Приглашаем посетить сайт

Кожевникова С. Н. Английский джентльмен XVIII в. -модель поведения, дающая ключ к успеху.

С. Н. Кожевникова

АНГЛИЙСКИЙ ДЖЕНТЛЬМЕН XVIII ВЕКА -
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ, ДАЮЩАЯ КЛЮЧ К УСПЕХУ

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ

http://www.russiandickens.com/sience/model/contents.htm

Этика джентльмена формируется на основе рыцарского кодекса чести. Следует помнить, что изначально джентльмен - одна из социальных групп английского дворянства. Но расшифровка этого сословия с самого начала предполагает смешанную структуру: "Джентльмен - младший сын баронета или рыцаря, сын сквайра и некоторые люди со средствами или хорошей профессии, которые не были сквайрами или даже йоменами".

В дальнейшем это сделало возможным трансформацию джентльмена из категории сословно-социальной в морально-этическую. Утрата социального смысла активно восполняется системой моральных ценностей. Все большее значение придается воспитанию, способному сформировать необходимые для джентльмена качества.

Сведения об изначальном содержании требований к джентльмену можно почерпнуть из сочинения Т. Элиота "The Governor" (1531) и из трактата Кастильоне "Придворный" (1528, пер. на англ. 1561). У джентльмена должна быть безупречная репутация, приятные манеры, в общении он должен быть спокойным и доброжелательным. Формирование этих качеств должно начинаться в детстве, а желаемых результатов можно достигнуть только благодаря хорошему воспитанию и длительному обучению.

В 1713 году к вопросу о моральных качествах джентльмена обращается Р. Стил в журнале "The Guardian". Джентльмен должен быть "скромным, но не приниженным; искренним, но без панибратства; готовым помочь, но не угодливым, невозмутимым и неунывающим".

"настоящим джентльменом" - джентльмен по рождению или по воспитанию. Стремление ставить личные достоинства выше происхождения наблюдается еще у Чосера. Д. Дефо в "Совершенном английском джентльмене" (1729) проводит различие между джентльменом по рождению и по образованию и воспитанию, и лишь последние, по его мнению заслуживают звания джентльмена.

При всех различиях во взглядах, ясно просматривается общий контур джентльмена: он должен обладать большими личными достоинствами, доведенными до совершенства путем длительной шлифовки в процессе воспитания и образования; он должен быть сдержан, заботится о своей репутации; в отношении к другим он должен быть доброжелательным, его благосклонность должна иметь универсальный характер, распространяться как на высших, так и на низших; он должен быть милосердным, то есть искренне сопереживать другим людям и стремиться активно делать добро.

находим в "Письмах к сыну" лорда Честерфилда. Он создал основу, на которой путем долгого обучения и постоянного воздействия на психику могут быть предельно развиты природные достоинства. Он диктует кодекс отношения к себе, включающий определенные обязанности перед Богом, Человеком и Обществом. Он готовит к выполнению общественного долга на соответствующем статусу джентльмена поприще и при этом стремится воспитать то, что мы сегодня назвали бы "лидерством" - стремление к успеху, стремление завоевывать людские сердца и уважение. Т. о., независимо от происхождения, для успешного продвижения в обществе, человек должен быть джентльменом.