Приглашаем посетить сайт

Соловьева Н. А. Новые образы природы и естественного в готическом романе

Н. А. Соловьева

Московский государственный университет

НОВЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ И ЕСТЕСТВЕННОГО В ГОТИЧЕСКОМ РОМАНЕ

Филологический факультет СПбГУ

http://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreign_lit/

В восемнадцатом столетии вырабатывается новый вид философствования, который затронул все виды духовной деятельности человека. Прогресс естественных наук приблизил человека к природе, но одновременно заставил его отнестись к ней инчае, чем это было ранее. В споре древних и новых победила не имитация и не копирование древних. Античность стала рассматриваться как одно из звеньев мировой цивилизации, причем закрытой системы. Национальное пришло на смену универсальному, оригинальное и необычное виделось в обычном и знакомом. Изменились отношения человека и природы. Человек стал подчинять ее себе, стал доминировать. Раньше он находился в гармонии с ней, вернее, он был ее частью. Наступление на природу одновременно рождало ответное движение – стремление отразить все аспекты природы, не только культурной, реализовавшейся в регулярных садах и парках, но и дикой, естественные достоинства которой подчеркивались в ландшафтном английском парке, который продолжал свое победное шествие по Европе с середины ХVIII века.

На протяжении всего ХVIII века сад являлся одной из эмблем и символических образов в английской поэзии – от «Виндзорского леса» А. Поупа до «Ботанического сада» Э. Дарвина (1731–1802). Именно Э. Дарвин сыграл решающую роль в трансформции идей природы в момент вытеснения старых образов новыми. Путешествие Эмилии с отцом и ботаником в «Удольфских тайнах» происходит не без влияния К. Линнея, который был переведен Э. Дарвином в 1785 г. (Система овощей) и в 1787 г. (Семейства растений». Ж-Ж Руссо в «Прогулках одинокого мечтателя» рассказывает о своих встречах в природой, держа под мышкой известные книги Линнея. Систематизация и классификация была в исследовательской мысли ХVIII века доминирующей. Природа нуждалась во всестороннем и научном исследовании. В Англии по инициативе Э. Дарвина было создано «Лунарное общество Бирмингема», в которое входили профессиональные биологи, геологи, астрономы, математики, физики. Начинался век пара, открытий состава и природы воды, человеческих нервов, источников природных катаклизмов, в частности, землетрясений. Членам научного общества удалось открыть природу образования облаков, составить карты погоды, сделать крупный вклад в движение планет. В эстетике восемнадцатого столетия появилась новая система понятий – готическое и национальное, вместо прекрасного – возвышенное, у истоков которого были страх, трепет, сочувствие.

– воздушной, водной, земной. Определились специализации в изобразительном искусстве. Тернер – морская стихия и воздушная, Констэбл – воздушная, особенно облака. В период господства готического романа вводится понятие дикое возвышенное и изящное возвышенное. Валанкур и Эмилия во время путешествия останавливаются, чтобы еще раз взглянуть на понравившийся им вид. Это путешественники-эстеты, чувствующие гармонию и красоту и отбрасывающие всякого рода страх перед крутизной или опасными скользкими склонами Острые скалы и горные вершины, покрытые снегом, таят опасность и непредсказуемость – они вызывают страх.

Изящное возвышенное представлено в сценах народного праздника, на котором присутствуют Вильруя вместе с Эмилией. Крестьяне играют на музыкальных инструментах. Господа танцуют на лужайке, окаймленной высокими деревьями. Описание живописно, поскольку рассказано содержание картины, где раму заменяют густые деревья, бросающие тень на лужайку.

«Итальянце» помогает как бы раскрыть душу Винченцо Вивальди, расширить ее, растворить в мире, который сулит ему счастье и любовь. Даже глухие раскаты внутри вулкана символически передают настроение героя, для которого опасности где-то в глубине, где-то далеко и они его пока что не трогают. Основной характер пейзажа – изящное возвышенное. Этот термин особенно интересен по контрасту с диким возвышенным. Изящное возвышенное скрывает имеющиеся трагические события и опасности, которые в данный момент героем отодвигаются в неопределенное будущее. Звуки серенады, нарушающие красоту и молчание ночи, – это метафорическое обозначение состязательности природного и искусственного. Природа молчалива и горда своей красотой, человеческий голос обогащает ее, привнося динамику в кажущуюся статику ночной тишины. Готический роман – это жанровая характеристика ромэнс, когда происходила смена культурных парадигм. Взяв за основу структуры рыцарский роман и сохранив известные атрибуты прошлого, происходившего, как правило, в средневековье, готический роман опирался на другую эстетическую систему, когда национальное приходило на смену универсальному. Введение мотива тайны отличается некоторыми особенностями. Описание природы относится к действию и неотделимо от него. Хотя названа точная дата происходящих событий в «Удольфских тайнах», автор на этом не настаивает и многие детали выдают этот роман как произведение, созданное не без влияния Руссо. Таинственные события и их разрешение должны полностью удовлетворять читателя. Заинтересовать читателя и возбудить любопытство и держать его в напряженном ожидании – это только часть задачи. Другая задача состоит в том, чтобы дать читателю поразмышлять над возможными способами решения, а потом посмеяться над его заблуждениями, которые, тем не менее, не должны, по крайней мере, в теоретическом плане, быть за пределами человеческих возможностей их решения. Когда решение найдено автором, оно должно быть реальным и неоспоримым. Пейзажи выполняют многочисленные функции в сюжете, в характере, в интриге. Они демонстрируют в связи с новыми образами природы и горные, и морские пейзажи. Причем, если первые всегда несут дополнительную нагрузку, усиливают драматизм повествования, то морские наполнены обещанием покоя и временного благополучия. Эмилия испытывает большое облегчение, вырвавшись из Удольфо, и находясь на берегу моря, не помышляет о трагическом равзитии событий, а именно о шторме. В «Сицилийском романе» Джулия замечает, как меняются пейзажи по мере приближения к Милану, где происходят военные действия. Дикие пейзажи с роскошной растительностью сменяются разоренными войной виноградниками. «Спящий мир» и «огромные небеса» передают состояние души героини, когда она во время погони все-таки испытывает и приятные мгновенья, встретив брата и мать.

