Приглашаем посетить сайт

Смолицкая О. В. О Джонатане Свифте и его главной книге

О Джонатане Свифте и его главной книге

Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Газета «Литература»№ 08/2001

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200100804

“ Я вспоминаю, что, когда я был еще мальчиком, однажды крючок моей удочки дернула большая рыба; я ее уже почти вытащил на берег, как вдруг она сорвалась в воду. Разочарование мучает меня и по сей день, и я верю, что то был прообраз всех будущих моих разочарований.” Так писал о себе Свифт в письме к герцогу Болинброку. И действительно, судьба не баловала Свифта, скорее, подсмеивалась над ним. Не раз выпадала ему в жизни “счастливая карта”, но воспользоваться ею удавалось крайне редко. В жизни Свифта немало странного, он часто ставил в тупик и современников и потомков, до сих пор ломающих себе голову над вопросом: что же это был за человек, Джонатан Свифт?

Свифт родился в небогатой английской семье в Ирландии. Его отец умер незадолго до рождения сына, а мать отдала ребенка на воспитание дяде. Четырех лет от роду его уже отдали учиться. В 1684 году он поступает в Тринити- колледж в Дублине и в 1686 году получает степень бакалавра философии. Но этого было мало. Необходимо было продолжить обучение и получить степень магистра богословия, которая дала бы право Джонатану Свифту на получение духовного звания, а значит и возможность стать священником в каком-то приходе и иметь пусть небольшой. но постоянный доход. Но денег на продолжение обучения у Свифта не было.

Когда мы, вспоминая эпоху Просвещения, говорим о том, что третье сословие боролось за свои права, мы чаще всего думаем о купцах, ремесленниках, фабрикантах. Но третье сословие - это и те, кто не имел ни родового состояния, ни фабрики или иного “дела” - ничего, кроме знаний и ума - их позже назовут “интеллигенцией”. Как было заработать на жизнь писателю, мыслителю, есттествоиспытателю? Авторского права, то есть возможности получать гонорар за свои опубликованные произведения, тогда не существовало - доход от продажи книги поступал не автору, а издателю и продавцу. Заработок приносили такие профессии как врач, юрист, священник, но для того, чтобы их получить требовалось иметь магистерскую степень, а для этого -учиться в университете, что требовало денег. Если молодой человек какое-то время обучался в колледже или университете, но не завершил образования и не получил магистерскую степень, он мог расчитывать на место учителя или секретаря при богатом и знатном человеке. Часто дворяне впоследствии назначали щедрую пенсию своим бывшим наставникам или помощникам. Но еще чаще должность секретаря или учителя означала унизительное положение полу-слуги в большом доме. Правда, был здесь и свой “шанс”: таланты молодого человека могли быть оценены кем-либо из посетителей его хозяина. им мог заинтересоваться весьма знатный человек. а трои сам король, дать денег на продолжение т\обучения или научных занятий, приблизить к себе... Удача. казалось бы. улыбнулась неимущему Свифту - он поступил в 1689 году на службу секретарем к весьма влиятельному и образованному человеку Вильгельму Темплю. Но чуда не произошло, мгновенного взлета не последовало, отношения с Темплем складывались долго и трудно. Правда, Темпль все же помог Свифту продолжить обучение, и в 1692 году Свифт наконец получил в Оксфорде вожделенную степень магистра, а в 1695 - сан священника англиканской церкви. Двумя годами раньше Свифт был послан с поручением от Темпля к королю, и если бы жизнь его развивалась по законам сказки или романа, то он стал бы по меньшей мере советником при короле. Но ничего такого не произошло, Свифт вернулся к Темплю( правда, отношения с ним стали уже налаживаться), а в 1695 году отправился в собственный приход Кильрут в Ирландии. Надо было добывать средства к существованию тяжелым трудом приходского священника, да еще и в необычайно глухом месте. Свифт не выдерживает жизни в Кильруте и возвращается к Темплю, с которым проживет до самой его смерти в 1699 г. В своем завещании Темпль распоряжается, чтобы Свифт издал его сочинения, а доходом от их продажи пользовался сам. Свифт рьяно берется за издание, но судьба опять не дается в руки - никакого дохода издание не принесло. С 1700 года Свифт снова становится приходским священником в маленьком ирландском городке Ларакоре.

