Приглашаем посетить сайт

Поляков О. Ю. Жанр бурлеска в литературной критике периодических ищзданий Англии XVIII века.

О. Ю. Поляков

ЖАНР БУРЛЕСКА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ АНГЛИИ XVIII ВЕКА

Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы

(17-21 сентября 2001 года, Тамбов) 

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ

http://www.russiandickens.com/sience/model/entertaiments.htm

На протяжении XVIII столетия акцент в горацианской формуле приятного поучения порой смещался английскими критиками в сторону развлечения читателей, хотя, безусловно, призывы к литературному гедонизму были единичными. Бурлеск, пользовавшийся популярностью у публики (произведения Батлера, Гарта и других авторов), был обречен на пристальное внимание литературных арбитров, несмотря на свое скромное положение в системе жанров классицизма. О нем писали в XVII - XVIII вв. Дж. Драйден и У. Темпл, Дж. Деннис и Дж. Аддисон, С. Джонсон и Дж. Уортон, которые стремились осмыслить национальный художественный опыт с позиций сравнительного изучения литератур, в контексте спора древних и новых, определить жанровую структуру бурлеска, средства травестийного изображения фактов и явлений действительности, наиболее адекватные приемы версификации при создании бурлескных произведений.

Первая публикация о бурлеске в английской критике периодических изданий появилась в Журнале джентльмена (№1, 1693), который противопоставлял Батлера Скаррону, отмечая истинное остроумие первого, и хвалил бурлеск прежде всего как средство развлечения читателя. Автор и издатель журнала П. Моттэ, однако, призывал писателей следовать здравому смыслу и не превращать бурлеск в буффонаду.

в комических, сатирических жанрах новые авторы превзошли все шедевры античности. И тот, и другой для характеристики разновидностей бурлеска обращались к творчеству Лукиана и Сервантеса. Бурлеск Лукиана главным образом характеризуется тем, что его боги и философы говорят и поступают, как низшие из людей, в то время как у Сервантеса с торжественностью и значительностью говорится о самых несущественных и нелепых событиях, и это поражает больше, - утверждал Дж. Уортон.

Бурлеск пользовался популярностью не только как предмет анализа, но и как форма самой критики в периодических изданиях. Его распространение было связано с диверсификацией жанровой системы английской критики, обусловленной обретением ею черт литературности, адаптацией к идейно-жанровой структуре журналов. Как результат, арбитры словесности оставляли традиционные виды предписывающей критики (трактат, рассуждение) и активно осваивали те литературные жанры, которые были нацелены на развлечение читателя.

Бурлеск представлял интерес как эффективное средство литературно-критической полемики, которое позволяло сатирически заострять недостатки современной художественной практики или суждений оппонентов. А. Поуп, в частности, представил в журнале Гардиан (1713) поэтику эпопеи в форме кулинарного рецепта, подчеркивая тем самым, что механическое следование правилам, не подкрепленное гением, не приведет художника к успеху. Мистс Уикли Джорнэл (1728), задавшись целью высмеять пристрастие автора Спектейтора Дж. Аддисона к балладам и текстологическую критику Р. Бентли, создал пародию на ученый трактат, в которой, иронически сопоставив балладу Чевиотская охота и эпопеи Гомера, показал абсурдность попыток обнаружить классические влияния в произведениях устного народного творчества.