Приглашаем посетить сайт

Куклина Е. В. Мэри Уоллстонкрафт о месте и роли женщины в обществе.

Куклина Е. В.

Тюменский государственный университет

Мэри Уоллстонкрафт о месте и роли женщины в обществе

МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ

Сборник материалов Девятой всероссийской научной конференции

Санкт-Петербургский государственный университет Факультет международных отношений Научное общество молодых историков «Новист»

http://nomi-novist.narod.ru/works.html

Творчество английской писательницы Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797) представляет исключительный интерес для изучения истории английской литературы, общественной мысли, и в большей степени для исследования истории женского движения. В нашей стране ее творчество по существу не исследовано. В связи с этим труды Уоллстонкрафт, которую называют «первой феминисткой» или «матерью феминизма» [1], приобретают актуальное значение. В особенности книга «В защиту прав женщины», опубликованная в 1792 г. в Лондоне, ставшая основополагающей в серии феминистических публикаций и послужившая начальной точкой отсчета для исследователей, занимающихся историей развития женского движения в Англии. Трактат «В защиту прав женщины» впервые намечает пути к решению проблем женской эмансипации.

Уоллстонкрафт «В защиту прав женщины» [2], «Мемуары Мэри Уоллстонкрафт» [3], написанные ее мужем, известным английским общественно-политическим деятелем Уильямом Годвином, вскоре после ее смерти, и сборник «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе» [4], в котором опубликованы отрывки из книги Уоллстонкрафт на русском языке.

Уоллстонкрафт происходила из семьи, относившейся к среднему классу английского общества. Семья была патриархальной, полностью зависящей от воли отца, из-под влияния которого Мэри постаралась уйти довольно рано, в девятнадцать лет. За свою жизнь она перепробовала немало профессий, среди которых были и традиционно женские (компаньонка, гувернантка, учительница), и не свойственные женщинам того времени (журналистская деятельность, торговое представительство). На творчество Уоллстонкрафт оказали большое влияние идеи Просвещения и Французской революции.

Но было в ее творчестве нечто принципиально новое: идея о равноправии мужчин и женщин. Уоллстонкрафт убеждена, что все естественные права, которыми, согласно учению Просветителей, должен обладать человек, в равной степени распространяются и на женщину. Она наравне с мужчиной наделена даром разума, поэтому высший смысл ее существования не должен быть иным, чем у мужчины. «Совершенство нашей природы и возможность счастья, определяются той степенью разумности, добродетельности и объемом познаний, которым обладает каждый человек» [5].

Борьба за справедливость и принятие равных прав стала отправной точкой утверждения независимости женщин от мужчин и, следовательно, от семьи. Работа Мэри Уоллстонкрафт в защиту прав женщин считается классикой феминисткой теории. Главная мысль заключается в том, что женщина самым "нечестным" образом превращается в игрушку для мужчин и полностью порабощается. Уоллстонкрафт писала: "Я не хочу, чтобы женщины властвовали над мужчинами; я хочу, чтобы они были сами себе хозяйками" [6].

Для того чтобы женщинам получить свободу и равноправие, мужчины должны не только признать их равными себе в моральном плане. Женщине необходимо стать экономически независимой, считает Уоллстонкрафт.

счастливыми в будущем. Женское совершенствование должно идти рука об руку с мужским; права мужчин и права женщин одинаковы.

Мэри настаивает на праве женщин быть образованными. Через образование должно прийти освобождение. Уоллстонкрафт принимает мысль своего времени о том, что женская сфера – это дом. Женщина должна быть образованна, потому что она в первую очередь ответственна за воспитание молодых. Кроме того, образованная женщина, по мысли Уоллстонкрафт, усилит отношения брака. Устойчивый брак - это партнерство между мужем и женой, социальное соглашение между двумя индивидуальностями. Такой брак способен дать хорошее воспитание детям.

По поводу национального образования и участия в нем женщин Уоллстонкрафт выдвигает собственную программу. Она одобряет создание дневных школ для совместного обучения мальчиков и девочек. «Если брак – это основа общества – образование должно следовать такой же модели, или взаимодействие полов никогда не станет партнерством, и женщины не воплотят их особого предназначения, пока не станут просвещенными гражданами, свободными, способными зарабатывать самостоятельно, независимо от мужчин, так же как один мужчина независим от другого. Если бы мальчикам и девочкам позволили учиться вместе, нормы приличия можно было бы с раннего возраста прививать детям, без этих сексуальных различий, которые развращают разум» [7]. Школы для детей от 5 до 9 лет должны быть бесплатными. Дети должны носить одинаковую одежду, чтобы не было заметно различие между богатыми и бедными. Образовательная программа должна быть одинаковой (изучение наук и искусств, основ психологии), для девочек дополнительно добавляются занятия рукоделием. Также очень важным для девочек является обучение анатомии и медицине «во избежание невежественных ошибок в уходе за детьми, родителями, мужем» [8].

