Приглашаем посетить сайт

Гиленсон Б. А.: Блейк Уильям (Краткая литературная энциклопедия)

Блейк Уильям.

Краткая литературная энциклопедия.

— 12. VIII. 1827, там же) — англ. поэт и художник. Сын торговца. Работал учеником у гравера. Учился в Королевской академии (не окончил). Был гравером, иллюстратором собств. произв. В 1783 вышел первый сб. стихов Б. — «Поэтические наброски» («Poetical sketches»), оптимистич. по духу, опирающийся на нар. -песенное творчество; в сб. выделяется своим бунтарско-демократическим характером баллада «Король Гвин». Б. приветствовал франц. бурж. революцию конца 18 в. (незаконч. поэма «Французская революция», 1791). Примыкал к демократич. «Лондонскому корреспондентскому обществу», был близок с У. Годвином и Т. Пейном. В 1803 привлекался к суду по обвинению в гос. измене. В 90-е гг. Б. создал два поэтич. сб-ка: «Песни невинности» («Songs of innocence», 1789), прославляющий радость жизни, и как бы его антитезу — «Песни опыта» («Songs of experience», 1794), проникнутый сумеречными настроениями, ощущением острых жизненных конфликтов. Сб. «Пословицы Ада» («The proverbs of Hell», 1793) носит сатирич. характер и включает язвительные парадоксы, нередко бунтарские и антицерк. по своим мотивам, исполненные мыслью о вечном движении в мире. В своих «Пророческих книгах» («Prophetic books», 1789—1820), состоящих из поэм «Книга Тель» (1789), «Брак Неба и Ада» (1793), «Видения дочерей Альбиона» (1793), «Америка» (1793), «Первая книга Юрайзена» (1794), «Книга Ахании» (1795), «Песня Лоса» (1795), «Мильтон» (1808), «Иерусалим» (1804—20) Б., продолжая традиции Дж. Мильтона, отразил события франц. революции конца 18 в., а также амер. войны за независимость. Б. использует при этом мифологич. и библейские образы, но в то же время у него много нового и по форме и по содержанию. В стихах Б. постоянно возникают картины «индустриального ада», в к-рых преломляется своеобразное представление автора о промышленном перевороте.

— явление, переходное от просветительства к революц. романтизму. Не веря больше в силу разума, способного избавить человечество от страданий, и предвосхищая Дж. Г. Байрона и П. Б. Шелли, Б. страстно протестует против угнетения личности, славит тираноборчество, мечтая о наступлении в будущем «золотого века», «земного рая». Художеств. метод Б. разнороден и противоречив: наряду с ясными образами — туманная и расплывчатая символика, причудливая фантастика, с трудом поддающиеся расшифровке аллегории. Б. стал популярен с сер. 19 в. благодаря прерафаэлитам, воспринимавшим его как своего предшественника. Совр. бурж. лит-ведение пытается представить Б. как визионера, мистика и чуть ли не предтечу декаданса. Передовая англ. критика и сов. лит-ведение рассматривают свободолюбие и демократизм в творчестве Б., нередко проявляющиеся в условно-символич. форме, как основную тенденцию в исканиях поэта. По решению Всемирного Совета Мира в 1957 отмечалось 200-летие со дня рождения Б.

— Из Вильяма Блейка, пер. С. Маршака, «Иностр. лит-ра», 1957, № 10.

литературы, т. 1, вып. 2, М., 1945; Елистратова А. А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Некрасова Е., Уильям Блейк, М., 1960.