Приглашаем посетить сайт

Сеттарова М. Д. Просветительские идеалы Д. Дефо в романе "Робинзон Крузо".

Сеттарова М. Д.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕАЛЫ Д. Дефо В РОМАНЕ «Робинзон Крузо»

Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського, Київ

Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp82/pdf/knp82_47-49.pdf

Целью данной статьи является анализ произведения Д Дефо «Робинзон Крузо». Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: - дать краткий анализ эпохи Просвещения. - кратко проанализировать образы героев в произведении Дефо «Робинзон Крузо».

В первые десятилетия XVIII в. в. европейском искусстве господствующее положение занимает просветительство. Оно возникает на базе цельного мировоззрения – философии, эстетики, юриспруденции, морали, этики и т. д., порожденных острой классовой борьбой, борьбой между многовековым феодальнокрепостническим укладом, с одной стороны, и молодым, в то время революционным буржуазным классом – с другой.

Просветители были в большинстве своем энциклопедически образованными людьми. Многие из них открыто выступали против феодального государства. Правительство преследовало их. Некоторые даже поплатились заключением в Бастилию (Вольтер, Дидро), были вынуждены эмигрировать в другие области страны (Вольтер, Шиллер, Даламбер), провели много лет на каторге (Шубарт). Однако они ни на один день не прекращали своей борьбы с дворянскими предрассудками и произволом властей.

– идеологический оплот феодализма. Выдающиеся просветители Франции и Англии остроумно, глубоко, дерзко разоблачали паразитизм и плутни духовенства (Вольтер, Руссо), а некоторые из них пришли к атеизму. Просветители не видели (еще не могли видеть) своекорыстия представителей буржуазных классов. Наиболее радикальные из них учили, что после отмены крепостного права и устранение самодержавной монархической власти наступит вечное царство Свободы, Равенства, Братства, Гармонии в жизни людей.[c. 9]

Просветители призывали на суд Разума все установления феодальной идеологии – мораль, религию, юриспруденцию, этику. И все, что не могло доказать разумности своего существования, должно было погибнуть. Феодальному вельможе и коронованному деспоту просветители противопоставляли «естественного человека».[c. 10] Идея самоценности человеческой личности, лозунг – никаких отличий, кроме добродетелей и талантов – имели в то время огромное значение; они революционизировали сознание общества.

Особенности развития просветительской литературы и искусства Англии XVIII в. объясняются спецификой ее исторического развития. Буржуазная революция совершилась здесь еще в XVII столетия. Поэтому английское Просвещение развивается в условиях уже победившего буржуазного строя. Однако это не означает, что в Англии просветителям не приходилось бороться с пережитками феодализма: феодальные элементы были еще очень сильны, и это объясняется половинчатой, компромиссной позицией, которую английские буржуа заняли в своей революции.

Периодизация литературы английского Просвещения может быть предложена следующая: первый период (1688 - 1730) – просветительская эстетическая мысль еще только набирает силу. Второй период (1730 -1750) – Величайший расцвет художественной литературы Просвещения. Третий период (1750 - 1780) – расцвет сентиментализма. К концу третьего период наступает кризис просветительской идеологии, приведший к упадку просветительскую литературу и искусство.

Несмотря на то, что в целом английское Просвещение отличается более умеренным характером, чем французское (или даже немецкое), поскольку оно развивается в условиях уже победившего буржуазного строя, все же на протяжении всего XVIII в так называемое критическое крыло английских просветителей резко выступает не только против феодальных пережитков и против религиозного ханжества, лицемерия пуритан, против вопиющих социальных бедствий, порожденных капитализмом, даже на том раннем этапе его развития. К критическому крылу английского Просвещения на первом этапе следует отнести поэта Попа и романиста Дефо.

– Даниэль Дефо. Подлинный сын своего времени, Д. Дефо принимал активное участие в борьбе политических партий, издавал журнал и создавал романы и памфлеты; он прожил бурную жизнь: находился в тюрьме, стоял у позорного столба, приобрел всенародный почет и любовь, разорился, испытал все ужасы и страдания нищеты и бесприютной старости. Человек действия, страстный, решительный, волевой, Дефо отразил в своем творчестве подъем английского буржуазного общества, «экзотику» больших географических открытий в начальный период колонизации, когда деятели буржуазного класса были еще окружены героическим ореолом.

В своей концепции человека Дефо исходит из просветительского представления о его доброй природе, которая подвержена воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

В 1719, когда Дефо было 59 лет, появилась первая часть «Робинзон Крузо», сделавшая его имя бессмертным. Вторая часть романа вышла в 1720г., третья – в 1721г., Дефо выдал роман за подлинные мемуары самого Робинзона. Именно так эта книга и была воспринята современниками. Просветительская концепция человека, обращение к теме труда, занимательность и простота повествования, его художественное обаяние – все это привлекает к роману Дефо людей разного возраста и разных интересов.

