Приглашаем посетить сайт

Тесцов С. В. Мотивы искушения, греха и раскаяния в романе М. Г. Льюиса "Монах".

С. В. Тесцов

Якутск

 

МОТИВЫ ИСКУШЕНИЯ, ГРЕХА И РАСКАЯНИЯ

«МОНАХ»

XXXV Международная филологическая конференция, 2006

Филологический факультет СПбГУ

http://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreign_lit/

Многие зарубежные исследователи (П. Арно, М. Килгур, М. Саммерс, В. Сэйдж и др.) связывают появление «готического» романа в английской литературе XVIII в. с развитием протестантской культуры, хотя борьба с католицизмом велась в Англии с XVI в. В эпоху Генриха VIII было упразднено 616 монастырей. Реформация подорвала господство римского престола на большой территории Европы, но в период Контрреформации на рубеже XVI–XVII вв. в странах католицизма было отмечено оживление западного монашества. Именно к этому периоду относится действие романа М. Г. Льюиса «Монах» (1796).

«готических» романов является этический конфликт, связанный с проблемами преступления и наказания и такими мотивами, как дьявольское искушение и родовое проклятье. Тема искушения имеет в своей основе как фольклорные, так и церковные источники. Через искушение, которое можно рассматривать как влечение к какому-нибудь действию, раскрываются как положительные, так и отрицательные свойства человека. Серьезным испытаниям могут подвергаться воля человека, твердость его духа, его нравственные качества. Побудительными мотивами искушения часто выступают зов плоти и т. н. «сатанинское наваждение». Плотские соблазны тесно связаны с духовным миром человека, они коренятся в его природе. Искушения, имеющие дьявольское происхождение, более опасны и губительны. Однако средневековые монахи настаивали на неизбежности и даже на необходимости дьявольских искушений. Они считали, что, если испытания не посылаются монаху, тот не сможет продвинуться дальше в своей вере.

В романе «Монах» методы борьбы сатаны за душу Амбросио, настоятеля капуцинского монастыря в Мадриде, разнообразны и изощренны. Дьявол умело использует любые обстоятельства, проявления слабости характера героя, чтобы подтолкнуть его к греху, ослабить его веру. Испытаниям подвергаются чувства и разум монаха. Главными «козырями» дьявола в игре, ставка которой – душа Амбросио, являются женская красота и внутренняя дисгармония, вызванная сомнениями в справедливости установленных порядков.

Тема греха и спасения человека в течение многих веков волновала не только богословов, но и литераторов. Слово «грех» на богословском языке означает всякое отступление делом, словом и помышлением от заповедей Божьих и нарушение Его закона. Грех произошел не от природы и не от Бога, а от злоупотреблений разума и воли человека. В нравственном богословии указываются различные виды греха: грех опущения, грех действия или нарушения, вольные (сознательные) и невольные (бессознательные) грехи, грехи простительные и грехи тяжкие. К тяжким грехам относятся смертные грехи, которые делают человека мертвым для восприятия божественной благодати. Один из тяжких грехов – грех против Св. Духа – состоит в хуле на Бога. В конце романа Льюиса бывший монах Амбросио от гордыни и тщеславия опускается до этого, самого тяжкого, с точки зрения Евангелия, греха.

Описывая романтических героев в исключительных обстоятельствах, автор романа дает убедительные психологические мотивировки их поступков. Льюис показывает душевные трансформации своего героя: греховные мысли приводят монаха к поступкам, характеризующимся как «смертные грехи». Поступки Амбросио можно было понять и оправдать лишь до тех пор, пока он нарушал монастырские законы, пытаясь уберечь от гибели Матильду, за прекрасной внешностью и кротким поведением которой скрывался коварный бес. За душу Амбросио ведут борьбу силы добра и зла. По мере того как развертывается эта борьба, искушение становится более откровенным и настойчивым. Монах неоднократно делает уступки силам зла, после чего его терзают угрызения совести и мучает страх наказания. Льюис показал, что за показной набожностью и благочестием могут скрываться самонадеянность, высокомерие, ханжеское лицемерие. В этих грехах повинен не только молодой монах Амбросио, но и настоятельница монастыря Св. Клары. Характерно, что их обоих постигла страшная участь.

В романе присутствуют любовные страсти, страшные тайны, секс, инцест, насилие и даже, хотя и бессознательное, матереубийство. Но главная тема романа – тема греха и наказание за него. Амбросио предстает перед читателем не только как хладнокровный преступник, но и как слабовольная жертва злых сил, с которыми он не в силах совладать в одиночку.

легендах о шабаше, об инкубах и суккубах. В романе «Монах» можно обнаружить множество элементов т. н. «оперативной» мистики, к которой относятся различные способы чародейства и спиритические явления. Амбросио временами напоминает демониака (человека, в которого вселился демон) из «чудесных историй» ХI–ХII вв.

и как перерождение, полное изменение существа. Кроме искреннего сердечного раскаяния и твердого намерения исправить свою жизнь, для покаяния необходима глубокая вера, надежда на Божье милосердие. Амбросио постоянно противится своему окончательному переходу на сторону зла, но в конце романа его охватывает полное отчаяние, и у него возникают сомнения в безграничности милосердия Иисуса Христа.

Когда становится ясно, что Амбросио обречен, судьба героя воспринимается как трагедия. Финал романа обретает смысл нравственного урока. В целом роман Льюиса направлен на то, чтобы вызвать у читателя не только чувство страха, но и сострадание, чтобы отвратить человека от зла, от греховных мыслей и деяний.