Приглашаем посетить сайт

Кагарлицкий Ю. И.: Гей Джон.

Гей Джон. 

Краткая литературная энциклопедия

— 4. XII. 1732, Лондон) — англ. поэт и драматург. Автор сатирич. и пасторальных поэм в стиле просветит. классицизма: «Сельские удовольствия» («Rural sports», 1713), «Неделя пастуха» («The shepherd’s week», 1714), «Тривия, или Искусство ходить по улицам Лондона» («Trivia, or the Art of walking the streets of London», 1716). Большим успехом пользовались басни Г. (2 тт., 1727—1738). Г. — автор неск. пьес: «Как это называется» («The what d’ye call it», 1715), «Три часа после свадьбы» («Three hours after marriage», 1717; совм. с А. Попом и Дж. Арбетнотом) и др., трагич. пасторали «Диона» (1720) и трагедии «Пленники» (1724). Славу Г. составляет его комедия «Опера нищего» («Beggar’s opera», 1728), мысль о к-рой подал ему Дж. Свифт. Этой пьесой Г. создал новый сценич. жанр, т. н. «балладную оперу», сочетая пародию с политич. и социальной сатирой, высмеивая итал. оперу, любимое развлечение аристократии, разоблачая политич. коррупцию, процветавшую при правительстве Р. Уолпола, верхи общества, а в продолжении «Оперы нищего» — «Полли» (1729) — англ. колонизаторов. Г. создал также пьесу «Ахиллес» (1733) и др. В 20 в. произв. Г. использовал Б. Брехт в своей «Трехгрошовой опере» (1928).

Лит.: История англ. лит-ры, т. 1, в. 2, М. — Л., 1945; История зап. -европ. театра, т. 2, М., 1957; Schultz W. E., Gay’s Beggar’s opera, New Haven, 1923; Irving W. H., John Gay, favorite of the wits, Durham (Newcastle), 1940; Armens Sven M., John Gay social critic, N. Y., 1954.