Приглашаем посетить сайт

Напцок Б. Р. К вопросу о поэтике английского готического романа.

Б. Р. Напцок

К ВОПРОСУ О ПОЭТИКЕ АНГЛИЙСКОГО “ГОТИЧЕСКОГО” РОМАНА



РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ

http://www.russiandickens.com/sience/model/contents.htm

“Готический” роман был одним из самых популярных жанров в английской литературе второй половины XVIII - начала XIX в. (1762-1820 гг.).

Английские писатели, изучив инонациональный культурный опыт, пытались не просто воспринять готику, но и увидеть в ней черты национального, подлинно английского, а не варварского. Вместе с тем возрождался интерес к эпохе с ярко выраженным самосознанием и системой нравственных и художественных ценностей.

“Готический” роман утверждал идеи о человеке Шефтсбери и Бэкона и был, безусловно, предназначен для образованного читателя. Повествуя о несовершенствах и варварствах прошлых времен, он не вызывал ассоциаций с современностью, укреплял веру человека в самого себя, в современную общественную систему, в возможность преодоления препятствий.

Согласно известной классификации английского исследователя М. Саммерса “готический” роман был представлен тремя жанровыми модификациями - романом ужасов, историческим и сентиментальным. Однако вряд ли можно говорить о “чистоте” жанра того или иного произведения, т. к. каждое из них содержало черты всех трех.

“готического” романа Т. Лиланда “Длинная шпага, или Граф Солсбери”, до середины 1820-х годов, жанр стал приходить в упадок и перерастать в новые качества литературы ужасов. Было издано несколько сотен “готических” романов. Из них самыми значительными были произведения Дж. Уайта, Х. Уолпола, К. Рив, Ф. Берни, Ш. Смит, сестер Ли, У. Бекфорда, Э. Радклифф, М. Льюиса, Ч. Р. Метьюрина, М. Шелли.

Стремление писателей-”готиков” к экспериментаторству позволило им найти новые формы, открыть новые модели построения интриги, ввести новых героев и особые приемы их изображения.

В “готическом” романе были определены его основные поэтологические константы:

• устанавливается хронотоп замка как особого пространства; выстраиваются специфические визуальный и акустические ряды, закрепляются смысловая оппозиция героев-антагонистов, лейтмотивы вещих снов и видений, скитальчества и преследования, преступления и наказания и т. п.;

• создается особая психологическая атмосфера, проникнутая тайной, страхом и ожиданием; открываются неведомые измерения человеческого сознания;

• утверждаются реальность сверхъестественного бытия, провиденциализм, идеи бесконечности, неисчерпаемости познания, признание относительности человеческих знаний и представлений о мире, размышления о трагическом соотношении добра и зла;

• происходят мифологизация мышления, обращение к художественному опыту прошлого - европейского и ориентального; утверждается культ “готики” в искусстве.