Приглашаем посетить сайт

Артамонов С.Д.: Вольтер и его время
Философия истории

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

... Вольтер первый пошел но новой стезе — и внес светильник философии в темные архивы истории.

А. С.Пушкин

История — наука о последовательном развитии человеческого общества, о его жизни на протяжении столетий и тысячелетий. Но последовательно ли оно развивалось? Столько событий, столько человеческих судеб, столько фактов, значительных и малых, запечатлелось в летописях народов! Как разобраться в них? Как найти ту нить Ариадны, которая бы не позволила историку заблудиться в лабиринте событий? Есть ли вообще единая идея исторического процесса, есть ли закономерность, или в истории царит хаос, события происходят случайно и нет никакой связи между ними? Вот вопрос, всегда волновавший историков.

В. И. Ленин призывал к «изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса» 1. История человечества есть, следовательно, единый процесс, закономерный, разносторонний и противоречивый.

Вольтер произвел переворот в исторической науке своих дней. Французские историки, близкие ему по времени, не мудрствуя лукаво, не утруждая себя поисками философского элемента истории, иначе говоря, подлинных причин событий, движущих сил истории, все объясняли волей бога. Большим авторитетом пользовалась тогда книга епископа Боссюэ «Рассуждения по всеобщей истории», написанная еще в XVII столетии. Автор, знаменитый проповедник, с большим ораторским блеском рассказал, в сущности, только о событиях, которые описаны в Ветхом и Новом заветах Библии. В заключении он писал, обращаясь к наследному принцу, сыну Людовика XIV, для которого книга и создавалась: «Итак, помните, монсеньор,— длинная цепь частных причин, которые создавали или разрушали царства, зависела от неисповедимых путей Господних. Бог с высоты небес правит миром. Все царства, все сердца в его руках. Иногда он сдерживает страсти людей, иногда опускает поводья и дает разбушеваться людской стихии. Он создает завоевателей. Тогда он парализует страхом все, что на их пути, и наполняет их сердца великой отвагой. Он создает законодателей. Тогда он дарует им мудрость, указуя им на беды, которые угрожают государству, и на основы общественного благоденствия».

Французские школьники в дни Вольтера изучали книгу Роллена «Древняя история», в которой автор утверждал, что история «демонстрирует повсюду величие Бога, его могущество, его справедливость и мудрость, с какой он управляет вселенной».

История человечества конечно начиналась с Адама. Роллен без тени сомнения писал: «Чем ближе к местам, где жили дети Ноя (то есть к Палестине.— С. А.), тем совершеннее были науки и искусства».

Особой популярностью пользовалась тогда семитомная «История Франции» Даниэля, изданная впервые в 1696 г. и девять раз переиздававшаяся в XVIII столетии. Это была история королей.

Душу народа составляют монархи. «Это центр, к которому все должно сводиться». «История государства или народа имеет своим главным предметом монарха»,— рассуждал автор. Вольтер негодовал: «Даниэль считает себя историком, потому что записал даты и рассказы о баталиях, в которых ничего не смыслит. Он должен был рассказать о народах, о главных учреждениях, законах, обычаях, нравах и о том, как они менялись. Народ вправе ему сказать, я требую своей истории, а не истории Людовика Толстого или Людовика Упрямого».

Историки в дни Вольтера не всегда отделяли подлинные факты от легенд, писали о чудесах, о кровавых дождях, выпадавших в годы несчастий, о каком-нибудь несправедливом епископе, съеденном крысами, и пр. Вольтер требовал строгой правды, научного подхода к истории, «змеиной осторожности» в толковании фактов. Общим Недостатком исторических сочинений своего времени он объявлял «отсутствие в них философского принципа».

«Кажется, история всегда была хронологической компиляцией, ее не писали ни в гражданском, ни в философском смысле... Я стремился, насколько мог, создать историю нравов, наук, законов, предрассудков. Писали почти всегда историю королей, я хочу дать историю людей».

Какой же «философский принцип истории» и ее основную движущую идею выдвинул Вольтер? Прогресс разума, иначе говоря, прогресс просвещения, культуры, науки, искусства. Он увидел в истории человечества картину дикости, изуверства, жестокостей, суеверий, предрассудков, но при этом постепенное и победоносное восхождение разума. Много бед претерпело человечество, много врагов было у разума. Это были прежде всего церковники и жрецы всех мастей, но человечество все-таки неуклонно шло вперед. Разум и наука шаг за шагом овладевали миром, преодолевали предрассудки и невежество. Разум, как полагал Вольтер и его соратники просветители, в конце концов приведет людей ко всеобщему благосостоянию.

повествование, как полагал он, есть искусство, оно требует таланта, «Искусство хорошо писать историю дается немногим.., много рецептов, но мало больших мастеров».

Итак, Вольтер открыл новую страницу в исторической литературе, изгнал сверхъестественные элементы, напыщенную риторику во славу королей и ратных подвигов, обратился к изучению реальных фактов и реальных причин событий. Впервые изучению подверглась жизнь народа, его быт, культура. История становилась наукой. По стопам Вольтера уже в XIX столетии пошла блестящая плеяда историков — Гизо, Мишле, Тьери.

Примечания.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 58.