Приглашаем посетить сайт

Артамонов С.Д.: Вольтер и его время
"Энциклопедия"

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
 

Спешите, мужественный Дидро и неустрашимый д'Аламбер, напасть на фанатиков и негодяев: опровергайте их глупое разглагольствование, их презренные софизмы, историческую ложь, противоречия, бесконечные нелепости...
 

Вольтер
 

На столе издателя Лебретона лежали только что полученные из Лондона, еще пахнувшие типографской краской четыре тома «универсального справочника наук и искусств». Автор их почтенный квакер Эфраим Чемберс сделал их двадцать лет назад. Публике настолько они пришлись по вкусу, что книга выдерживала уже четвертое издание. Книгопродавцы получали изрядный барыш.

— англичанин и немец, но издатель работой их остался недоволен. Впрочем, недовольство это было деланным. Истинная причина заключалась в том, что математик и аббат, некий Гуа де Мальв, раскрыл книгопродавцу яркие и широкие перспективы издания оригинального справочника, более обширного, чем четырехтомная работа Чемберса.

-Лебретон рвет договор с англичанином и немцем. Немец молча терпит произвол, англичанин подает жалобу в Парижское Шателе (суд). Полномочия по изданию вручаются Гуа де Мальву. Тот и рад бы, но, подумав, отказался: «Не под силу!»

— Так, может быть, кто другой? Назовите!

— Что ж, пожалуй. Вот вам и имена: Дени Дидро, очень эрудированный господин. Кстати, он уже переводил

«Универсальный медицинский словарь» англичанина Джемса. В помощь ему можно будет взять господина д'Аламбера, математика и секретаря Академии наук. Так Дидро и д'Аламбер стали во главе самого удивительного в истории, самого значительного для XVIII в. памятника культуры человеческой. Они стали редакторами знаменитой «Энциклопедии».

Артамонов С.Д.: Вольтер и его время Энциклопедия

Дидро делал все со страстью. Немедленно полетели письма во все концы страны. Монтескье из Бордо шлет отеческое благословение: он старше Дидро на 24 года и считает себя вправе говорить отечески с молодежью. Жан-Жак Руссо, еще не открывший себя, еще безвестный, горит желанием сотрудничать. Бюффон, Мармонтель, Гольбах, Кондильяк, Мабли, Рейналь, Кондорсе, Гримм, Тюрго — сколько имен! — и все талантливы, все жаждут перемен в социальной и политической Франции и все воспитаны Вольтером, для всех он — «мэтр», учитель.

Спрошен, конечно, и Вольтер, и, конечно, он «за», конечно, согласен сотрудничать 1. Не менее редактора взволнован и он. «Это будет величайший памятник эпохи, гордость нации!»

Он поощряет, наставляет издателей, он учит диалектике борьбы. «Бросайте стрелы, не показывая рук». Важно, чтобы идея дошла до народа, все прочее в сторону.

«Энциклопедии» заговорили. Забеспокоились иезуиты, богословы Сорбонны. Их инвективы еще более подогрели интерес к изданию. А тут еще арест главного редактора. Дидро в 1749 г. препроводили в Венсенский замок за его философский трактат, объявленный разрушительным и нечестивым («Письмо о слепых в назидание зрячим»).

Идя на свидание к другу в Венсен, Жан-Жак Руссо, как молнией, озарен идеей написать сочинение о человеческой цивилизации. Вышедшее в следующем году, оно принесло автору неожиданную и повсеместную славу, отблеск которой упал опять же на «Энциклопедию», ни один том которой пока еще не вышел. Но все его ждут нетерпеливо.

И вот в 1751 г. появился первый, а вслед затем и второй тома. Вокруг них ажиотаж необыкновенный. Может быть, все бы пошло спокойнее, «академичнее», когда бы не волнения отцов-иезуитов и Сорбонны. Гнев их пал прежде всего на головы авторов богословских статей, аббатов Ивона, Морелле, Де-Прада.

