Приглашаем посетить сайт

Назаров С. Годвин Уильям.

Уильям Годвин
(03. 03 1756 – 07. 04 1836)

http://family-history.ru/material/var/var_19.html

Сегодня, когда я это пишу, исполняется 250 лет со дня рождения Уильяма Годвина. Эта дата и явилась поводом к этой небольшой заметке. Годвин родился в семье диссидентского священника в городке Уисбиче в Кембриджшире, но вскоре семья переехала в Суффолк. Здесь с семилетним Годвином занималась учительница местной школы в Гестике. Эти занятия ограничивались чтением Библии, но вскоре мальчик пошел в школу, где изучал арифметику, грамматику и латинский язык. После трехлетнего обучения Годвин был послан в Норвич к пастору-индепенденту Ньютону.

Смерть его отца в 1772 году грозила прервать обучение, но помощь матери из ее собственных скудных средств позволила Уильяму через год поступить в диссидентский колледж в Хокстоне возле столицы. Как это обычно и бывает в подобных биографиях, Годвин встретил здесь хорошего учителя, который привил ему интерес к античности. Это был преподаватель литературы Киппис. Опасное для будущего пастора увлечение литературой бросило в его душу зерно сомнения в истинности христианского учения. Годвин вовлек своего товарища по учебе в дискуссию о существовании Бога, сам, приняв (вполне искренне) отрицательный тезис. После окончания колледжа в 1777 году Годвин стал проповедником в Хертфордшире и проповедовал то, во что сам не верил1. В 1782 году с церковью он порвал под влиянием чтения Гольбаха и Гельвеция, но в 1787, году, читая Пристли, он вернулся ненадолго к деизму.

Оставив ремесло проповедника, Годвин переселился в Лондон и уже через год опубликовал "Жизнь Чатама". Вскоре он попытался открыть школу для мальчиков, для чего анонимно опубликовал объявление "Сведения о семинарии, которая будет открыта в понедельник 4 августа в Ипсоме в Сюррее". Но ни один студент не пришел в указанный срок. Денег у Годвина не было и нужно было быстро найти занятие, благо он обладал неимоверной работоспособностью. Частенько ему приходилось закладывать одежду или часы, чтобы просто пообедать. Сложив с себя сан, Годвин анонимно2 в 1784 году выпустил "Английское обозрение", где дал критический разбор современной литературы.

3, ставшем его близким другом на многие годы. Он только что вернулся из Франции, где находился в качестве газетного корреспондента. Побывав в Париже на премьере "Женитьбы Фигаро", он запомнил пьесу наизусть и переложил ее для английской сцены. Восторженность, с которой его новый друг относился к французской философии, укрепила Годвина в его рационалистических принципах. Сам же он стал сотрудничать с одним либеральным журналом, где вел исторический отдел. Французская революция и острая полемика по поводу ее оценки между Берком и Пейном4 заставили Годвина оставить журналистику и посвятить себя написанию большого политического трактата. Целых шестнадцать месяцев Годвин работал с утра до ночи, и, наконец, в 1793 году выпустил свой капитальный труд "Исследование о политической справедливости". В одно мгновенье он стал известен всей читающей публике, а скоро его слава увеличилась еще больше. Дело в том, что в 1792 году в Лондоне Томасом Гарди было создано общество корреспондентов, целью которого являлся обмен новостями и идеями политических реформ. Эти либеральные идеи настолько надоели правительству, что в мае 1794 года члены этого общества были арестованы и обвинены в государственной измене. Обвинение поддерживал сам лорд-главный судья сэр Джеймс Эйр. Годвин написал статью "Беглая критика обвинения, предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных". Эта статья была опубликована анонимно и вскоре перепечатана отдельной брошюрой. Она быстро распространялась по все стране и так возбудила общественное мнение, что суд оправдал обвиняемых. Авторство Годвина стало известно, и слава его достигла своего апогея.

Через год Годвин выпускает памфлет, направленный против политики лорда Гренвилла и Уильяма Питта5. В 1797 году он опубликовал еще одну важную работу "Исследователь", которая побудила никому не известного тогда Мальтуса написать "Очерк о законе народонаселения". В этом же году Годвин женился на ярой феминистке Мэри Уолстонкрафт. Но вскоре она умерла после родов, оставив ему дочь – Мэри. Годвин позже написал воспоминания о первой жене - «Воспоминания об авторе трактата "О женском равноправии"» (1798 г.). Тем временем политический климат в Англии изменился на противоположный, и Годвин с вершины популярности попал в число гонимых публицистов. Особенно старался чернить его известный поэт Кольридж, издававший журнал "Страж". Но более чувствительный удар Годвин получил от своего друга пастора Парра, который произнес в 1801 году проповедь против его взглядов. Годвин ответил памфлетом, в котором прихватил и Мальтуса.