В Робинзоне воплощены просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Однако Робинзон – это не только человек «вообще», который действует согласно своей «природе» и велению разума; Робинзон – этот и вполне типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. И если лучшие черты, свойственные Робинзону-человеку, смогли проявиться вдали от людей, в условиях необитаемого острова, то они не смогли подавить в нем истинного буржуа. Во всем сказывается его деловая сметка и здравый смысл. Его решительность и набожность сочетаются с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, как истинный пуританин он не расстается с Библией, но вместе с тем он мелочно расчетлив и во всем руководствуется прежде всего интересами выгоды[c. 29].

Предаваясь моральным рассуждениям, герой «с полным беспристрастием, словно кредитор», все сопоставляет и взвешивает. В дневнике Робинзон подводит «баланс» положительных и отрицательных сторон своего положения. Так же Дефо вложил в образ Робинзона самые задушевные настроения и мысли. Робинзон выступает в центральной части романа как смелый и активный труженик, как человек, верящий в свои силы и побеждающий трагические обстоятельства. Дефо поставил своего героя в условия, вызывающие симпатии простых людей.

труд, иногда приводящий к ничтожным результатам. Робинзону приходиться потратить целый год, чтобы обтесать копья и воздвигнуть ограду вокруг своего жилища; с неимоверным усилием он мастерит стол и стул, делает деревянную лопату. Страшный обвал наполовину разрушает его пещеру; его первый урожай гибнет от засухи, сам он заболевает изнурительной лихорадкой. Робинзон – живой человек, ему знакомы минуты отчаяния (когда, например, уходит корабль, замеченный на горизонте). Но во всех случаях жизни, в самых ужасных условиях Робинзон проявляет огромную душевную силу, изобретательность и твердость. Робинзон в ряде случаев выступает как благородный и гуманный человек, стоящий неизмеримо выше своего класса даже в ту эпоху, когда буржуазия была прогрессивной. Он рискует своей жизнью для спасения неизвестных ему людей (Пятницы, капитана корабля, испанцев).

Характер Робинзона раскрывается в его общении с Пятницей. В этом молодом дикаре Робинзон хочет прежде всего видеть своего покорного слугу, раба. Не случайно первое слово, которое он учит его произнести, - «господин». Робинзону необходим послушный и безропотный помощник, и его радует «смиренная благодарность», «бесконечная преданность и покорность» Пятницы. Узнав Пятницу ближе, Робинзон понимает, что по живости своего ума и по «душевным способностям» юноша не уступает, Пятница не только услужлив, но умен и восприимчив, он понимает все, чему его обучают. Благодаря Пятнице, к которому Робинзон искренне привязался, жизнь на острове стала «приятной и лихой». Как истинный пуританин, Робинзон стремится приобщить Пятницу к религии. Однако казуистические вопросы, которые тот задает ему, нередко ставят его в тупик.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и по художественному уровню значительно уступает первой. В них речь идет о жизни и деятельности Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговых путешествиях в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колонии поселенцев на том острове, где он прежде жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать многие препятствия, однако теперь речь идет уже не столько о приключениях, сколько о деловых авантюрах и спекуляцях, а сам герой изображен как буржуазный делец.

Третья часть Робинзона содержит дидактические рассуждения буржуа Робинзона о жизни. Язык романа отличается удивительной простотой и ясностью. Он создает впечатление полной правдивости автора, стремящегося шаг за шагом воспроизвести свою прежнюю жизнь. Психологическое мастерство Дефо также заслуживает внимание; оба центральных образа убедительны и реальны: серьезный, умудренный опытом, но полный юношеской энергии Робинзон и непосредственный, искренний Пятница, проявляющий в своих наивных речах не только большие чувства, но и подлинный ум, логическую стройность мыслей.

В заключение мы отмечаем, что просветитель Дефо в своем произведении призывал на суд Разума. Главный герой произведения – это воплощение «естественного человека». Робинзон мечтает о том, когда наступит вечное царство Свободы, Равенства, Братства, Гармонии в жизни людей. И все, что не могло до- казать разумности своего существования, должно было погибнуть.

1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История Английской Литературы. – М:., 1985.

– М:., 1999 Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Артамонов С. Д., Гражданская З. Т., Саморин Р. М. История Зарубежной литературы XVII – XVIII в. в. – М:., 1973.

4. Пуришев Б. И., Колесников Б. И., Засурский Я. Н. Зарубежная литература XVIII века. – М:., 1988.