников заложено еще далеко не исчерпанное богатство. Глубокое и всестороннее изучение этих документов помогло бы нам избежать немало различных случаев вульгаризации и упрощения творческих проблем искусства. Само собою разумеется, что это наследство также должно быть переработано критически. Хотя мы обращаемся к нему за поучением, стараясь как можно внимательнее проследить процесс возникновения романа или драмы, тем не менее, выводы, проистекающие из этих документов, далеко не всегда непосредственно применимы к нашей собственной практике. Враждебность капиталистического мира развитию искусства вызвала широко распространенный предрассудок, будто только художник может высказать что-нибудь правильное о художественном творчестве. В этом представлении заложена известная частица истины, поскольку выдающиеся художники выражают эстетические идеи данного периода художественного развития с величайшим внутренним пониманием и в тесной связи с живой творческой работой. Однако они выражают эти идеи в столь непосредственной форме, что их высказывания нуждаются в очень детальном исследовании для того, чтобы из метких замечаний мастера превратиться в общезначимые теоретические положения. Это дополнительное исследование подобных высказываний, их критическая переработка должна носить одновременно как исторический, так и эстетико-систематический характер. Понять исторические предпосылки своих собственных художественных достижении было очень трудно даже величайшим из художников прошлого. Они получали от современной им жизни,...
8. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (по Гете). Время и пространство в произведениях Гёте.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: видимые приметы более длительных периодов. Далее, сложные видимые признаки исторического времени в собственном смысле — видимые следы творчества человека, следы его рук и его ума: города, улицы, дома, произведения искусства, техники, социальные организации и т. п. Художник читает по ним сложнейшие замыслы людей, поколений, эпох, наций, социально-классовых групп. Работа видящего глаза сочетается здесь со сложнейшим мыслительным процессом. Но как бы эти познавательные процессы ни были глубоки и насыщены широчайшими обобщениями, они не отрываются до конца от работы глаза, от конкретных чувственных примет и живого образного слова. Наконец, социально-экономические противоречия — эти движущие сил и развития — от элементарных непосредственно зримых контрастов (социальное многообразие родины на большой дороге) до более глубоких и тонких проявлений их в человеческих отношениях и идеях. Эти противоречия с необходимостью раздвигают зримое время в будущее. Чем глубже раскрываются они, тем существеннее и шире зримая полнота времени в образах художника-романиста. Одна из вершин видения исторического времени в мировой литературе была достигнута Гёте. Видение и изображение исторического времени подготовляются в эпоху Просвещения (в этом вопросе к эпохе Просвещения были особенно несправедливы). Здесь разрабатываются приметы и категории циклических времен — природного, бытового и сельско-трудового идиллического времени (конечно, после подготовки эпохой Возрождения и XVII веком и не без влияния античной традиции). Темы «времен года», «сельскохозяйственных циклов», «возрастов...