Временами Свифт приезжает в Лондон, он энергично входит в литературную и политическую борьбу. Еще при жизни Темпля. в 1697 г. Свифт написал свой первый памфлет-сатиру “Битва книг”. В нем он выступал в защиту Темпля против французских писателей Перро и Фонтенеля и их анлийских последователей Ричарда Бентли и Вильяма Уоттона. В эпоху Просвещения, сокрушая “авторитеты”, европейские писатели вступили в яростный спор “древних и новых” - о преимуществах, соответственно, древней( в первую очередь, античной) и современной литературы. Шарль Перро, (1628-1703), автор знаменитых “сказок Матушки-Гусыни”(1697) и Бернар де Фонтенель ( 1657 - 1757), известный французский писатель и естествоиспытатель, отстаивали преимущество современной литературы перед древней. В “Битве книг Свифта происходит настоящая битва, где Гомер и Пиндар возглавляют конницу, Платон и Аристотель полк стрелков, где на помощь “древним” приходят боги Олимпа, зато на стороне “новых” сражаются богиня Критика, дочь Невежества и Гордости, а также ее дети - Бесстыдство, Шумиха, Тщеславие, Педантизм, Тупость. В поединке сражаются Гомер и Перро и т. п. Конец рукописи, как пишет ее якобы “издатель”, а на самом деле - автор, утерян. В этой сатире уже проявляется парадоксальный ум и тяга к фантастике, свойственные последующим произведениям Свифта. А их с начала 700-х годов выходит множество. Это и знаменитая “Сказка о бочке, написанная для всеобщего усовершенствования человечества” (1704), где высмеиваются распри между католиками, кальвинистами и англиканами, а также и сама возможность “усовершенствования человечества”; это памфлеты, направленные против политических врагов. Свифт выступает на стороне вигов, он высмеивает тори, плетет интриги..., а в 1710 году переходит на сторону тори, и борется вместе с герцогом Болинброком,премьер-министром королевы. за подписание Утрехтского мира. Не будем повторять по этому поводу то, что уже говорилось о Дефо. Свифт полностью осознает силу своего пера, его боятся и почитают, его памфлеты полны мрачной иронии и почти каждый из них становится причиной политического скандала. Вскоре определяется основная тема Свифта - борьба за права ирландцев. Он не был ирландцем, но родился в Ирландии, выслушивал ирландцев на исповеди ( с 1713 года он становится настоятелем собора святого Патрика в Дублине), ему ненавистно все то, что угнетает и ущемляет “естественные права” человека, кем бы он ни был ( так позже он будет описывать достижения диковиных “рас” - лилипутов, гуингмов...).

человека, так и для всего человечества, в эпоху Просвещения рассуждали так же серьезно, как и о новых методах обработки тканей. А второе обстоятельство связано с тем, что сам Свифт ввел в литературу имена двух женщин, с которыми его связывали странные отношения: возможно, что каждая из них в отдельности могла бы дать ему счастье, но получилось иначе.

В 1710-1713 году выходит книга Свифта “Дневник для Стеллы”. Это, действительно, дневник, записи в котором обращены к некой Стелле - возлюбленной автора, которая должна приехать к нему. В разлуке с любимой автор подробно описывает ей свое времяпрепровождение,не утаивая даже самых интимных подробностей - так,как можно говорить лишь с очень близким человеком. Прототипом Стеллы была девушка Эстер Джонсон, с которой Свифт познакомился еще тогда, когда она была ребенком, воспитывал ее, а потом и полюбил. Он не раз называл ее самым близким себе человеком. В годы, когда писался “дневник для Стеллы”, Свифт, действительно, ждал ее приезда. Она приехала, и они сочетались тайным браком в 1716 году. Но к этому времени к Свифту приехала еще одна девушка, и тоже Эстер -Эстер Ваномри. И с ней Свифт был необычайно близок душевно, и ее тоже назыывал “Стеллой”, то есть звездой. Она утверждала, что он обещал на ней жениться. Как оно было на самом деле? Почему Свифт сочетался с первой Эстер-Стеллой тайным браком? Многое непонятно в этой истории; соперницы ненадолго пережили одна другую - Эстер Ваномри умерла в 1723, а Эстер Джонсон в 1728 году. А в литературе остался поразительный по искренности “Дневник для Стеллы”. Свифт же после смерти обеих Эстер чувствовал себя одиноким.

