Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Брачные стратегии и материнские практики английских горожанок XVII века в "женских" романах Д. Дефо ("Радости и горести знаменитой Молль Флендерс", "Роксана, или Счастливая куртизанка")

Ярославль, ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского"

Новгород Нижний - Москве город ближний.  Материалы ХI Международной научной конференция РАИЖИ и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 4-7 октября 2018 г. Нижний Новгород.

Т. В. Тернопол

Брачные стратегии и материнские практики английских горожанок XVII века
в "женских" романах Д. Дефо
("Радости и горести знаменитой Молль Флендерс", "Роксана, или Счастливая куртизанка")

 

Английский писатель Д. Дефо известен русскому читателю как автор романа "Робинзон Крузо", хотя творческое наследие этого автора обширно и включает также произведения, написанные в жанре пикарескного романа от лица женщин и посвященные кругу традиционно "женских" проблем: семейно-брачных и родительско-детских отношений. Статья посвящена анализу изображения в романах "Радости и горести знаменитой Молль Флендерс" (1722 г.) и "Роксана, или Счастливая куртизанка" (1924 г.) сексуальной жизни, брачных стратегий и практик материнства у английских горожанок XVII века из разных слоев общества.

Хотя пикарескные романы Д. Дефо написаны в эпоху Просвещения, они, как и подобает произведениям этого жанра, представляют собой воспоминания главного героя о своей бурной жизни, поэтому (и в текстах об этом упоминается) действие романов происходит в XVII веке. Главные героини (они же нарраторы) принадлежат к разным слоям общества: мать Молль - нищая воровка, рожающая свою дочь в тюрьме, родители Роксаны - состоятельные французские купцы-гугеноты, эмигрировавшие в Англию. Превратности судьбы уже в ранней юности приводят героинь к тому, что у никаких собственных средств к существованию у них нет, и единственный способ выжить - это найти мужчину, который готов взять на себя заботы о них. При этом обе героини признают, что главным мотивом вступления в брак для их современников являются деньги: мужчины охотятся за хорошим приданым, женщины ищут богатого мужа, но если в провинции еще возможны браки без корыстного расчета (первое замужество Молль Флендерс в Колчестере), то в Лондоне деньги - единственная причина связать себя семейными узами. Если же женщина имела собственные средства, она не торопилась становиться добычей альфонсов: Роксана отказалась выходить замуж за своей любовника, голландского купца, даже будучи он него беременной: "Передача имущества в другие руки, потеря власти над моими деньгами и составляла единственную причину, побуждавшую меня отказываться от вступления в брак" [2. С. 469].

и Молль и Роксана легко соглашались на роль любовниц. Внебрачные связи осуждались церковью, не призвались государством, но общественное мнение (рупором его является служанка Эми) не видело в подобного рода практиках ничего зазорного, поскольку процедура развода в Англии XVII века хотя и существовала для протестантов, но была довольно сложна, и множество людей находилось в ситуации соломенных вдов и вдовцов: супруги разъезжались и каждый жил своей жизнью. Конечно, героини осуждают себя за слабость и безнравственное поведение, но легко находят себе оправдание. "Нищета - вот, что меня погубило - ужасающая нищета!" [2. С. 352] - восклицает Роксана, брошенная мужем с пятью малолетними детьми на руках и без средств к существованию. Молль Флендерс после банкротства и побега ее второго мужа, торговца полотном, благополучно вступает в брак еще трижды, причем с четвертым мужем тоже расстается по обоюдному согласию. Обе героини постоянно встречают на своем жизненном пути мужчин, которые находятся в такой же ситуации, повторные браки и внебрачные связи в мире героев Д. Дефо никого не удивляют.

Интересно, что именно тщеславие и корысть, а не влюбленность или сексуальное влечение становятся главными причинами вступления как в брак, и во внебрачную связь: первый любовник Молль Флендерс покоряет ее не столько обещаниями жениться, сколько кошельком, в котором лежат сто гиней. Многочисленные любовники Роксаны принадлежат к высшему обществу и главная ее мечта... "о том, как сделаться любовницей самого короля" [2. С. 483]. По мнению Д. Дефо, сексуальное поведение женщины (особенно зрелой) характеризуется трезвым расчетом, действовать под влиянием эмоций способны только мужчины.

Такую же расчетливость героини анализируемых романов проявляют и по отношению к собственным детям, которых они регулярно рожают мужьям и любовникам. Беременность воспринимается как некое "неизбежное зло", сильно усложняющее жизнь любовницы и даже жены, если семья находится в стесненных финансовых обстоятельствах. Вычисление и оптимизация расходов на роды и уход за роженицей и ребенком в рассказе Молль Флендерс занимают больше места, чем описание самой беременности и родов. Героини-нарраторы регулярно сообщают о рождении у них "прелестного ребенка, красивого мальчика"[1. С. 109] или "крепкого, здорового мальчугана"[2. С. 364] и радости по этому поводу отца ребенка (девочки тоже иногда рождаются, но это происходит значительно реже и не вызывает таких эмоций). Не может не удивлять тот факт, что имени ребенка почти никогда не сообщается (мы узнаем только имя одной из дочерей Роксаны - Сьюзен, все остальные дети в романах безымянные), а иногда рассказчица сухо констатирует, что от очередного мужа она родила ребенка (без указания пола), который умер. Воспитанием своих детей героини не занимаются, пристраивают их родственникам или кормилицам. Материнские чувства просыпаются лишь к взрослым и самостоятельным детям и выражаются, прежде всего, в финансовой помощи (что и считается главным проявлением родительской любви и заботы). Очень показательна история отношений Роксаны с дочерью Сьюзен, которая хотела от матери не денег, а именно эмоциональной поддержки, что воспринималось самой рассказчицей как шантаж и, как нам туманно намекает последняя, в конце концов стоило несчастной девушке жизни.

Таким образом, в романах Д. Дефо мы видим довольно нелицеприятное изображение нравов английских горожанок XVII века: женщин интересуют исключительно деньги и социальный статус, брак (как, впрочем, и внебрачная связь) является финансовой сделкой и способом обеспечить себе достойный уровень жизни, дети (прежде всего, сыновья) рассматриваются как доказательства мужской силы их отца и почти не представляют интереса для матери, эмоциональная связь между матерью и детьми отсутствует. Хочется при этом напомнить, что именно Д. Дефо является в английской литературе основоположником просветительского реализма - направления, ставившего своей целью изобразить типичные характеры своего времени.

Юж. -Урал. кн. изд-во, 1992. - 672 с.

2. Дефо Д. Роксана, или Счастливая куртизанка [Текст] / Пер. с англ. Т. Литвиновой / Д. Дефо // Дефо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс. Роксана, или Счастливая куртизанка. - Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1992. - 672 с.