Приглашаем посетить сайт

Громова П. Готика в литературе: традиции и тенденции

Полина Громова

Готика в литературе: традиции и тенденции

Электронный журнал "Культурный слой" / Литературное объединение (ЛитО) № 2

http://www.lito-tver.ru/N2/LitO/science/gromova.htm

Во второй половине XVIII века в литературе оформляется новое течение, особенно заметно проявившееся в Англии, но ставшее в большей или меньшей степени характерным для всех европейских стран и США. В истории литературы это течение получило название… А вот дальше мнения литературоведческой общественности расходятся.

Терминологическая путаница вызвана следующим. Готический стиль, наиболее ярко представленный в архитектуре, а также в скульптуре, фресковой живописи и витражном искусстве, формируется во Франции в XII веке, затем переходит в Англию, в XIII веке активно распространяется в Германии и в дальнейшем – по всей Европе. Готический стиль подвергался отчаянной критике. Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности к нему, «готический» выступает синонимом слова «варварский»: античный стиль, возрожденный в архитектуре зодчим раннего Ренессанса Ф. Брунеллески, противополагается современному, занесенному в Италию варварами. Сами французские деятели искусства и культуры также весьма отрицательно относились к готике. Так, архитектор Филибер де л'Орм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Мольер с возмущением отзывался о соборе Парижской Богоматери. В 1800 году был даже представлен проект разрушения готических церквей, основанный на мнении о том, что готика во Франции не национальна. В Германии тоже существовали противники готического искусства. Молодой Гете сначала видел в готике исконно немецкий стиль, воплощение высшей гармонии, но под влиянием идей Возрождения изменил взгляды*.

Готическое искусство создается с особым настроем. Оно служит наглядной иллюстрацией схоластических построений; оно представляется гармоничным соревнованием всех живых сил своей эпохи. Готическое искусство формируют, с одной стороны, значительные достижения в области техники, и с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий.

«Готическая» литература наглядно демонстрирует все вышеупомянутые черты, передает пессимистические и агностические настроения средних веков, их мрачную и патетическую атмосферу. Однако позднейшее ее происхождение не позволяет непосредственно связать эту литературу со средневековой готикой. Поэтому часть ученых (И. В. Вершинин, М. Б. Ладыгин и др.) предпочитают понятие «предромантизм», хотя применительно к произведениям этого периода активно пользуются определением «готический».

Основанием для подобных взглядов является развитие многих литературных тенденций эпохи в рамках романтического течения. В частности, именно в предромантической литературе возникает мотив выступления «против буржуазной действительности, первое проявление дисгармонии в просветительском «царстве разума»**, мотив неудовлетворенности обыденной жизнью и стремления к некоей альтернативной реальности, как правило, неожиданно проявляющей себя в «тайном и страшном», мотив агностицизма и фатума. Кроме того, в этот период начинает рассыпаться традиционная структура романа, в результате чего рождается множество новых, неординарных форм, таких как романтический роман, фантазия, фрагмент и т. д. Надо также отметить, что предромантическая литература явилась следствием кризиса просветительского сознания, кризиса общественно-политической системы и культуры. Несмотря на богатое литературно-художественное наследие, эта эпоха почти не оставила наследия литературно-эстетического. Попытки осмыслить текущий литературный процесс были минимальными, с чем впоследствии стало сильно контрастировать обилие эстетических манифестов и теоретических трудов романтиков. Это и породило мнение о готической литературе как о первых проявлениях романтизма, «который еще не осознавал сам себя»***.

Определения «готическая» по отношению к литературе указанного периода придерживаются Д. П. Варма, М. Прац, Г. Найт, Ф. Карл и другие. Опорным моментом для выделения «готической» литературы в самостоятельное течение является, прежде всего, тот факт, что наряду с нею в эпоху предромантизма развивались и другие литературные направления. Так, продолжает существовать сентиментальная традиция, наиболее ярким выражением которой в предромантизме Англии стал роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 – 1768); рядом с готическим романом появляется авантюрно-психологический роман Уильяма Годвина «Калеб Уильямс» (1794). Кроме того, исследователи отмечают специфическую сферу внимания «готической» литературы. Область непознаваемого как вне человеческого сознания, так и внутри него, сверхчувственное, необъяснимое в мире, обществе и человеке привлекает целую плеяду новых писателей, в творчестве которых формируется, соответственно, новый художественный метод.

Точкой отсчета готического направления в литературе традиционно считается 1764 год – именно в этом году увидел свет «Замок Отранто» Хорэса Уолпола, привнесший «фантазию и свободу воображения в реалистический роман»****. Следом появляются произведения Мэтью Грегори Льюиса, У. Бекфорда, К. Рив, Э. Рэдклиф, М. Шелли, Ф. Лата, Ж. Казота, Ч. Б. Брауна, и, наконец, Н. М. Карамзина («Остров Борнгольм»).

«Готическую» литературу называют также «черной», «литературой тайн и ужаса». Действительно, готика не мыслится без привидений, вампиров, встающих из могил мертвецов, семейных тайн и скрытых преступлений. События разворачиваются в «странных», «проклятых» местах – в старинном замке, имеющим дурную славу, мрачном особняке, расположенном неподалеку от кладбища, или в заброшенной оскверненной церкви. Само место должно навевать на читателя ужас и предчувствие «страшных» событий, нагнетать мрачную атмосферу. Действующие лица «готических» сюжетов представляют собой довольно широкий набор типов, из которых наиболее устойчивым оказался тип так называемого инфернального злодея, унаследованный и развитый романтиками. Впрочем, реалистически типизированные герои литературы XIX века и современной беллетристики тоже порой напоминают условных персонажей готической прозы – злодеев, жертв и спасителей.

– 40-х годов XIX века, чрезвычайно популярная в период угасания романтизма и становления реализма, представляла собой оригинальный, но органичный синтез готических и романтических традиций ужаса. Следующий всплеск интереса к готике пришелся на рубеж XIX и XX веков и тесно связан с искусством символистов.

– беспокойные покойники, привидения и вампиры, и не проекция зловещей ауры средневековых замков на реалии пространства XX века. Ее характерной чертой стало наличие философско-эстетической системы, обслуживающей это культурное течение и определяющей тематику, проблематику и сюжетику готической литературы наших дней. Примером может служить романное творчество Энн Райс, «Интервью с вампиром» которой знакомо очень многим если не по книге, то по одноименной экранизации. В ультраготическом романе, повествующем о тяготах и радостях посмертного существования, ставится философская и вполне человеческая проблематика, поднимаются вопросы осмысления жизни и смерти, любви, времени, памяти. Необычный статус героев позволяет лишь сменить угол зрения и свежо, по-новому посмотреть на извечные человеческие проблемы.

Не стоит забывать и о том, что увеличение массовой доли демонов, чудовищ и пришельцев из загробного мира среди героев литературы, как правило, совпадает с кризисными периодами в жизни общества. В такие времена большая часть людей испытывает чувство дискомфорта, связанное с социальной нестабильностью, и с трудом адаптируется к быстро меняющимся условиям действительности. Возможно, именно этим продиктовано повышение спроса на «готическую» литературу в последнее время и возрождение научного интереса к ней.

*См. подробнее: Культурология в вопросах и ответах. Под редакцией Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1997. С. 118-119.

****Там же.