Ивон бежал из Франции, Морелле посажен в Бастилию, Де-Прад, лишенный немедленно ученой степени, укрылся при дворе Фридриха II и пополнил собою компанию острословов на ужинах в Сан-Суси. А читатели неистовствовали: где купить «Энциклопедию»? Рвали ее друг у друга, читали, как самый увлекательный роман. Статьи отличались умом, знанием фактов истории и современности и блеском изложения. Такого еще никогда не было. Гигантский коллективный труд! Задачи определены в Предисловии, и они грандиозны: «Собрать знания, рассеянные по земле», «собрать их воедино», «изложить в строгой системе» — для современников («людей, с которыми мы живем») и потомков («людей, которые придут после нас», «для веков грядущих»), чтобы люди стали «образованнее, добрее и счастливее» — «тогда мы можем умереть спокойно с сознанием выполненного долга».

История издания «Энциклопедии» — история умственной жизни Франции XVIII столетия, история борьбы нового со старым, просвещения и мракобесия, добра со злом. Не все выдержали испытание. Утомленный борьбой отошел д'Аламбер, отказался сотрудничать Руссо. До конца остался Дидро, Около тысячи статей он написал лично. В 1765 г. он обнаружил, что Лебретон, хозяин издательства, тайно от него уродовал статьи, убирая все опасные мысли. Дидро бушевал и плакал от досады и обиды (он слишком поздно заметил).

сумму чистого дохода.

Артамонов С.Д.: Вольтер и его время Энциклопедия

Жан д'Аламбер. Портрет Л. Токке.

В годы революции Екатерина II, напуганная событиями во Франции, размахом народного движения, писала Мельхиору Гримму, что когда-то Гельвеции и д'Аламбер прямо заявили прусскому королю Фридриху II, что «Энциклопедия» имеет две цели: «Первая — уничтожить религию, вторая — монархию». Трудно сказать, насколько это сообщение верно: Гельвеции, автор двух знаменитых книг «Об уме» и «О человеке»,— не писал для «Энциклопедии»; д'Аламбер, крупный математик, секретарь Академии наук, был одним из ее редакторов.

Просветители,— за исключением Жан-Жака Руссо,— не помышляли тогда еще о ликвидации монархии, а лишь хотели, по примеру Англии, ограничить полномочия короля. Вот как толковала «Энциклопедия» слово «монархия» :

«Государство, в котором высшая власть и все приданные ей права принадлежат одному лицу — королю, монарху или императору.

— такое государство, в котором имеется три органа власти, друг друга дополняющие и друг друга контролирующие... Такова политическая система Англии, истоки ее кровавы (имеется в виду революция XVII в., свержение короля и его казнь.—С. А.), но при ней, к удивлению народов, уживаются и король и свобода».

Что касается религии, то в ной просветители видели прежде всего источник лжи, обмана, фанатизма и жестокостей, а в служителях культа — гонителей просвещения. Используя опыт Вольтера, своего учителя, авторы «Энциклопедии» в нападках на церковь обращались но к христианству, а к исламу и Магомету.

«... Святой пророк не умел ни читать, ни писать — отсюда ненависть первых мусульман ко всем видам знания, ненависть восприняли их последователи, это обеспечило религиозной лжи долгую жизнь.

Давно замечено, что влияние религии уменьшается по мере распространения философии... Я могу (статья «Сарацины или арабы», строки из которых здесь приводятся.— С. А.),— писал Дидро,— заранее предсказать, что чем больше будет мыслителей в Константинополе, тем меньше паломников получит Мекка».

«Энциклопедии», конечно, понимали, что речь идет не о мусульманах и Магомете, а о Христе и ого служителях.

«Энциклопедия», выходившая в течение двадцати девяти лет (1751—1780) и составившая библиотеку в 35 томов, собравшая вокруг себя самую образованную и передовую часть французского общества, далеко распространила свое влияние и, конечно, сыграла огромную роль в подготовке революции 1789—1794 гг

Примечания.

«Энциклопедии» 43 статьи.