Приглашаем посетить сайт

Пахсарьян Н. Т. Просвещение.

Н. Т. Пахсарьян

ПРОСВЕЩЕНИЕ



— М.: Интелвак.

Просвещение (нем. Aufklärung; англ. Enlightenment; фр. Les Lumieres; ит. Illuministo; исп. Illustracion) – интеллектуально-философское и культурное движение в странах Европы (в т. ч. и в России) и Северной Америки, распространившееся с конца 17 в. (конец 1680-х – 90-е) и завершившееся в конце 18 – начале 19 столетия, в период Великой французской революции и в первые послереволюционные годы. Термин «П.» восходит к корневому слову «свет». Это понятие встречается еще в религиозных текстах, в Библии оно связано с отделением Творцом света от тьмы и самим Богом как Светом нового творения. «Свет» издавна был связан и с человеческим разумом, рассматривался как отблеск Божественного духа и означал «знание, ясность ума». В 18 в. в него стали вкладывать специфическое содержание: это наиболее совершенные качества разума, его пытливость, проницательность, живая динамичность, устремленность к познанию. «П.» и предполагает прежде всего жажду свободного, самостоятельного и активного размышления над проблемами мира, общественного и природного бытия. Слово довольно часто употребляется уже мыслителями начала и середины 18 столетия, однако вполне отчетливое определение оно получает в 1784, когда И. Кант публикует статью «Что такое Просвещение?», провозглашая важнейшим принципом П. «умение пользоваться собственным умом», позволяющее человечеству «выйти из состояния несовершеннолетия», в котором оно до сих пор находилось по «собственной вине». Кант особенно подчеркивает, что он и его современники живут не в уже просвещенном веке, а в эпоху, когда лишь начался процесс П. Постулированная европейскими просветителями необходимость внести свет разума в человеческую жизнь, опираться не на веру, авторитет, обычай, а на разумное и самостоятельное суждение, формировала особое отношение деятелей П. к интеллектуальной, духовной традиции, стимулировала борьбу с предрассудками, повышала интерес к проблемам воспитания и образования людей. Поначалу воспитание предполагает развитие в личности и ума, и сердца, отношения которых представляются весьма гармоничными: чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце – чувствительнее, – полагали французские энциклопедисты – авторы многотомного труда, вобравшего в себя новые, просветительские знания и представления о важнейших понятиях человеческой жизни. На более позднем этапе П. с 1760-х и далее отношения между рациональным и чувственно-эмоциональным предстают уже не столь гармоничными.

П. – это идейное, интеллектуальное, культурное движение, имеющее общие исходные принципы. Однако просветители вовсе не были согласны друг с другом во всем и всегда: ученик Дж. Локка А. Э. К. Шефтсбери вел полемику со своим учителем, поклонник энциклопедистов Ж. Ж. Руссо пришел в конце концов к резком расхождению с ними, Ш. Монтескьё был сторонником монархии, тот же Руссо – республиканцем. Существовали также определенные различия в воззрениях просветителей разных стран, разных этапов. Английское П. было, очевидно, наиболее ранним и наиболее компромиссным, французское – наиболее ярким, авторитетным и разнообразным, немецкое – наиболее поздним и носящим прежде всего философско-эстетический характер. В движении П. участвовали буржуа и дворяне, светские люди и священнослужители, их просветительские воззрения порой причудливо сочетались в Англии – с пуританизмом (у Д. Дефо, С. Ричардсона), в Германии – с пиетизмом (у Х. Томазия), во Франции – со спиритуализмом (у Э. Б. Д. Кондильяка). Объединяла этих разных людей прежде всего высочайшая оценка свободного размышления.

– и лучшие – писатели 18 в. были просветителями: А. Поуп, Дефо, Дж. Свифт, Ричардсон в Англии, Монтескьё, Вольтер, Д. Дидро, Руссо во Франции, Г. Э. Лессинг, К. М. Виланд, Ф. Шиллер, И. В. Гете в Германии. Просветительская литература формирует своеобразные идейно-художественные принципы (это прежде всего морализация и дидактизм, построение сюжета как доказательства или опровержения определенного философского тезиса, введение в систему персонажей героев – носителей авторских идей), но в целом она вбирает в себя опыт разных литературных направлений 18 столетия – классицизма (см. трагедию Вольтера «Эдип», 1718; поэму-трактат А. Поупа «Опыт о человеке», 1732 – 34; оду «К Радости», 1786, Шиллера, трагедию «Ифигения в Тавриде», 1787, Гёте), рококо (философские повести Свифта, Монтескьё, Вольтера, Дидро, Виланда), сентиментализма («мещанские драмы» Лессинга и Дидро, романы Ричардсона, Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гёте), вливается в их эволюцию. Просветители отдают дань разным литературным жанрам эпохи: поэтическим (оды, эпиграммы, элегии, описательные и ироикомические поэмы), драматическим (трагедия, комедия, мещанская драма), прозаическим (философский роман, философская повесть). Им важно пропагандировать свои воззрения, но это не значит, что они лишь иллюстрируют готовые мыли литературным материалом: художественное творчество является для них формой выработки этих мыслей, способом размышления над актуальными проблемами. Обращение к художественной литературе отражает общий интерес просветителей не к абстрактным метафизическим категориям, а к конкретным животрепещущим проблемам человека и общественным конфликтам.