Уоллстонкрафт говорит о том, что и в старшей школе разнополые дети должны учиться совместно. По ее мысли, это приведет к ранним бракам: «Кроме того, это бы способствовало заключению ранних браков, которые производят самый благоприятный физический и моральный эффект. Женатый человек отличается от эгоистичного хлыща, который живет только для себя и часто боится жениться, чтобы не лишиться возможности вести всем известный образ жизни» [9]. Мэри в тоже время показывает настоящую картину женского образования: «В годы юности они получают скудное образование, не дающее им познания, и затем, в домашнем кругу, в одиночестве, они ощущают собственную незначительность и не находят чем себя занять или развлечь». Выйдя замуж, такой женщине нечем заняться, кроме интриг и кокетства, обсуждения нарядов и сохранения своей красоты: «когда они выходят замуж, они действуют, так как возможно ожидать от детей: они одеваются; они красятся, и именуются божьими творениями. Конечно, они слабые существа, только пригодные для гарема! Могут они управлять семейством, или заботится о бедных малышах, которых они приносят в мир?» [10].

Уоллстонкрафт высказывается по поводу отношения к немногочисленным образованным женщинам в современном ей обществе: «Разные же едкие замечания в адрес образованных женщин рождаются из зависти. Когда женщина видит, что она не может лишь кокетством приковывать к себе внимание окружающих на протяжении всего вечера, тогда как более образованная женщина придает беседе более рациональный характер, единственное утешение для них убеждать себя, что такие женщины никогда не выйдут замуж» [11].

«Вероятно, я вызову смех,… но я действительно считаю, что женщины должны иметь своих представителей в выборных органах вместо того, чтобы позволять деспотически управлять собой не имея никакой возможности принимать участие в обсуждении государственных дел» [12]. Именно так, высказывая весьма дерзкую для своего времени мысль о политическом равноправии женщин, озвучивает Уоллстонкрафт свои гражданские убеждения. Пассивность женщин в политической сфере Уоллстонкрафт также выводит из недостатков женского образования. «Я уже критиковала традиционное ограничение девочек в политической и гражданской деятельности, тем самым ограничивая их разум и делая их неподходящими для особых обязанностей, которые предписаны им природой. Женщины идут на разные хитрости, чтобы получить какую-нибудь глупую вещь. Им не разрешается распоряжаться деньгами, они ничего не могут назвать своим, а стоит мужу провиниться – она получает подарок и смягчается. Но эти мелочи не деморализовали бы их, если бы женщин научили уважать себя, если бы политические и нравственные темы были для них открыты…» [13].

Центральный тезис книги – «женщина, переделывая себя, переделывает мир» – означает, что изменение социального положения женщины неизбежно приведет в изменению общественных отношений в целом [14]. Таким образом, Уоллстонкрафт видела женщину будущего равной мужчине, широко образованной, экономически независимой, принимающей активное участие в политической и гражданской жизни страны. Женщина должна стать, по ее мысли, равноправным партнером в браке и рациональным воспитателем для будущих поколений. Необходимо отметить, что идеи Уоллстонкрафт не были поняты ее современниками. В конце XVIII в. идеи, высказанные писательницей, вызвали сильную реакцию, но не были поддержаны ни женщинами, ни мужчинами. Лишь в следующем столетии они получили широкое распространение.

[1] Johnson Lewis J. A Vindication of the Rights of Woman: overview the life and work of England early feminist Mary Wollstonecraft //Women’s History Guide // www.womenhistory.com

[2] Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman with strictures on political and moral subjects. London: J. Johnson, 1792 //oll.libertyfund.org/EBooks/Wollstonecraft_0730.pdf

[3] Godwin W. Memoirs of Mary Wollstonecraft. Constable and Co. Limited. L., 1928 //dwardmac. pitzer. edu/anarhist_arhives/godwin/memoirs

[5] Wollstonecraft M. Op. cit. P. 9

[6] Антонов А. И., Филлипс Ч. Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ// www.etnocid.netda.ru/books/feminism/feminism01.htm

[7] Wollstonecraft M. Op. cit. P. 134

[8] Ibid. P. 44.

[10] Ibid. P. 9.

[11] Ibid. P. 143.

[13] Ibid. P. 137-138.

«Женщина, переделывая себя, переделывает мир» (политические представления Мэри Уоллстонкрафт и Кэтрин Маколей: 1763-1792)// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2005. №4. С. 49.