Приглашаем посетить сайт

Кагарлицкий Ю. И.: Дефо, Даниель.

Дефо, Даниель.

Краткая литературная энциклопедия.

́ (Defoe), Даниель (ок. 1660, Криплгейт, — 26. IV. 1731, Мурфилдс) — англ. писатель, основоположник европ. романа нового времени. Сын купца-пуританина. Окончил пуританскую духовную академию. Служил в виноторговом деле и основал собственную фирму. Всю жизнь занимался рискованными коммерч. операциями. Принимал участие в восстании Монмута, после его поражения скрывался от властей. Сочувственно встретил переворот 1688, сделавший буржуазию одним из правящих классов Англии. Лит. деятельность Д. начал в 1697, занимался журналистикой. В работе «Опыт о проектах» («An essay upon projects», 1697) он предложил серию политич., экономич. и обществ. реформ. Сводом поучений для буржуа в практике и морали был трактат «Совершенный британский негоциант» («The complete English tradesman», 1726—27). Особое значение имели брошюры Д., посвященные защите гражд. свобод — печати и вероисповеданий, стихотв. сатира «Чистокровный англичанин» («The true-born Englishman», 1701), направленная против аристократич. сторонников свергнутой династии Стюартов, выступавших против короля Уильяма III как «не англичанина». В своей сатире Д. защищал внесословный и общечеловеч. принцип личной доблести и благородства. Вскоре Д. стал влиятельной политич. фигурой. В период усиления реакции после смерти Уильяма III Д. анонимно опубл. памфлет в защиту веротерпимости «Кратчайший путь расправы с диссентерами» («Shortest way with the dissenters», 1702), за что был приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. К моменту исполнения приговора Д. опубл. памфлет «Гимн позорному столбу» («A hymn to the pillory», 1703). Толпы лондонцев приветствовали Д., когда он стоял у позорного столба. За освобождение из тюрьмы Д., однако, заплатил тем, что стал секретным агентом правительства. Умер Д. в одиночестве, скрываясь от кредиторов.

— «Система магии» («The supernatural philosopher: or the mysteries of magic», 1728), «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда» («The life of Jonathan Wild...», 1725), послужившая основой для сатирич. романа Г. Филдинга, и др. Романы Д. выросли из его деятельности журналиста. Все они лишены литературных прикрас, написаны от первого лица живым разговорным языком того времени, простым, точным и ясным. Роман Д. «Записки кавалера» («Memoirs of a cavalier», 1720) посвящен событиям 30-летней войны и гражд. войны в Англии. «Дневник чумного года» («Journal of the plague year», 1722), где описывается лондонская чума 1665, — зародыш историч. романа. Его романы «Капитан Сингльтон» («Captain Singleton», 1720) и «История полковника Жака» («History of colonel Jack», 1722) принадлежат к приключенч. жанру. В романе «Молль Флендерс» («Moll Flanders», 1722, рус. пер. 1896), высоко оцененном М. Горьким, героиня изображена как жертва социальных условий, толкнувших ее на проституцию и воровство. «Роксана» («Roxana», 1724) — социально-уголовный роман.

— через преступления к богатству, довольству и раскаянию, к-рое, однако, приходит не раньше, чем герой становится обеспеченным и вступает в число благоприличных буржуа. Духовная жизнь героев Д. небогата; они трезвы, настойчивы, практичны, обладают здравым смыслом. Ту часть биографии героя, которая проходит в сфере житейской практики, Д. описывает бесстрастно, поскольку не только действия героя, но и вся реальная бурж. практика противоречат тем требованиям благочестия, к-рые Д. делает привеском к своим произв. Его герои не имеют от природы преступных наклонностей, но стремятся к самоутверждению, к-рое возможно только через обогащение. Пираты, воры, авантюристы и проститутки — все они выражают в наиболее чистом виде самую подоснову бурж. отношений, при к-рых деньги, даже добытые нечестными путями, становятся осн. мерилом ценности человека. Отд. эпизоды романов Д. предвещали целые отрасли худож. лит-ры. Так, описание детства маленького воришки «полковника» Жака послужило основой для «Оливера Твиста» Ч. Диккенса и др. его произв. о детях.

— «Робинзон Крузо» («Life and strange surprising adventures of Robinson Crusoe of York, mariner», pt 1—2, 1719, рус. пер. ч. 1—2, 1762—64). Сюжет этого реалистич. романа, внешне примыкающего к распространенному в англ. лит-ре 18 в. авантюрно-приключенч. жанру, распадается на две части. В одной — события, связанные с обществ. бытием героя, пребыванием на родине. Вторая часть — отшельнич. жизнь на о-ве. Среди цивилизованных людей Робинзон предстает как человек, полный авантюрных стремлений, предприимчивый, не боящийся риска. На о-ве он трудолюбив, прост в своих желаниях и не страдает, а даже счастлив в одиночестве. После о-ва герой возвращается к бурж. образу жизни, но яркость первых двух частей романа угасает. Робинзон — воплощение бурж. индивида, порвавшего все старые «естественные связи», выделившегося как личность из прежних форм человеч. коллектива. Представления Д., согласно к-рым производство искони развивалось в индивидуальных формах труда, получили название «робинзонады»; роман Д. оказался своеобразной энциклопедией социально-экономич. и моральных идей бурж. Просвещения. Проникнутый пафосом труда и оптимизмом, роман Д. прочно вошел в мировую лит-ру как одна из самых популярных книг не только для взрослых, но и для детей; он переведен на мн. языки мира и вызвал немало подражаний.

—14, Oxf., [1927—1928]; The letters, Oxf., 1955; в рус. пер. — Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона, М. — Л., 1930; Молль Флендерс, М., 1955; Робинзон Крузо, М. — Л., 1959.

— Л., 1945; Миримский И., Реализм Дефо, в кн.: Реализм XVIII века на Западе. Сб. ст., М., 1936; Dottin P., Daniel De Foe et ses romans, t. 1—3, P., [1924]; Sutherland J. R., Defoe, L., [1950]; Weimann R., Daniel Defoe, Halle/S., 1962.