Г. В. Яковлева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СПОСОБЫ ПАРОДИРОВАНИЯ
В ЖУРНАЛЕ АНТИЯКОБИНЕЦ
Сборник материалов XI Ежегодной Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы
(17-21 сентября 2001 года, Тамбов)
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ
http://www.russiandickens.com/sience/model/contents.htm
В своем усердии послужить нашим читателям, равно повеселив их и наставив на путь истинный, мы не могли не использовать те многочисленные поэтические формы, кои мы сумели распознать. Нам доставит глубочайшее удовлетворение, ежели мы сможем доказать, что преуспели в этом, позаимствовав манеру, наиболее подходящую как для наших собственных вкусов, так и для тех, каковые и хотели бы мы культивировать среди наших читателей, - так писал один из создателей сатирического журнала Антиякобинец в №1 от 20 ноября 1797 года.
Журнал явился своеобразной литературной реакцией на развитие политических событий в Европе, и в частности на Французскую революцию. Основным литературным жанром в нем была политическая сатира. Ее основой стала литературная пародия. Она преследовала двоякую цель: высмеять взгляды английских демократов и показать издержки нового литературного направления - романтизма. Двойная цель пародирования порождает своеобразие пародий Антиякобинца. В них применены главные приемы пародирования.
Наряду с этим II план пародии выступает как объект пародического использования. Прибегая к методам и стилю, присущим манере пародируемого писателя, редактор журнала Джордж Каннинг и его соавторы главной целью ставят осмеяние не литературных, но политических взглядов своей жертвы. Так возникают новые тексты. По определению Ю. Лотмана это - тексты незакономерные, и с точки зрения существующих уже правил неправильные. При этом субъект пародического использования находится в трояком отношении с вновь созданной пародией.
Во-первых, это отношение сходства-различия (старая и новая темы).
В-третьих, это отношения последовательного преображения, которые сохраняются при передаче сообщения (переход от второго плана к пародии на его литературные особенности и сквозь нее к политической сатире).
пародией, формируя ее по своим законам. В сатире легко просматривается первоначальный текст. Особенно интересно это, когда пародируются легко узнаваемые произведения. "Здесь используется ориентация на стилистическое сознание ощущения значимости всей системы (Ю. Лотман). Узнаваемы и поэты-романтики во всех сатирах Антиякобинца. В свою очередь пародии-сатиры порождая новые литературные приемы, формируют художественную речь следующего поколения литераторов.