Приглашаем посетить сайт

Катарский И. М.: Филдинг, Генри.

Филдинг, Генри. 

Краткая литературная энциклопедия.

́ЛДИНГ (Fielding), Генри (22. IV. 1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшир, — 8. X. 1754, Лисабон) — англ. драматург и романист. Выходец из обедневшего дворянского рода. Учился в аристократич. Итонском колледже (1719—27), затем на филологич. ф-те Лейденского ун-та (Голландия), к-рый вынужден был оставить из-за недостатка средств. С 1730 жил в Лондоне. Первое произв. Ф. — сатирич. поэма «Маскарад» («The masquerade», 1728, изд. под псевд. Гулливер), в к-рой высмеивается пустота светских развлечений. Талант сатирика и темперамент политич. борца ярко проявились в деятельности Ф. -драматурга. Ф. зло высмеивал продажность политиканов, пристрастность судей, стяжательство купцов, самодовольство ученых педантов. Большое влияние на его драматургию оказало демократич. творчество Дж. Гея, автора «Оперы нищих». За десять лет работы для театра Ф. создал св. 25 комедий (включая переделки комедий Мольера, фарсы п пр.). Среди наиболее известных комедий — «Щеголь из Темпля» («The Temple beau», 1730, рус. пер. 1954), «Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке» («The coffee house politician, or The justice caught in his own trap», 1730, рус. пер. 1954); «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика-с-пальчик» («The tragedy of tragedies, or The life and death of Tom Thumb, the Great», 1731), «Опера Грабстрита, или У жены под башмаком» («The Grubstreet opera», 1731, рус. пер. 1954); «Совратители, или Разоблаченной иезуит» («The old debauchees, or the Jesuit caught», 1732, рус. пер. 1956); «Ковентгарденская трагедия» («The Covent-Garden tragedy», 1732); «Дон Кихот в Англии» («Don Quixote in England», 1734, рус. пер. 1954); «Пасквин. Комедия-сатира на современность» («Pasquin; A dramatick satire on the times», 1736, рус. пер. 1954); «Исторический календарь за 1736 год» («The historical register for the year 1736», 1737, рус. пер. 1954).

сатирич. образов (они получили дальнейшее воплощение в его романах); даже самые имена его персонажей подчеркивают их откровенно сатирич. смысл: судья-вымогатель в комедии «Политик из кофейни» носит имя Скуизем («выжимала»), персонажи комедии «Пасквин» — Плейс («выгодное местечко»), Танкард {«пивная кружка») и пр. Продажным судьям, развратникам, скупцам, политич. мошенникам Ф. противопоставляет добродетельных героев, сознавая всю трудность их борьбы; недаром поражение отрицат. персонажей в финалах его комедий обычно отражает желаемое, а не реальное. В своей драматургии Ф. выступает против ходульного, напыщенного иск-ва эпигонов классицизма и барокко («Трагедия трагедий», «Ковентгарденская трагедия») — за правдивое, актуальное и демократич. иск-во. В февр. 1736 Ф. возглавил труппу комедийных актеров «Маленького театра» в Хеймаркете, где были поставлены его «Пасквин» и «Исторический календарь за 1736 год». В июне 1737 был принят закон о театральной цензуре, и театр Ф. был закрыт. В течение трех лет он изучал право в Темпле, стал юристом. В 1739—40 издает журн. «Борец, или Британский Меркурий» («Champion, or the British Mercury»).

В 40-е гг. появляются комич. романы Ф., создавшие ему славу «творца реалистического романа, удивительного знатока быта страны и крайне остроумного писателя» (Горький М., История русской литературы, 1939, с. 38). Сатирич. линию последних комедий Ф. продолжил его роман «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» («The history of the life and death of Jonathan Wilde the Great», 1743, рус. пер. с нем. 1772—73), начатый, по-видимому, еще на рубеже 40-х гг. Роман о жизни реально существовавшего грабителя и скупщика краденого по сути дела осуждает всеобщую продажность, царившую в политич. жизни Англии. Иронически превознося «великие» деяния авантюриста, Ф. развенчивает «величие» политич. деятелей, основанное на расчетливой подлости, самодовольстве и стяжательстве. В образе гл. героя Ф. дал яркий портрет циничного бурж. хищника и лицемера. Его антагонист, честный ювелир Хартфри, художественно малоубедителен, ибо и сам Ф. не слишком верил в моральную победу над торжествующим злом.

«История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» («The history of the adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams», 1742, рус. пер. с нем. 1772—73) и «История Тома Джонса, найденыша» («The history of Tom Jones, a foundling», 1749, рус. пер. с франц. 1770—1771); сам автор определял их как «комический эпос в прозе». «Джозеф Эндрус», начатый как пародия на роман С. Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), был проявлением разноречий внутри просветит. направления. Умеренно бурж. программа Ричардсона в «Памеле» отталкивала бунтаря и жизнелюбца Ф. (ему приписывается также авторство пародии о Шамеле Эндрус, 1741: «sham» — «притворство»). В романе о Джозефе Эндрусе (как и в «Томе Джонсе») Ф., преобразуя традиц. схему плутовского романа, рисует историю странствий своих героев на фоне реалистически полнокровной картины англ. жизни с сочными деталями быта, чем, в частности, прославился англ. роман 18 в., и особенно роман Ф. Форма комич. эпоса позволила ему выйти за узкие сюжетные рамки ричардсоновского романа из жизни одной семьи. В подзаголовке «Джозефа Эндруса» Ф. поставил слова: «Написано в подражание манере Сервантеса, автора „Дон Кихота“». Ф. следовал Сервантесу в создании реалистич. картины жизни, трактуемой в сатирич. свете, и в изображении положит. героя — пастора Адамса, простодушного и непрактичного бедняка и скитальца. Адамс — один из первых образов «чудака» в англ. лит-ре (впоследствии сходные фигуры не раз появятся у Т. Смоллетта, Л. Стерна, Ч. Диккенса, У. Теккерея). Сталкивая героев с действительностью, Ф. показывает, что только люди доброго сердца, не зараженные ядом собственности, способны на большие человеч. чувства — самоотверженность, готовность прийти на помощь. Среди персонажей, с к-рыми судьба сводит героев, — сатирич. портреты самодурки-помещицы леди Буби, кулака-священника Труллибера, пройдохи-стряпчего Скаута, богача Паунса, обвиняющего в бедности самих бедняков. Рисуя яркую сатирич. панораму Англии, Ф. предлагает и свой утопич. обществ. идеал (образ скромного джентльмена-фермера Вильсона, оказавшегося отцом Джозефа).

