Приглашаем посетить сайт

Макарова Л. С. Дидактизм и развлекательное начало в готическом романе конца XVIII в.

Л. С. Макарова

ДИДАКТИЗМ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО
В ГОТИЧЕСКОМ РОМАНЕ КОНЦА XVIII ВЕКА

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ

http://www.russiandickens.com/sience/model/contents.htm

Готический роман конца XVIII века в английской литературе демонстрирует тесную связь с литературой эпохи Просвещения. Она проявляется в таких аспектах, как интерес к психологическим мотивировкам поступков героев, использование элементов комического.

Одной из линий соприкосновений готического романа и романа просветительского является нарочитый дидактизм произведений писателей-готиков. Он проявляется в стремлении воздействовать на читателя, научить его. Эта тенденция прослеживается уже в романе Длинная шпага, или граф Солсбери Т. Лиланда (1762), явившемся своеобразным предтечей романа Замок Отранто Х. Уолпола (1765). Сам родоначальник жанра готического романа уже в предисловии к его первому изданию высказывает желание научить читателя состраданию, воспитать его чувства.

Несомненно, что писатели-готики стремились к развлекательности, к созданию захватывающего сюжета (отсюда - нагнетание преступлений, мотив преследования невинной героини, описание порочных страстей). При этом они всегда (по крайней мере, в лучших образцах готического романа) помнили о воспитательном значении литературы и не отказывали себе в удовольствии научить читателя добру и разоблачить зло.

Писатели-готики (Х. Уолпол, К. Рив, А. Радклиф) считали, что авантюрный сюжет только способствует усвоению нравственных истин. Однако дидактизм неодинаково проявляется в произведениях конкретных авторов. В романе Х. Уолпола Замок Отранто развивается мысль о неправедно нажитом богатстве и неизбежности наказания за содеянное в прошлом зло. Однако дидактические сентенции в романе звучат приглушённо, поскольку во многом события, происходящие в семье князя Отранто объясняются не просто абстрактными идеями о восстановлении справедливости, а вмешательством судьбы, Рока, которым не в состоянии противостоять даже сильная воля Манфреда.

В сравнении с романом К. Рив Старый английский барон (The Old English Baron, 1778) произведение Х. Уолпола действительно предстаёт как лишённое нравоучения и морализаторства. Первоначальное название этого произведения было Поборник добродетели, и уже это намекало на поучительный характер романа (наряду с посвящением дочери С. Ричардсона). Произведение наполнено нравственными сентенциями, а в конце его все хорошие герои получают то, что хотели, а плохие - либо гибнут, либо раскаиваются.

в Монахе) и воспитании чувств, осложнённом ошибками, но в конце концов имеющем счастливое завершение (развитие любовного романа Раймондо и Агнессы); история шевалье де Валанкура в Тайнах Удольфского замка А. Радклиф являет собой историю постепенного преображения и взросления человека, столь любимую писателями-просветителями (Г. Филдинг Том Джонс, найдёныш).

Писатели-готики любят выступать в своих произведениях по ходу развития действия в качестве философов-резонёров, оценивающих поступки героев. Очень часто они сопровождают концовки романов прямыми нравоучениями (Монах М. Г. Льюиса, романы А. Радклиф).

Таким образом, авторы готических романов конца XVIII века, демонстрируя связь с традициями литературы Просвещения, используют развлекательный характер сюжетов в своих романах в качестве средства, с помощью которого они имеют возможность преподать читателю нравственный урок, научить его добродетели.