В 1726 году он пишет “Путешествия Гулливера”, пишет еще немало новых памфлетов, но разум его слабеет, подступает сумасшествие. С 1742 года Свифт взят под надзор, а в 1745 году он умирает, завещав все свое состояние ( довольно большое) на постройку сумасшедшего дома.

Путешествия Гулливера.

Полностью книга называется так: “ Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей.” Она, как и “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо, написана на гребне популярности книжек о приключениях и морских путешествиях. Фантазия Свифта развернулась здесь в полной мере. Он выдумывает диковинные народы, названия для них ( слово лилипут, в частности, вошло во все языки именно после книги Свифта), языки, обычаи, ритуалы. государственное устройство. он точно рассчитывает, во сколько раз лиллипут меньше Гулливера, и сколько молока может дать лиллипутская корова, а также и как соотносятся размеры великанской мухи с человеком. Одного лишь этого буйства фантазии было бы достаточно, чтобы книга имела успех. Однако, было в ней и нечто иное.

диссидентской церквей. ( О бессмысленности распрей подобного рода Свифт писал еще в “Сказке о бочке”. Партии “высоких каблуков” и “низких каблуков” - это, конечно же, виги и тори. Порядок избрания премьер министра, при котором претендентов на эту долджность заставляют ходить по канату, - грустная метафора. Свифт знал, как непросто и опасно быть премьер-министром в Англии. Знал он, как рождаются закулисные политические интриги , и показал механизм создания подобной интриги при дворе лиллипутского императора: Гулливер спасает императорский дворец от пожара ( пусть и не вполне обычным способом), император сначала благодарен ему, а потом, по наущению придворных вельмож, готоа видеть в поступке “Человека-горы” злодейский умысел.

Но и сатира, нацеленная на конкретных лиц и конкретные события, не исчерпывает смысла “Путешествий Гулливера”. Как и многие другие произведения XVIII века, это книга о том, что же такое человек и каковы его возможности. Как отвечает Свифт на этот важнейший вопрос эпохи?

Обратимся к композиции книги в целом.

В “путешествии к лиллипутам” Гулливер изображен в полном соответствии с просветительской концепцией нового разумного человека. Его гигантский, по сравнению с окружающими, рост представляется своего рода метфорой. Колышки и веревочки, связывающие Гулливера - это мелкие, но неприятные условности, связывающие Человека. Просвещенный и гуманный император приказывает разрезать путы, и Гулливер выпрямляется во весь рост. Не так ли виделась многим просветителям возможность освобождения человечества от социального неравенства, разделения на богатых и бедных, гнета религиозных догм и прочих “предрассудков”. Новый разумный человек может одним махом прекратить ненужные войны, уведя за веревочку весь вражеский флот. Примеров такого рода немало в первой части. Не случайно именно “Путешествие в лиллипутию”, в первую очередь, стало детским чтением, основой для будущих переделок и подражаний, мультфильмов и т. п. Этачасть, пожалуй, самая светлая в “Путешествии Гулливера”.

Но во второй части подложение героя резко меняется. Теперь он - игрушка в руках огромных существ - великанов. Слепые силы природы (град), неразумные существа ( обезьяна), человеческие пороки ( коварный карлик) в любую минуту могут погубить его. Даже насекомые в стране великанов стали опаснейшими врагами Гулливера. Где же теперь его человеческое величие?