Новаторство просветителей проявляется не только в области идей, но и художественных форм. Писатели П. открыли современность как эстетически равноправную с мифологией и историей область изображения, не связанную непременно с комедией или сатирой, и это выдвинуло в число ведущих жанров 18 столетия социально-психологический роман о современности. Они стремились доставить читателю «радости тончайшей мысли» (П. Валерии) и вовлечь их в процесс этой мысли: большинство произведений снабжались программными предисловиями, сами тексты часто содержали прямые обращения к читателям, сюжеты сочетали дидактизм развязки с открытостью поставленной проблемы. Сторонники П. размышляли над категорией «просвещенного вкуса» и применяли этот критерий в собственном литературном творчестве. Просветительские сочинения отличает разнообразие и богатство художественной интонации, они сочетают ясность и патетичность, интеллектуальность и проникновенность, изящество и искренность выражения. Многие произведения просветителей стали мировой художественной классикой. «Робинзон Крузо» (1719) Дефо и «Приключения Гулливера» (1726) Свифта, «Кандид» (1759) Вольтера и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Руссо, «Дон Карлос» (1783 – 87) Шиллера и «Фауст» (1808 – 31) Гете.

Вольтера и прежде всего Руссо, придавая, однако автор «Общественного договора» не свойственный ему на самом деле последовательный политический радикализм и отталкивая от себя вчерашних «вольтерьянцев» (Ф. Р. де Шатобриана) и «руссоистов». Разочарование в ходе и итогах революции заставляло многих современников винить в неудаче просветителей. Романтизм, рождавшийся в значительной мере в полемике с предшествующим этапом культуры, внес, т. о., существенные коррективы в понимание феномена П. и литературы 18 в. Этот период стал рассматриваться как время безверия и рассудочного, поверхностного отношения к миру и человеку, как эпоха, провозгласившая «культ Разума» и забывшая про чувства. Фактически в эпоху романтизма П. стало связываться с движением «идеологов» (А. Л. К. Дестют де Траси, К. Ф. Вольней и др.), готовивших Французскую революцию, и постепенно рассматриваться как непосредственная идеологическая подготовка этого события. Своеобразным эталоном П. начали считаться воззрения французских философов-материалистов и утопистов второй половины 18 в., труды которых собственно в П. занимали на самом деле периферийное место. В полемике с этими представлениями в истории философии и в литературоведении 20 в. постепенно развиваются более диалектические и исторически корректные трактовки П., в основу которых положены идеи немецкого ученого Э. Кассирера. Он, в частности, подчеркивал, что просветительская мысль богата и разнообразна, что она проявляется «не в отдельных теориях или совокупности аксиом, а там, где происходит ее становление, где она сомневается и ищет, разрушает и строит» (Cassirer E. Die Philosophie der Aufklärung. Tübingenm, 1832. S. 27). Осознавая сложность и пестроту идеологических истоков Французской революции, а с другой стороны – несводимость воззрений просветителей к революционной идеологии, современные зарубежные ученые трактуют П. как широкое движение, в основе которого лежит прежде всего выработка новых принципов мышления, защита свободной мысли. П. не истолковывается более и как буржуазная идеология. Просветители отстаивали многие идеи, которые являются общечеловеческими ценностями и сохраняют свое значение и сегодня, независимо от политической или идеологической конъюнктуры.

В основу отечественной концепции П. были положены суждения К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривавших его как идейное движение буржуазного класса. По мнению Энгельса, чаемое просветителями «царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 17). В 1930-е, когда закладывались основы вульгарно-социологической концепции просветительского движения, в отечественном литературоведении закрепилось окончательное отождествление П. с революционной идеологией буржуазии. Это привело некоторых ученых к убеждению, что в странах, где буржуазная революция уже свершилась (в Англии), П. отсутствовало. Однако в последнее десятилетие трактовка П. как широкого культурного движения, основные идеи которого носят общечеловеческий характер, находит все больше сторонников и в нашей науке.

Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: (Роман и наука во Франции в XVIII веке). СПб, 1994; Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Человек эпохи Просвещения. /  Отв. Ред. Г. С. Кучеренко. М., 1999; Europaische Aufklärung. Wiesbaden, 1974-84. Vol. 1-3; Sambrook J. The eighteenth century. L.; N. Y., 1986; Mortier R. Le Coeur et la Raison. P., 1990; Tatin-Gourier J. -J. Lire les Lumieres. P., 1996.