"Антоний" не оправдалась, пьеса провалилась на первом же представлении. Однако этот неуспех только удвоил силы автора, и новая трагедия "Фокинир" прошла уже шесть раз, но материального положения не поправила. Годвин совершенно не умел вести коммерческую деятельность и все больше впутывался в долги. Между тем его новая жена вносила разлад в его отношения с друзьями, спокойствия не было и дома. Годвина стал посещать молодой поэт Шелли, который приходил один и часто. Он проникся идеями книги Годвина "Исследование о политической справедливости", и эта книга стала для него библией. Летом 1816 года Шелли неожиданно увозит единственную родную дочь Годвина Мэри во Францию, хотя он уже был женат. Пара возвратилась лишь через три года, и Годвин не захотел их видеть, чем привел молодых людей в полное отчаяние. Самоубийство первой жены Шелли позволило ему оформить церковный брак с Мэри и примириться с тестем. Мэри Шелли оказалась дочерью первой феминистки и первого анархиста и женой воинствующего атеиста. Ядерная смесь! Впоследствии написала роман «Франкенштейн».

В 1819 году жизнь доставила Годвину новое сильное испытание. Покончила самоубийством Фани Годвин, усыновленная дочь его первой жены. Факт суицида он тщательно скрывал, чтобы не дать повода и так ожесточенным нападкам журналистов. Еще через три года погиб его зять Шелли, а сам Годвин был объявлен банкротом, впав в самую жалкую нищету. Не смотря на все это, он продолжал усиленно работать до последнего дня жизни еще пятнадцать лет.

Годвина называют самым радикальным политическим философом XVIII века. Он оказал влияние на Оуэна и анархизм, собственно он первый и обосновал доктрину анархизма. Главное его сочинение – «Исследования о политической справедливости и о влиянии ее на общую добродетель и благополучие» (1793 г.), самое оригинальное - «История общественного благосостояния» (1824 – 1828 гг.), другие сочинения по политической философии – «Очерк истории» (1784 г.) и «О народонаселении» (1820 г.), «Размышления о человеке, его природе, его труде и изобретениях». Кроме этого, он писал политические статьи и начал составлять серию биографий – «Жизнь Чаттема» (1783 г.), «Жизнь Чосера» (1783 г.), «Жизнь Питта» (1782 г.), «Жизнь Эдуарда и Джона-Филипса, племянников и учеников Мильтона». Годвин был знаком с Шериданом и даже написал пьесу для театра «Антоний» (1800 г.), но она провалилась при первом представлении, и вторую его пьесу «Аббас, персидский царь» не приняли к постановке, зато следующая трагедия «Фокинир» прошла шесть раз, но без особенного успеха. В 1807 году Годвин напечатал под псевдонимом Эдварда Болдуина сборник детских сказок. Он много написал для детей - Пантеон греческих и римских богов, краткую историю Англии, историю Рима, историю Греции, учебные книги по английской грамматике и языку, био-графию претендентки на английский престол в XVI веке Джен Грей под псевдонимом Теофила Марклифа. Помимо вышеупомянутых произведений он написал дневник, который вел на протяжении 48 лет, «Очерк о гробницах», «Историю английского государства от его начала до реставрации Карла II». Последнее, что издал Годвин при жизни - это «Биографию некромантов», где скептически рассматриваются библейские чудеса. До самой смерти он писал «Разоблачение духа христианства», эта книга была издана в 1873 году под названием «Очерки».

Романы, написанные Годвином, и о которых я ни разу еще не упоминал - «Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса» (т. 1—3, 1794 г.), «Сент-Леон. Повесть XVI века» (т. 1—4, 1799 г.), «Флитвуд, или Новый человек» (т. 1—3, 1805 г.), «Мандевилль. Английская повесть XVII века» (т. 1—3, 1817 г.), «Клоудесли» (1830 г.), «Делорен» (1833 г.).