в пордзорную трубу - в ней все кажется маленьким, а затем обратился бы к помощи микроскопа. и привычные вещи увеличиись бы до невероятных размеров. лиллипуты - люди, увиденные как бы в телескоп, а вот мельчайшие поры и волосики на коже красавиц Бробдингнега сопоставимы с тем, что можно увидеть на коже английской красавицы, если рассматривать ее в лупу или микроскоп. Изготовление увеличительных стекол и соответствующих приборов было очень популярно в XVIII веке; изобретались новые способы шлифовки и обработки стекол, благодаря которым возможности человеческого глаза все увеличивались. В связи с этим возникали споры и дискуссии о макромире и микромире, об отдаленных планетах и о том, что можно найти в капле воды.

Итак, во второй части книги Гулливер ( человек как таковой) уязвим. во всем зависим от окружающих. Но в этих частях человек оказывается среди совершенно невероятных существ. В третьей и четвертой части дело обстоит иначе.

В третьей части Свифт язвит по поводу самого разума, на который его современники возлагали столько надежд. Наука - кумир эпохи - предстает здесь как бессмысленное занятие безумных лапутян или жителей Лагадо. ВеликаЯ идея бессмертия, волновавшая человечество с незапамятных времен , получает неожиданное осмысление : вечная жизнь, это вечная старость, вечная дряхлость и немощность. жалкое существование, что влачат струльбурги.

И наконец в четвертой части перед нами горькая ирония над человеческим родом как таковым. Иеху- гнусные, ничтожные, вонючие и корыстолюбивые - вот что такое люди. Причм иеху - это те же люди, что и мы, а не какие-то невиданные существа. Не случайно, вернувшись домой, Гулливер видит признаки иеху во всех окружающих, даже в собственной жене и детях.

Итак, человек. в конечном счете, обернулся иеху. Значит ли это, что вера в Человека, присущая мыслителям XVIII века, была абсолютно чужда автору “Гулливера”?.

но на другом поприще, сам Свифт). Он судовой врач, то есть отважный человек, владеющий навыками мореплавания, а под конец он становится капитаном судна.

Но не это самое главное. Перед Гулливером и, соответственно, перед читателем все время встает проблема: как сохранить человеческое достоинство. Это не трудно, когда герой огромен, но так трудно быть Человеком среди великанов или среди благородных гуингнмов, особенно, когда рядом бродят столь гнусные соплеменники. И Гулливер выдерживает испытание.

И среди лиллипутов, и среди великанов, и среди гуингмов Гулливер сумел завоевать уважение. Свифт использует здесь один и тот же прием: он показывает, как Гулливер, сначала воспринимается местными жителями как курьез, диковенный феномен природы - и здесь ему угрожает опасность или даже смерть; затем он становится источником развлечения, игрушкой и лишь потом обитатели и властители страны понимают, что перед ними существо, равное им по разуму. И в этой возможности понимания понимания еще одна надежда Свифта на то, что человечество не превратится в сборище жалких иеху. разумные существа, как бы ни были они не похожи друг на друга, должны пвтаться понять друг друг друга, искать разумное и познавательное для себя в чужой культуре. Сам Гулливер внимательно изучает и восхищается научными и иными достижениями в каждой стране, где ему довелось побывать И поэтому сам встречает такое же понимание. И поэтому “Путешествия Гулливера” становится еще и книгой о том. как многообразны проявления Разума и Человечности на земле.

Вопросы и задания для изучающих роман

1. Найдите эпизоды, в которых можно увидеть сатиру на современные Свифту порядки.

— развёрнутая метафора, отсылающая к выражению “ходить по канату”, то есть изворачиваться, рискуя собой и своим положением. Найдите в книге другие подобные метафоры.

3. Найдите описания поделок Гулливера. Как и из каких материалов он их мастерит?

4. Как соотносятся между собой великаны и лилипуты? Насколько точно выдерживаются Свифтом его расчёты? Можно ли рассчитать, какого роста были лилипутские младенцы, великанские коровы?

5. Попробуйте что-нибудь сказать или написать на языке гуингнмов, лилипутов, великанов.

8. Можно ли считать идеалом Свифта гуингнмов?