Естественное и искусственное в пейзаже реализуется в природе, которая конкретизирована под несомненным влиянием современного прогресса естсественных наук и, в частности, ботаники. Лес в рыцарском романе не был обозначен отдельными породами и видами. В «Удольфских тайнах» и в «Сицилийском романе» подробно описываются разные уровни растительности гор с указанием пород деревьев, весьма многочисленных (лавра, пальм на равнинах, ели и сосны, лиственницы, кедры, каштаны и платаны, тамариск, лаванда), а затем следует подробное описание ландшафтов окультуренных, используемых человеком для собственной выгоды – это виноградники и оливковые рощи, апельсиновые и лимонные деревья. Итальянские леса отличаются от французских. Пьемонт в Италии описан особенно подробно, поскольку обширное открытое пространство романного действия является важной новацией готического романа по сравнению с рыцарским.

Помимо роскошной природы, свидетельствующей о силе и могуществе создателя, есть и созданные человеком здания, находящиеся часто в упадке и разрушении. Руины символизируют господство хаоса над порядком и отражают дисбаланс психологического состояния героев, что немаловажно для придания интереса и загадочности дальнейшему ходу событий.

Взаимоотношения пейзажа и замка и замковых построек также функциональны в готическом романе. Имение Ла Валле гармонично сочетается с характером проживающих в нем Сент Оберов. Они живут в гармонии с природой, восхищаются ею и с ней связывают страницы жизни своих близких. Каштан – хранитель памяти поколений и расстаться с ним невозможно, чего не понимают приехавшие в имение Квеселы, зараженные угаром парижской цивилизации и занятые исключительно поддержанием величия своих амбиций. Естественное и искусственное отражено в судьбах Эмилии и Валанкура. Эмилия сохраняет добродетельные и высокие качества, воспитанные природой, Валанкур, находясь в Париже, на какое-то время растрачивает свои добродетели, оторвавшись от могучего источника добродетели и порядочности. Удольфо – замок, расположенный в горах. Он подчеркивает необузданный дикий характер Монтони. Однако горный пейзаж дается в сокращенном варианте, он как бы служит фоном действия и даже его частью. Интерьер описан подробно и воспринимается глазами Эмилии, предчувствующей беды и неприятности. Впоследствии видение интерьера постоянно расширяется за счет драматических событий, связанных с различными частями замка.

грусть. Стихотворные фрагменты и эпитеты из модных поэтов столетия придают поэтичность и лиризм изображаемым событиям и вместе с тем создают атмосферу ожидания и неопределенности состояния героини, что, несомненно, способствует усилению напряженности и драматизма повествования. Новые образы природы подчеркивают суть характера. Люди, стоящие близко к природе, добродетельны и гармоничны, они не способны совершать безнравственных поступков, в то время как люди, поддавшиеся искушению и соблазнам большого города, оторвавшиеся от природы, моментально утрачивают нравственные ориентиры. Так происходит с Валанкуром, попавшим в Париж. Огромное место в романах Рэдклифф занимают подземные лабиринты и темницы, пещеры и заброшенные жилища, символизирующие опасность, преступление, одиночество и отчаяние героев, спасающихся либо от преследователей, либо становящихся жертвами жестокости и насилия («Сицилийский роман»). Рэдклифф использует свет и звук для подчеркивания динамики психологизма, раскрытия эмоционального состояния героев и их способности открывать в природе новое и волнующее воображение. В произведениях Рэдклифф образы природы способствуют созданию атмосферы загадочности, таинственности, тем самым усиливая интригу.

Новые образы должны иметь соответствующие формы выражения, например, рондо, стансы, сонеты в «Удольфских тайнах». Образы природы воплощены в изысканных формах лирической поэзии, где естественное воплощается в реальных картинах мира (странствующий пилигрим, одинокий путешественник, мореход, светлячок) и сказочных фантастических (морская нимфа). Образы природы и естественного имеют свою лексику (огромный, гигантский, неправильная форма, впечатляющий, ужасный, великолепный) и распределены в соответствии со структурой ромэнс – усиливать или уменьшать положенный читателю эмоциональный эффект, раздвигать горизонт ожидания или выдавать информацию маленькими дозами, дабы возбудить больший интерес. В «Удольфских тайнах» и «Сицилийском романе» образы естественного приходят из живописи изящного возвышенного, где на поверхности лежит гармония с природой и естественное течение жизни, а рядом существует недоступная пониманию простого человека сложная и трагическая судьба другого, отдалившегося от этой гармоничной и естественной жизни человека – это уже пейзаж души, который нарисован готическими романистами через посредство пейзажной живописи, поскольку живописное наглядно и зримо, духовный мир человека может быть познан только с помощью образов природы и естественного и в этом их огромная заслуга. Следующий шаг в постижении оппозиции – природное – естественное и искусственное будет осуществляться романтиками.