Приглашаем посетить сайт

Николюкин А. Н.: Поэзия корреспондентских обществ

Корреспондентских обществ поэзия.

Краткая литературная энциклопедия

́НТСКИХ О́БЩЕСТВ ПОЭ́ЗИЯ — стихи участников первых в истории политич. объединений рабочих и ремесленников Англии (1792—98). Характерное явление англ. предромантизма, К. о. п. отразила идеи англ. демократич. движения конца 18 в. Массовая поэзия (гл. обр. анонимная) представлена в периодич. изданиях «Pigs’Meat» («Свиной корм», 1793—1795; название полемически заострено против Э. Бёрка, назвавшего англ. народ «свиным стадом»), «Politics for the people» («Политика для народа», 1793—95), «The Tribune» («Трибуна», 1795—96). Наибольшего расцвета К. о. п. достигает в годы подъема революц. настроений нар. масс (1793—95); осн. ее темы — бедственное положение народа и обличение господств. классов; прославление амер. и франц. революций; события демократич. движения того времени, выдвинувшие своего героя — борца за нар. права; светлое будущее — просветит. царство грядущей свободы и т. п. Утопия, где господствует изобилие и сбываются все желания, нередко выражается в религ. форме. Как и англ. нар. баллада, К. о. п. воплотила сокровенные помыслы народа о социальной справедливости, о счастье для бедняков на земле; в ней получили развитие элементы революц. классицизма, гражданственности Дж. Мильтона. Не ограничиваясь отрицанием сословно-феод. уклада, К. о. п. запечатлела антинар. характер нового бурж. общества и силы, поднимающиеся на борьбу с социальным угнетением («Новая песня в честь нашего благородного короля и славной конституции», «Разочарованный филантроп», «Перемена» и др.). Осн. жанры К. о. п. — политич. песня, марш, торжеств. ода, религ. гимн, басня, сатира, эпиграмма. Публицистич. стиль К. о. п. определяет и строй ее образов. Часто выступают персонифицированные общественно-политич. понятия: Свобода, Угнетение, Истина, Обман, Мир, Разорение и др. Язык К. о. п. близок к языку классицистич. поэзии, однако в ряде песен («Новый брэйский викарий», «Господа говорят...») используются формы нар. сатирич. куплетов. К. о. п. предназначалась для простых рабочих и ремесленников, поэтому общедоступность — одна из осн. ее черт. Многое в ней предвосхищало массовую поэзию 10—20-х гг. 19 в. и чартистскую поэзию; видные поэты и публицисты Т. Спенс, Дж. Телуол, Дж. Монтгомери продолжали лит. -политич. борьбу в нач. 19 в., передав эстафету массовой поэзии новому поколению рабочих поэтов. Бурж. лит-ведение игнорирует лит-ру, созданную участниками К. о. п. Высоко ценил ее Р. Бёрнс, политич. стихи к-рого тесно с ней связаны.

— начала XIX вв., М., 1961; Черняк Е. Б., Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII — начале XIX вв., М., 1962.