Приглашаем посетить сайт

Артамонов С.Д.: Вольтер и его время
"Послание к Урании"

«ПОСЛАНИЕ К УРАНИИ»

Урания (греч.) — муза астрономии. Изображалась молодой девушкой с небесным глобусом в руках.

Мифологический, словарь

Одна светская дама, г-жа де Рюпельмонд предложила Вольтеру сопровождать ее в Голландию. Она была старше его на несколько лет, давно уже вдова, мало заботилась о том, что скажут о ней люди, и больше всего ценила в жизни непосредственную радость, веселую шутку и умную речь. Общество молодого человека могло скрасить ей дорожную скуку. Вольтер согласился. Они путешествовали, нисколько не стесняя себя сроками. Выехав из Парижа в июне, они в июле доехали до Камбре, где пробыли до начала сентября. Далее Брюссель, Гаага, Амстердам и только к концу октября вернулись в Париж.

Вольтера, прибывшего из страны, где огромные площади земли были невозделаны, а толпы крестьян, бросивших свои дома и ставших нищими, бродили по дорогам, прося подаяние,— она восхитила беспредельно. Он писал в дороге: «Когда показывается солнце, видишь перед собой сплошные луга, каналы, зелень деревьев. Зеленый рай от Гааги до Амстердама. Я с почтением взирал па этот город, перевалочный пункт всей Вселенной. Более тысячи кораблей в порту. Среди пятисот тысяч жителей Амстердама ни одного лентяя, бедняка, праздного щеголя или наглеца. Я здесь и работаю и наслаждаюсь, то есть живу и на голландский и на французский манер».

Этот восторг Вольтера имел политическую окраску: буржуазная Голландия являла разительный контраст с отжившими экономическими и социальными порядками французского сословно-монархического государства.

Однажды спутница Вольтера призналась ему, что ее мучают некоторые религиозные вопросы. Нет, нет, она не безбожница. Боже упаси! Но ей иногда кажется, что не все ясно в церковных книгах.

Пройдет тридцать лет, прежде чем г-жа де Рюпельмонд окончательно решит для себя религиозный вопрос. За несколько месяцев до смерти она уйдет в монастырь. Но тогда ее мучили сомнения. Вольтер прочитал ей свою философскую поэму «Послание к Урании».

Астрономия в те дни наука опасная. Она занималась небом, а небо — жилище бога, и христианская церковь неусыпно следила за тем, чтобы туда не проникал кощунственный взор скептика, и строго карала смельчаков.

«Ты хочешь, прекрасная Урания, чтобы я, подобно Лукрецию, дерзко сорвал пелену с суеверий, чтобы раскрыл перед тобой опасную картину священной лжи,— а ею полна земля,— чтобы избавил тебя от ужаса загробной жизни. Хорошо же! Дай руку, пойдем:!

Нам говорят о боге, но где он? — Я хотел бы обожать его, обожать, как отца, но его нужно ненавидеть. Тот, кого называют богом,— тиран.

Он создал людей, похожими на себя, чтобы еще больше их унизить. Он дал им порочные сердца, чтобы их наказывать. Он заставил их полюбить радость, чтобы сильнее мучить страданиями.

О нет, в этом недостойном существе я не хочу видеть бога! Я скорее готов позорить и оскорблять его...»

— Значит вы не христианин? — спросила г-жа де Рюпельмонд.— Тогда какого же бога признаете вы? Где бог и какой он?

«Это ты, колеблющаяся Урания, должна найти истину, тебя природа одарила умом, равным твоей красоте, так пусть же Всевышний в своей превечной мудрости вложит в твое сердце религию Природы».

— Значит, бога нет, а есть только Природа? — спросила, робея, г-жа де Рюпельмонд. Вольтер кивнул головой.

— Спрячьте, спрячьте подальше вашу поэму. Вас сожгут.

Поэма была опубликована спустя десять лет, в 1732 г.

«О,— ответил ему Ланглуа,— Вольтера нужно запереть в такое место, где бы не было никогда ни пера, ни чернил, ни бумаги. Этот человек способен разрушить государство». Вольтер поспешил откреститься от своего сочинения. Автор не он, автор — аббат Шольё. Последний не мог пи опровергнуть, пи подтвердить версию. Он был в могиле. Кары земные ему были уже не страшны.