Приглашаем посетить сайт

Харитонова М. С. Пиндарические оды в поэзии Джонатана Свифта

М. С. Харитонова

ПИНДАРИЧЕСКИЕ ОДЫ В ПОЭЗИИ ДЖОНАТАНА СВИФТА

XXXV Международная филологическая конференция, 2006 г.

http://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreign_lit/

Четыре пиндарические оды Свифта были написаны им в период с 1691 по 1693 годы: «Ода Королю», «Ода Афинскому обществу», «Ода достопочтимому сэру Уильяму Темплу» и «Ода Уильяму Санкрофту»1.

Пиндарические оды Джонатана Свифта представляют интерес для исследователя прежде всего тем, что они являются первыми из написанных им литературными произведениями, его первыми поэтическими пробами пера, а также единственными в его творчестве образцами жанра оды, жанра, к которому Свифт впоследствии не обращается.

Почему для своих первых литературных опытов Свифт избирает именно жанр оды, столь строгий и канонический?

в его поместье Мур-Парк с 1689 по 1691 год. Свифт помогал Темплу в его литературных занятиях, и поэтому, несомненно, находился под влиянием его воззрений. К тому же работа у Темпла оставляла Свифту достаточно много свободного времени, чтобы завершить собственное образование в превосходно подобранной библиотеке патрона и ознакомиться с лучшими образцами античной и современной литературы.

Необходимо также отметить, что жанр пиндарической оды был популярен тогда в Англии. Пиндарическая ода начинает развиваться в Англии в начале XVII века. К этому жанру обращались такие известные английские поэты как Бен Джонсон, Эндрю Марвелл и Мильтон, а также их современник поэт-метафизик Эбрахам Каули, автор сборника «Пиндарические оды» (1651), получившего широкий резонанс и ознаменовавшего начало самосознания этого жанра. Каули заметно упростил строгую форму пиндарической оды и использовал в ней строфы различного размера. Он также утвердил одну из её особенностей: предметом воспевания здесь становится не «вообще» поэзия, но именно пиндарическая ода.

Именно к поэтической славе Каули и стремится Свифт в своих первых поэтических попытках и честолюбиво полагает, что преуспеет в этом. Свифт никогда не станет «вторым Каули», но именно в подражание ему он писал свои ранние стихотворения. Как известно, в его библиотеке всю жизнь хранился том стихов и эссе этого автора.

Возможно также предположить ещё одну из причин выбора этого жанра Свифтом. Та непримиримость и жесткость его позиций, которая хорошо нам знакома по более поздним произведениям, была, видимо, присуща ему и тогда, поэтому он без колебания отвергает легкие жанры и банальные темы и обращается к строгой и торжественной оде, которая кажется ему прекрасной поэтической формой для выражения своих чувств и идей. Для развития идей ему требовалась свобода движения мысли. Её он надеялся найти именно в пиндарической оде, так как она сочетала в себе торжественную тематику с богатством ритмического рисунка, сложностью строфической структуры и прихотливостью ассоциативных переходов.

Первая ода «Ода Королю» посвящена успеху военной кампании Уильяма Оранского в Ирландии и последовавшему восшествию его на престол. В стихотворении Уильям противопоставляется его заклятому врагу Людовику XIV. Широко используя яркие и характерные для оды эпитеты, Свифт создает оппозицию «великого» и «доброго». Людовик XIV может казаться великим, но он таковым не является, так как он тиран (restless tyrant, с. 10), а Уильям же по-настоящему велик так как добр (the delight of Doing Good …is the best Gemm in Royalty, с. 6). Свифт создает противопоставление: Уильям – истинное солнце (At Your Victorious Light/ All lesser ones expire, с. 9) , а Людовик – лишь падающий метеор (This Gilded meteor which flies/ As if it meant to touch the skies, с. 10). Однако на этом тематика оды не ограничивается. Во всем пытаясь подражать Каули, в середине оды Свифт переносит внимание читателя с предмета восхваления, Уильяма, на дух Возвышенной поэзии (The Spirit of Exalted Poetry, с. 7), обладающий провидческим даром, предрекающий победу Уильяма и помогающий ему в этом. Здесь необходимо отметить, что Свифту куда лучше даются описания отрицательных персонажей (Людовик XIV), чем восхваление добродетельных.

«Ода Афинскому Обществу», посвящена создателям «Афинского Меркурия», развлекательного периодического издания выходившего в свет с 1691 по 1697. Свифт обратился к этому, в общем, заурядному изданию, поскольку в нем публиковался сэр Уильям Темпл. Именно в этом произведении намечаются те идеи, которые впоследствии автор будет широко использовать: неприятие материализма Гоббса, который Свифт в этой оде описывает как «новомодную систему, сводящую всё к разуму» (new modish system of reducing all to sense, с. 19) и критика атомизма Эпикура, идеи о происхождении Вселенной из-за случайного притяжения атомов друг к другу. Свифт иронично описывает эту концепцию как «толпу атомов, сгрудившихся вместе» (a crowd of atoms justling in a heap, с. 20).

«обманчива» (Deluding), она не дает поэту возможности разглядеть, куда она ведет его, и «мятежна» (Rebel), как мятежно его собственное сердце (my own rebellious heart, с. 23).

Следующая ода Свифта – «Ода достопочтимому сэру Уильяму Темплу» – была написана, скорее всего, в1692–93 гг. и посвящена воспеванию добродетелей патрона Свифта, и прежде всего его отказу от государственной деятельности в пользу спокойной, полной философских раздумий и литературного творчества жизни в Мур-парке. В целом мотив уединения, отказа от суетности жизни был популярен у поэтов эпохи реставрации и у Каули в том числе. Однако не радости жизни в Мур-парке центральное место в этой оде. Как и в предыдущих одах, Свифту куда лучше удается передать то, что вызывает у него неприятие и негодование: политические махинации государственных мужей, их коррумпированность и интриги, лицемерие и мелочность. Интересно отметить, что обличение именно этих явлений в более поздних произведениях приносит Свифту славу сатирика.

В этой оде снова появляется образ «жестокой» пиндарической музы Свифта, починяющей его своим желаниям. Поэт не может противостоять той «скрытой искре» (hidden spark, с. 32) поэзии, которую вложила в него природа и которая, по словам Свита «перерастает в неизлечимую болезнь» (grown to an incurable desease, с. 33).

И, продолжая свои попытки на поэтическом поприще, Свифт пишет последнюю и неоконченную «Оду Уильяму Санкрофту». В отличие от предыдущих од, идеи которых были большинстве случаев навеяны общением с сэром Уильямом Темплом и отражают его воззрения, в этом произведении Свифт в определенной степени вступает с ним в полемику и излагает свои собственные убеждения по поводу положения церкви в Англии. Отсюда и интерес к фигуре Уильяма Санкрофта, архиепископа Кентерберийского, который отказался от требования короля Иакова II огласить в церкви Декларацию о терпимости, а затем отказался присягнуть на верность королю Вильгельму III. Позиция Санкрофта была близка Свифту, который в этом стихотворении выступает за сохранение традиционализма англиканской церкви. (Say what their senseless malice meant,/ To tear religion's lovely face:/ Strip her of every ornament and grace; /In striving to wash off th'imaginary paint?, с. 42.)

– с их помощью мы можем понять, как развивался талант Свифта до того, как он приобрел ту уверенность, которая появилась в более поздних произведениях.

Примечания

1 Цит. по: The Poems of J. Swift, ed. by Harold Williams. Vol. 1. Oxford, 1937. Р. 7–42. (Далее в тексте даются ссылки на это издание с указанием номера страницы.)