Приглашаем посетить сайт

Кожевников М. В. Эволюция понятия "честь" в комедиях Ричарда Стила.

М. В. Кожевников

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЧЕСТЬ" В КОМЕДИЯХ РИЧАРДА СТИЛА

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ

http://www.russiandickens.com/sience/model/contents.htm

Изменение и переосмысление понятий морального кодекса любой нации и любой эпохи имеет, в том числе, и общечеловеческое значение, потому что мораль не локализована в социальном времени и пространстве, как локализованы однопорядковые с ней искусство, религия, право. В этой связи, весьма показательна эволюция понятия "честь", происшедшая в комедиях Стила начала XVIII в.

В Англии XVI в. понятие чести сочетается со специфически джентльменским кодексом поведения. До XVII века честь была исключительным достоянием высшего класса, а в драме слово "честь" употребляется в трех основных значениях: репутация, совокупность черт характера (духовное благородство), целомудрие (женское).

В эпоху Реставрации (1660-1689) "человек чести" превращается в "изысканного джентльмена", отличительная черта которого - "остроумие", имевшее явно выраженный антибуржуазный характер.

С начала XVIII века происходит переосмысление понятия "честь", которая теперь больше понимается в первом (репутация) и третьем (целомудрие) значениях, сближаясь и входя в понятие "добродетель". Особенно ярко это представлено в пьесах Ричарда Стила.

Вначале он пытается возродить кодекс чести до "изысканного джентльмена", вернуть былую "репутацию": титул надо "осознавать", а не просто "гордиться" им, не противопоставлять остальным свою добродетель, соответствовать "чести" своего рода и т. д. (комедия "Похороны", 1701).

На втором этапе (комедия "Любовник-лгун", 1703) это "священное" понятие уже не имеет никакого смысла, в старом (рыцарском) значении оно совершенно неприемлемо. Оно противоречит и современной (буржуазной) морали, и законам современного общества.

"Сознательные влюбленные" 1722 г., "честь" опять играет важную роль - все главные персонажи обязательно представлены как "люди чести": мужчины в первом значении (репутация), а женщины - в третьем (целомудрие).

мере того, как она укрепляется, становится господствующей в общественном сознании, меняется отношение к рыцарской морали прошлого: конфронтация сменяется компромиссом, отрицание - заимствованием. Победившая буржуазия стремится придать своему социальному облику аристократический лоск. Купец хочет стать к тому же еще и джентльменом, и во второй половине XVIII в. он им становится: С. Джонсон произнес: "Теперь (1752 год - М. К.) английский купец стал новым типом (species) джентльмена", прочитав "Сознательных влюбленных" Стила, где купец Сиаленд с гордостью утверждает: "Мы, купцы, и есть дворянство" (we merchants are a species of gentry).

С начала двадцатых годов XVIII в. в Англии "человек чести", в первую очередь, купец (буржуа), а само понятие окончательно "отбирается" у знати: в знаменитом словаре английского языка С. Джонсона 1755 года читаем: "Honour: The title of a man of rank. Not now used" (Честь - титул представителя знати. Сейчас не используется).