Приглашаем посетить сайт

Ингер А. Г.: Шеридан.

Шеридан.

Краткая литературная энциклопедия.

́Н (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751, Дублин, — 7. VII. 1816, Лондон) — англ. драматург, театр. и обществ. деятель. Дед — педагог, близкий друг Дж. Свифта; отец — артист, преподаватель сценич. и ораторской речи; мать — романистка и драматург. Воспитывался в привилегированной школе Харроу, в Лондоне изучал право, но с 1774 целиком посвятил себя драматургии и в неск. лет создал почти все свои пьесы: комедию «Соперники» («The rivals», 1775), фарс «День св. Патрика, или Предприимчивый лейтенант» («St. Patrick’s day, or, The scheming lieutenant», 1775), комическую («балладную») оперу «Дуэнья» («The duenna», 1775), комедии «Поездка в Скарборо» («A trip to Scarborough», 1777) и «Школа злословия» («The school for scandal», пост. 1777, изд. 1780), комедию в жанре «репетиции», т. е. представляющую «сцену на сцене», — «Критик» («The critic, or, A tragedy rehearsed», 1779) и лишь в 1799 — трагедию «Писарро», являющуюся переделкой драмы А. Коцебу «Испанцы в Перу». В конце 70-х гг. Ш. стал руководителем театра «Друри-Лейн», к-рому более 33 лет отдавал свои силы и средства. Наряду с этим с 1780 по 1812 был членом парламента, одним из лидеров радикального крыла партии вигов. Блестящие речи и демократич. убеждения снискали ему не меньшую популярность, чем пьесы. Он выступал за введение всеобщего голосования и парламентскую реформу, в защиту независимости Ирландии, осудил войну против восставших англ. колоний в Сев. Америке, требовал признания Франц. республики и невмешательства в ее дела. Вершина обществ. деятельности Ш. — его обвинит. речи против английского генерал-губернатора в Индии У. Хейстингса с требованием предать его суду за злоупотребление властью и жестокость. Последние годы жизни Ш. омрачены болезнью и нищетой.

«Соперниках» Ш. показал себя сторонником возрождения «веселой комедии» и вслед за О. Голдсмитом выступил против сентиментальной комедии с ее прямолинейной назидательностью. Ш. высмеивает здесь надуманные чувства, аффектацию в поведении и представлениях о жизни. Лучшая пьеса Ш. «Школа злословия» — сатирич. комедия нравов, в к-рой изобличаются не только злобное интриганство, недоброжелательность и распущенность высшего света, но и пуританское лицемерие англ. буржуа, прикрывающих эгоизм и корыстолюбие показным благочестием. В контрастных образах братьев Сэрфес Ш., как и Г. Филдинг в романе «История Тома Джонса, найденыша», подвергает сомнению скомпрометированный реальной бурж. действительностью тезис просветителей о «нравственном Разуме». В мастерстве построения сценич. действия и ведения диалога, в отточенных афористич. репликах Ш. — ученик англ. комедиографов эпохи Реставрации У. Конгрива, Дж. Фаркера и др., к-рые тоже издевались над лицемерием буржуа, воздерживаясь, однако, от нравств. оценок. Ш. не разделяет морального индифферентизма своих предшественников, и при отсутствии прямой назидательности порок у него в финале изобличен и наказан, а бурж. -семейные добродетели торжествуют. Вместе с тем традиции англ. комедии обогащены у Ш. опытом романов Филдинга и др. просветителей, что делает его персонажи жизненно полнокровными. Ш. удалось добиться редкостного равновесия реалистических характеров и занимат. интриги, лишенной при этом искусственной замысловатости и обусловленной характерами героев, логикой их взаимоотношений. Наряду с «Ночью ошибок» Голдсмита, «Школа злословия» — вершина и итог развития англ. просветит. комедии 18 в., опыт к-рой был впоследствии воспринят О. Уайльдом и Б. Шоу. Первый рус. пер. «Школы злословия» — с нем. яз. — появился в 1791, с англ. — в 1794 (пер. И. М. Муравьева-Апостола); первый спектакль в России — в Петерб. театре Эрмитаж (1793).

—3, N. Y., 1962; The letters, v. 1—3, Oxf., 1966; The speeches, v. 1—3, N. Y., 1969; в рус. пер. — Драматич. произв., М., 1956.

— Л., 1945; Маршова Н., Р. Б. Шеридан, Л. — М., 1960; Williams I. A., Seven XVIII century bibliographies, L., 1924; Gibbs L., Sheridan, L., [1947].