Приглашаем посетить сайт

Тронская М. Л.: Стерн Лоуренс.

Стерн Лоуренс.

Краткая литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-0171.htm

— 18. III. 1768, Лондон) — англ. писатель. Род. в семье бедного армейского офицера. Учился в Кембриджском богословском колледже; с 1738 по 1758 — сел. священник в Йоркширском приходе. В 1741—42 — Сотрудник газ. «The York Gazetteer» («Йоркширский газетчик»); участник антиторийской парламентской кампании. В 1760—69 он издал сб. проповедей («The sermons of Mr Yorick»), на заглавном листе к-рого фигурирует имя шута Йорика из трагедии У. Шекспира «Гамлет». С церк. амвона С. юмором подтачивал веру в религ. догматы, поучение превращал в опыт изучения психологии библейских персонажей. Лит. деятельность С. связана с кризисом англ. сентиментализма. Усиление обществ. противоречий в 60-х гг. 18 в. влекло за собой разочарование не только в разуме, но и в чувстве как силе, способной изменить мир. Рост недоверия к чувству находит отражение в юморе С. В романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» («The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman», т. 1—9, 1760—67, рус. пер. 1890), где чувствительность сочетается с насмешкой над ней, С. — вслед за англ. скептиком 17 в. Р. Бёртоном — скрывается под маской «смеющегося философа». Исполненный гуманистически-просветит. тенденций — ненависти к рабству и социальному неравенству, — «Тристрам Шенди» по форме является пародией на сложившийся в 18 в. бытовой роман — мнимой историей жизни: к концу 9-го тома автор доводит биографию своего героя лишь до 5-летнего возраста, отказывается от связного построения, логич. чередования глав, вводит бесчисленные отступления, беседы с читателем. Разрушение стройности изложения служит средством образно-юмористич. изыскания о рассудочном и интуитивно-эмоциональном типе мировоззрения. Нагнетая заведомо абсурдные посылки и выводы, С. в лице Вальтера Шенди высмеивает схоластич. псевдонауку. Однако общепринятая норма разума сочетается у Вальтера Шенди с отклонениями от этой нормы; он одновременно и рационалист и «шендианец» (Shandy — йоркширский диалектизм для обозначения безрассудного человека); доктрина «шендизма» — безрассудно многозначная концепция жизни — основа юмора С. Рисуя наряду с догматиком-резонером чувствительного дядю Тоби, С. не создает схематического противопоставления ума и сердца, а равно берет под сомнение и то и другое.

Сохраняя в характеристике героев принцип «ведущей черты» (ruling passion), С. осложняет его путем введения особой причуды — «конька» (hobbyhorse), иллюзорного представления о мире. Трогательно-ребячливые иллюзии дяди Тоби превращают его в чудака, и это зачисление носителя эмоции в разряд чудаков — показатель иронической трактовки не только рассудочности, но и чувствительности.

В другом соч. С. — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» («A sentimental journey through France and Italy», 1768, рус. пер. 1793) — повествование ведется от имени Йорика, путешественника, описывающего не объективные факты, а субъективную реакцию на них. Он называет свое путешествие «пробой человеческой природы»; в многообразных эпизодах герой подвергается испытанию юмором как носитель любви, милосердия, сострадания. Мастерски владея иск-вом изощренного софизма, фиксируя мимолетные душевные состояния, мельчайшие оттенки чувств, переливы ощущений и их непрерывную смену, С. создает сложный образ, не соответствующий прекраснодушно-сентиментальному представлению о человеке. Но непонимание социальных корней своекорыстия и себялюбия ведет все-таки к трактовке поведения человека в сентиментально-юмористич. плане. По словам И. В. Гёте, С. открыл в человеке человеческое, и это обернулось насмешкой над европ. буржуа того времени.

Популярность С. была чрезвычайно велика; Вольтер называл его «вторым английским Рабле», он оказал влияние на Д. Дидро и на франц. романтиков (Ш. Нодье и др.). В Германии сложилось целое течение «стернианства» (Жан Поль и др.). В России следы влияния С. заметны у А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина; его высоко ценили писатели-декабристы, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

—12, with introd. by W. L. Cross, N. Y., 1904; Works, v. 1—7, L., 1926—27; Letters, ed. by L. P. Curtis, Oxf., 1935; в рус. пер. — Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена, М. — Л., 1949.

Просвещения, Л., 1965; Елистратова А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966; Traill H. D., L. Sterne (English men of letters), L., 1882; Cross W. L., Life and times of L. Sterne, New Haven, 1929; Maack R., L. Sterne im Lichte seiner Zeit, Hamb., 1936; Fluchère H., L. Sterne, de l’homme à l’oeuvre; biographie critique et essai d’interprétation de Tristram Shandy, P., 1961; Hartley L., Laurence Sterne in the twentieth century, Chapel Hill, [1966]; The winged skull. Papers from the L. Sterne bicentenary conference, L., [1971].

М. Л. Тронская.