Приглашаем посетить сайт

Годвин Уильям. Национальная экономическая энциклопедия

Национальная экономическая энциклопедия  

http://vocable.ru/dictionary/534/word/%D3%E8%EB%FC%FF%EC+%C3%EE%E4%E2%E8%ED/   


Уильям Годвин

"Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье" (1793). Эту книгу известный историк анархизма Макс Неттлау охарактеризовал как "замечательный труд, первое полное изложение анархизма в одной из его прекраснейших форм".

Годвин родился 3 марта 1756 г. в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье священника. Закончил Хокстонскую духовную семинарию. Служил настоятелем приходов в Уэре, Стоумаркете и Биконсфилде. В 1782 г. решил обосноваться в Лондоне и реформировать общество не столько с помощью религии, сколько собственными сочинениями. Анонимно опубликовал Жизнь Чатема (1783), "Очерк истории" (1784) и ряд журнальных статей, однако широкая известность пришла к нему лишь в 1793 с выходом в свет "Исследования о политической справедливости". В этом сочинении он определил политическую справедливость как "претворение на практике принципов морали и истины", утверждая способность человека к совершенствованию: общественные пороки надлежит искоренить, изменив порождающие их причины.

Звездный час в жизни и творчестве Годвина - 90-е годы XVIII века, на которые приходится написание его главного труда и наиболее талантливых романов в частности, романа "Калеб Вильямс", счастливый союз с замечательной женщиной, классиком феминизма Мэри Уолстонкрафт. Дочь Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли, станет возлюбленной английского поэта Перси Бисси Шелли, - ученика и последователя Годвина, - и основательницей жанра научной фантастики, автором знаменитого романа "Франкенштейн".

За этим коротким счастливым периодом следует смерть любимой женщины и многих детей, десятилетия творческого упадка, материальных лишений, травли в печати, заброшенности и безвестности, новые компромиссы и новые неудачные романы и пьесы. В 1801 г. Годвин женился на сварливой Мэри Джейн Клермонт, матери Клер, будущей возлюбленной Дж. Байрона. Чтобы упрочить шаткое материальное положение семьи, Годвин занялся издательским делом и книжной торговлей, однако не преуспел.

И сам Годвин, и его учение, на полвека опередившее свое время, были забыты. Правда, под огромным влиянием "Политической справедливости:" творил поэт Шелли, писал свои сочинения Роберт Оуэн, формулировалась идеология чартистского движения. Но, опередив свое время, Годвин оказался вне столбовой дороги развития мировой анархической мысли.

"открыл" Годвина для анархизма и обнаружил в нем великую предтечу анархической мысли. И все же именно Годвин первым в мировой общественной мысли выразил анархическое мировоззрение не как отдельную фразу или сбивчивую мысль, не как благую декларацию или экзальтированное пророчество, но как развернутую и аргументированную систему ценностей и идей.

Годвин завершает собой английское Просвещение, и его труд является своеобразным ответом на Великую Французскую революцию. Истоки идей Годвина - в английском Просвещении. Оригинальность его не столько в самих его мыслях (он постоянно ссылается то на Локка, то на Пейна, то на Гельвеция), сколько в педантической систематичности и масштабности его построений, в логических выводах, их четкости, радикальности, последовательности и аргументированности. Такие общие места для всех деятелей просвещения, как культ Разума и вера в его всемогущество, этический фундаментализм и вера в прогресс - выразились в трудах Годвина. Наибольшее влияние на него оказали английские просветители (Дж. Локк, Д. Пристли, А. Смит, И. Бентам, Т. Пейн), английские социалистический и эгалитарные авторы (Т. Спенс, Р. Уоллес, В. Огилви), французские просветители (П. Гольбах, И. А. Гельвеций), английские моралисты (Ф. Хатчинсон, Б. Мандевиль, А. Шефтсбери). и диссентерские (нонконформистские) религиозные течения в Англии (сам Годвин - сын священника и первоначально был диссентерским священником).

Непосредственным толчком и поводом, подтолкнувшим Годвина к написанию его главного труда, были события Великой Французской революции и связанная с ними бурная полемика в английской общественно-политической литературе (сочинения Т. Пейна, Дж. Макинтоша, Э. Берка).

Почти все основные идеи и принципы доминирующего в анархической мысли социалистического направления были уже не только сформулированы, но и развиты и подробно обоснованы У. Годвином. Среди них: идея о тождественности (а не просто о связи) власти и собственности, как неразрывных сторон одного явления; развернутая и рациональная критика государства, права, частной собственности и моногамной семьи; мысль о децентрализации общественной жизни и производства как необходимом условии расширении свободы личности и вытеснения власти; последовательное проведение противопоставления общества и морали (как блага) - государству и праву (как злу); первый набросок принципа федерализма как антитезы государственной централизации; мысль о том, что "преступления" суть следствия общественных несовершенств, и необходимости разрушения существующей пенитенциарной системы, лишь плодящей преступников; зачатки либертарной педагогики; отрицание какой-либо "опеки" над человеком и человечеством и вытекающее отсюда бескомпромиссное отрицание любых внешних догм и авторитетов; анализ различных форм политической системы (демократия, аристократия и монархия)и отрицание (хотя и в разной степени) всех этих форм как убийственных для свободы; критика "договорных" теорий происхождения власти и права; отрицание подробно регламентированных "проектов" будущего общества; стремление сочетать в будущем обществе равенство и коллективизм со свободой и индивидуализмом.

что этот труд создавался в эпоху безусловного господства в социалистической мысли казарменно-государственнического направления (достаточно вспомнить проекты авторов, начиная от Томаса Мора и Томазо Кампанеллы до Гракха Бабефа, Этьена Кабе и Вильгельма Вейтлинга).

"политической справедливости" Годвин хотя и допускал революцию как крайнее средство, но, будучи представителем (и завершителем) эпохи Просвещения, отдает явное предпочтение проповеди "истины" и пропаганде своих идей в уверенности, что когда эта истина станет общеизвестной, общество преобразится. Взгляды Годвина базируются на безусловной оптимистической вере в прогресс, разум и человека. Годвин верил в возможность людей прийти к единству через свободу, а не через рабство (как предлагали государственные социалисты) и не через неравенство (как предлагали буржуазные либералы).

Помимо вышеупомянутых произведений и дневника, который он вел на протяжении 48 лет, Годвин написал три романа - "Приключения Калеба Уильямса" (1794), "Сент-Леон" (1799) и "Флитвуд" (1805); неудачную пьесу "Трагедия Антонио" (1800); "Воспоминания об авторе" (...) "Права женщины" (1798), "Жизнь Чосера" (1803), "О народонаселении" (1820), "Историю общественного благосостояния" (1824-1828), а также ряд более мелких произведений. Умер Годвин в Лондоне 7 апреля 1836 г.