«Том Джонс» нет прямой пародийной полемики, однако Ф. исходит из совершенно иного понимания положит. героя, нежели Д. Дефо или Ричардсон, из нового взгляда на «человеческую природу». Внешне добродетельный Блайфил, сводный брат Тома Джонса, оказывается лицемером, холодно-расчетливым эгоистом. Беспутный же Том руководствуется в своих поступках порывами доброго сердца. Ф. отказывается от полного доверия разуму, коль скоро рассудительность буржуа оборачивается себялюбием и расчетом. Недоверие к разуму и апелляция к сердцу у Ф. предвещают этику сентименталистов с их культом чувства. Но верный просветит. заветам, Ф. убежден, что порывы чувства должны контролироваться разумом. Сюжетные конфликты романа прежде всего связаны с этой антитезой холодного рассудка и доброго сердца. В обеих комич. эпопеях Ф. весьма необычная по тому времени манера повествования: публицистич. отступления (в «Томе Джонсе» — это особые главки), прямо высказываемые авторские оценки и суждения. Контакт с читателем, занимат. интрига, динамич. развитие событий, живой диалог — весь свой богатый опыт драматурга Ф. использует в иск-ве романа. Комич. стихия, являясь выражением оптимистич. мировоззрения писателя, его веры в победу доброй «человеческой природы» над злом, позволила Ф. сочетать сатирич. аспект в освещении совр. жизни с безбоязненно реалистич. изображением положит. героев. Правдивость Ф., не скрывавшего их чувственных стремлений, навлекла на него упреки критиков в грубости и безнравственности.

«благополучной» бурж. Англии. Светлый оптимизм Ф. сменяется мрачным настроением в полном горечи и сарказма романе «Амелия» (1752, рус. пер. с франц., ч. 1—3, 1772—1785). Роман этот — свидетельство начинающегося кризиса просветит. гуманизма; в нем появляются сентиментально-дидактич. мотивы. О сатирич. силе зрелого Ф. напоминают лишь главы, изображающие суд и долговую тюрьму. Демократич. настроения нашли выражение в ряде памфлетов Ф. в издававшемся в 1752 «Ковентгарденском журнале» («Covent-Garden Journal»). В памфлете «Современный словарь», в частности, утверждается, что «политика — искусство получать места при дворе»; «Письмо из Бедлама» направлено против всесилия денег. Расстроенное здоровье вынудило Ф. оставить службу и по совету врачей отправиться в Лисабон, где он вскоре умер. Последнее произв. Ф. — «Дневник путешествия в Лисабон» («The journal of a voyage to Lisbon», изд. 1755). В творч. жизни Ф. значит. место занимала журналистика. Помимо названных журналов, он издавал «Истинный патриот» («The True Patriot, or The History of our own times», 1745—46) и «Якобитский журнал» («The Jacobite’s Journal», 1747—48).

Классик реалистич. англ. романа эпохи Просвещения, Ф. во многом определил пути и судьбы развития англ. и — шире — европ. романа 19 в. (Н. В. Гоголь, У. Теккерей, Ч. Диккенс). Его высоко ценили и учились у него такие сатирики, как Дж. Байрон, Г. Гейне, Б. Шоу. С 50-х гг. 20 в. роман Ф. «История Тома Джонса, найденыша» приобретает новую популярность: в переложении С. Моэма выходит его сокращённое издание, снимается худож. фильм. Оживление научного интереса к творчеству Ф. отмечается с 20-х гг. 20 в. в США. Ряд принципиально новых положений высказали в работах о Ф. сов. ученые (М. П. Алексеев, А. А. Елистратова и др.).

—12, L., 1928; Novels, v. 1—10, Oxf., 1926; в рус. пер. — Избр. произведения. [Вступ. ст. С. С. Мокульского], т. 1—2, М., 1954; Комедии. [Вступ. ст. М. П. Алексеева], М., 1954; История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого. [Предисл. Ю. Кагарлицкого], М., 1958.

«Нов. мир», 1954, № 10; Кагарлицкий Ю., Фильдинг-драматург, «Театр», 1954, № 10; Дьяконова Н., К вопросу о Фильдинге как сатирике и просветителе, «Вестник ЛГУ. Серия истории, языка и лит-ры», 1956, № 2, в. 1; Клименко Е. И., Стиль «Тома Джонса», в ее кн.: Традиция и новаторство в англ. лит-ре, Л., 1961; Левидова И. М., Генри Фильдинг. Биобиблиографич. указатель, М., 1957; Dudden F. H., Henry Fielding. His life, works and times, v. 1—2, Oxf., 1952; Cross W. L., The history of Henry Fielding, v. 1—3, N. Y., 1983 (первое изд., New Haven, 1918); Wright A., Henry Fielding. Mask and feast, L., 1965; Irwin M., Henry Fielding. The tentative realist, Oxf., 1967; Alter R., Fielding and the nature of the novel, Camb. (Mass.), 1968.