Приглашаем посетить сайт

Загриева О. Е.: Творчество Николаса Роу и становление жанра сентиментальной драмы в Англии конца XVII- начала XVIII века.

На правах рукописи

http: //cheloveknauka.com/tvorchestvo-nikolasa-rou-i-stanovlenie-zhanra-sentimentalnoy-dramy-v-anglii-kontsa-xvii-nachala-xviii-veka

Загриева Ольга Евгеньевна

Специальность 10. 01. 03 - литература народов стран зарубежья (английская литература)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Киров 2007

Научный руководитель: доктор филологических наук Поляков Олег Юрьевич

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Вахрушев Владимир Серафимович

кандидат филологических наук, доцент Наумова Ольга Анатольевна

Защита состоится 27 марта 2007 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.164.01 по специальности 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (английская литература) при Нижегородском государственном педагогическом университете.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1.

Автореферат разослан_______ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последнее время наблюдается усиление исследовательского интереса к литературному процессу в Англии рубежа XVII-XVIII вв. и первой трети XVIII столетия1, но картину английской литературной жизни периода раннего Просвещения еще нельзя назвать исчерпывающей. В частности, недостаточно внимания уделялось изучению английской трагедии первых десятилетий XVIII века.

Как известно, данный период в развитии английской литературы носил переходный характер и долго считался малоплодотворным в истории трагедии2 не только отдельных произведений, но и целых вех в развитии английской драмы.

Таким этапным явлением представляется практически неизвестное отечественному литературоведению творчество видного английского драматурга и поэта Николаса Роу (1674-1718). Три из семи написанных им трагедий более века не сходили с английской сцены. В его произведениях нашли отражение сложные социально-политические процессы, происходившие в Англии после революции 1688-1689 гг., а также проблемы, которые оказались в центре литературных дискуссий того времени. Роу подготовил к печати первое в XVIII веке издание собрания сочинений Шекспира и создал первое жизнеописание великого елизаветинца, легшее в основу всех последующих биографий. Его в целом положительная рецепция Шекспира способствовала росту интереса к национальному художественному наследию со стороны читающей публики и критики. Восхищение гением Шекспира укрепило Н. Роу в стремлении развивать традиции английской драмы в собственном творчестве. За свои литературные достижения и заслуги перед обществом драматург получил должность придворного поэта, его имя значится в списке придворных поэтов Англии в ряду с такими известными именами, как Б. Джонсон, У. Дэйвенэнт, Дж. Драйден, Р. Саути, У. Вордсворт, А. Теннисон и др.

Детальное изучение творческого наследия Н. Роу, установление его содержательной связи с историко-литературными процессами, происходившими в Англии на рубеже XVII-XVIII веков и в первой трети XVIII столетия, поможет глубже исследовать проблему соотношения эстетических теорий и драматургической практики в данный период, а также будет способствовать решению спорного вопроса об исторических границах одного из литературных направлений XVIII века — сентиментализма3. Это определяет актуальность диссертационного исследования.

На протяжении почти трех веков отношение к творчеству Н. Роу со стороны зарубежных критиков претерпело определенную эволюцию, обусловленную как их симпатиями и антипатиями, так и развитием литературно-эстетической мысли. Серьезное изучение его трагедий началось в начале XX века на волне резкого повышения интереса к августианской драме. Появление работ немецких литературоведов (А. Хильде (А. Hilde), А. Беренд (A. Behrend), Ф. Шварц (F. Schwarz), Э. Бюннинг (Е. Bönning), В. Будиг (W. Budig), Л. Шталь (L. Stahl), П. Боргвардт (Р. Borgwardt), О. Интце (О. Intze)), посвященных анализу произведений драматурга, указывало на изменение отношения научного сообщества к литературе раннего Просвещения в XX веке по сравнению с XVIII—XIX веками.

(G. Nettieton), А. Николл (A. Nicoll), JL Бредволд (L. Bredvold), Дж. Лофтис (J. Loftis), Р. Бевис (R. Bevis), Дж. Кэнфилд (J. Canfield)) поставили Н. Роу во главе авторов трагедий периода Просвещения, признав эстетическое своеобразие жанра «женской трагедии» ("she-tragedy"), который получил свое наиболее полное выражение именно в творчестве Н. Роу.

Произведения Н. Роу исследовались исходя из положений компаративистики (Т. Поллок (Т. Pollock), Дж. Уайтинг (G. Whiting), Д. Кларк (D. Clark), Д. Коэн (D. Cohen)). Изучением жанрово-стилевого своеобразия драматургии Н. Роу на примере отдельных пьес занимались Ф. Кеарфул (F. Kearful), А. Шварц (А. Schwarz), А. Джексон (А. Jackson), Дж. Эйкинз (J. Aikins)). Наиболее популярные произведения из творческого наследия Н. Роу интерпретировались в контексте общественно-политической жизни Англии того времени (У. Торп (W. Thorp), Л. Уайман (L. Wyman), Р. Дэммерз (R. Dammers), Дж. ДеРиттер (J. DeRitter), Л. Браун (L. Brown), В. Тьюмир (V. Tumir), С. Хэррис (S. Harris), П. Кьюиз (P. Kewes)). В XX веке появился и ряд монографических исследований литературного наследия Николаса Роу (Дж. Кэнфилд (J. Canfield), А. Дженкинз (A. Jenkins), JI. Берне (L. Burns), Р. Шерри (R. Sherry), Г. Сеннетт мл. (Н. Sennett jr.)).