Общепризнано, что его лучший роман «Калеб Вильямс». Тут есть странная история с сундуком, который в романе играет главную роль, но что в этом сундуке, так и остается неизвестным. Вальтер Скотт применил этот же прием в романе «Монастырь». Удивительно, что Кольридж выступил против этого романа, назвав его философские принципы морально порочными. «Сен-Леон» - готический философский роман. На мой взгляд, написан он несколько шероховато, вступление слишком затянуто и скучно. Кроме этих двух романов на русском языке была издана восьмая книга его главного сочинения. Озаглавлена она "О собственности", а в приложении даны некоторые главы из других книг. Первое, что бросается в глаза при чтении – это афористичность. Из этой книги можно было бы составить обширный и хороший сборник изречений, но удивительно то, что, отталкиваясь от вполне разумной мысли, Годвин доводит ее до абсурда. Например, он пишет, что старение имеет своей причиной больше душевный настрой, нежели физиологию. Человек тридцати лет своей степенностью и своими предрассудками сам старит себя в противоположность тому, что продолжает себя вести, так же бодро, как и в двадцать. Это факт, и мы его часто наблюдаем в жизни, но Годвин, продолжая свое рассуждение, приходит к мысли о достижимости бессмертия! Отрицая пользу роскоши, он вычислил, что для обеспечения себя всем необходимым для жизни, человеку требуется работать только два часа в день. Способ вычисления довольно прост – Годвин разделил население Англии на количество земледельцев. Всякую пользу общественного труда он отрицает, а, расширяя эту идею, Годвин признает вредным и институт брака. Естественно не должно существовать и правительство. Рассуждения Годвина можно назвать наивными, но его идеи анархизма живы до сих пор.

:

Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса 1794 г.

Исследование о политической справедливости, и о влиянии ее на общую добродетель и благополучие 1793 г. (Книга I, глава V; Книга II, глава I Введение, глава IV; Книга IV, глава II, раздел 1; Книга V, глава XIV отрывок; Книга V, глава XXII, глава XXIII отрывок, глава XXIV; Книга VII, глава VIII отрывки; Книга VIII (глава 7 здесь переведена не полностью) )

Сент-Леон. Повесть XVI века 1799 г.

И собственно книги:

«Исследования о политической справедливости" Москва, Издательство АН СССР, 1958 г.

Годвин У. «Калеб Вильямс» М. -Л. ГХИЛ 1961 г.

Годвин В. «Сен-Леон» М. «Ладомир» 2003 г.

Кроме этих книг было только два издания «Калеба Вильямса» в 1838 и 1949 (тот же перевод Карнауховой, что в 61 году) годах и одно «Сен-Леона» в 1795. С одной книгой Годвина связан анекдот. Мой товарищ купил эту книгу в букинистическом магазине и обнаружил на титуле следующую дарственную надпись: "Буканову Александру за выращивание лука, получившему урожай 200 ц. с 1 га. Директор школы - Р. Турецкий" и печать Горбатской средней школы Селивановского района Владимирской области. Трудно себе представить пионера Сашу, который по вечерам собирает лук на колхозном поле, а по ночам штудирует основоположника анархизма.

Автор - Сергей Назаров

1 В 1784 году Годвин опубликовал свои проповеди под названием "Исторические эскизы в шести проповедях".

2 До сих пор неизвестно, какие статьи он написал сам, а какие соавторы, потому что по моде того времени почти все печаталось анонимно.

ему самостоятельно изучить французский, немецкий и итальянские языки и сделаться драматургом. Кроме пьес Холкрофт написал автобиографический роман о жизни бродячих актеров. Он был полезен Годвину тем обстоятельством, что его богатый житейский опыт давал его товарищу материал для романов, тогда как сам Годвин вел замкнутую жизнь, посвященную литературной работе.

4 Годвин часто цитирует этого замечательного человека. В Англии Пейн познакомился с Франклином, который дал ему рекомендательное письмо в Америку. В колониях назревал конфликт с метрополией и Пейн выступил в защиту прав американцев на громадном митинге. Он же был послан с петицией к королю, а затем выпустил книгу "Здравый смыл", которая по выражению Вашингтона произвела переворот в умах американцев. За это Пейна прозвали крестный отцом Соединенных Штатов. Во время войны он издавал газету, одну из его статей Вашингтон приказал прочитать войскам вместо приказа и ее текст настолько возбудил солдат, что они немедленно бросились в бой, повторяя начальные слова статьи. После войны за независимость Пейн вернулся в Англию, где и вступил в спор с Берком. Во Франции он был выбран в Конвент и переехал в Париж. На родине тем временем он был осужден за оскорбление короля, но и во Франции ему не простили голосования против казни Людовика XVI. Пейн был арестован и написал в заточении книгу "Век разума". Над ним висел смертный приговор, но Пейну удалось бежать из тюрьмы в Америку. Президент Джефферсон выслал за ним целый корабль, но в Америке "крестного отца" встретили холодно и даже враждебно. Подобной благодарности Пейн не смог вынести, стал пить и, в конце концов, умер в полном одиночестве в Нью-Йорке.

в двадцать четыре года. Многим, которые уже перешли этот возраст, стоит над этим задуматься.