В отечественном литературоведении упоминания о Н. Роу встречаются в ряде специальных исследований по истории английского театра и драматургии XVIII века, но эти сведения носят фрагментарный характер. Первый опыт обстоятельного анализа одного из произведений Н. Роу («Честолюбивая мачеха» (The Ambitious Stepmother, 1700)) принадлежит О. Ю. Полякову4.

Научная новизна диссертации заключается как в выборе самого объекта исследования, так и в теоретическом аспекте его освещения. Впервые в отечественном литературоведении творчество Николаса Роу стало предметом монографического исследования. Впервые был произведен комплексный анализ его трагедий в контексте становления сентиментальной драмы. В литературоведческий оборот вводятся большей частью малоизвестные или вовсе не известные отечественной науке материалы, освещающие жизненный путь и творчество драматурга, рецепцию его литературной практики и эстетических взглядов в зарубежном литературоведении.

- жанровые особенности английской трагедии конца XVII - начала XVIII веков.

Предметом исследования выступает эволюция творчества Н. Роу.

Материалом исследования «Честолюбивая мачеха» (The Ambitious Stepmother, 1700), «Тамерлан» (Tamerlane, 1701), «Кающаяся красавица» {The Fair Penitent, 1703), «Улисс» {Ulysses, 1705), «Благородный новообращенный» {The Royal Convert, 1707), «Трагедия Джейн Шор» {The Tragedy of Jane Shore, 1714) и «Леди Джейн Грей» {Lady Jane Gray, 1715).

Цель работы — рассмотреть творчество Н. Роу как предпосылку английского сентиментализма в контексте развития английской трагедии и философско-эстетической мысли конца XVII — начала XVIII веков.

Данная цель предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:

2. Выявить социокультурные и философские факторы развития драматургии «моралистического сентиментализма».

3. Проанализировать предпосылки формирования сентиментальной драмы в английских «патетических» трагедиях второй половины XVII века.

4. Определить жанровый состав и художественное своеобразие трагедий Н. Роу, показать взаимодействие в них героической и сентиментальной модальностей.

Многоаспектность поставленных задач определила методику анализа. Диссертация представляет собой комплексное исследование, сочетающее истори-ко-функциональный, описательный, сравнительный и типологический методы.

и послужили работы как отечественных, так и зарубежных литературоведов. Это общетеоретические труды А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, M. М. Бахтина; труды по теории драмы А. А. Аникста, В. Е. Хализева, Н. Д. Тамарченко, Э. Берн-баума (Bernbaum, Ernest), А. Шербо (Sherbo, Arthur); исследования по истории английской литературы XVIII века Л. В. Сидорченко, Н. А. Соловьевой, И. О. Шайтанова, И. В. Ступникова, О. Ю. Полякова, М. В. Кожевникова, В. Г. Решетова, Б. Добрэ (Dobree, Bonamy), А. Николла (Nicoll, Allardice), Э. Ротштейна (Rothstein, Eric), JI. Бернса (Burns, Landon), Дж. Д. Кэнфилда (Canfield, J. Douglas) и др. Большое значение для проведения исследования имели работы по истории зарубежных литератур XVIII века Б. И. Пуришева и Н. Т. Пахсарьян, а также труды по истории и философии Просвещения И. С. Барского и Б. В. Мееровского.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ведущим фактором формирования и развития сентиментализма явилось распространение в конце XVII— начале XVIII века идей «сентиментальной» этики, которая утверждала примат чувства над рассудком как в нравственном развитии человека, так и в постижении им прекрасного. Ее основными понятиями были «чувствительность», «сострадание», «любовь», «добросердечие».

2. Первый этап в развитии сентиментализма в Англии, названный «моралистическим» сентиментализмом, связан с драматургией раннего Просвещения. Существовавшая концепция трагедии как жанра в этот период подверглась переосмыслению и трансформации с целью усиления ее дидактического начала, которое ставилось в прямую зависимость от интенсивности испытываемых зрителем чувств сострадания и жалости.

«патетической» трагедии второй половины XVII века, представленной именами Т. Отвея, Н. Ли, Дж. Бэнкса, Т. Саутерна. Их пьесы характеризовались выраженным мелодраматизмом, и в них наметился ряд тенденций, которые, развиваясь, привели к появлению драмы сентиментализма.

4. На формирование мировоззрения Николаса Роу оказали значительное влияние идеи «сентиментальной» этики. Драматургу был близок выдвинутый ла-титудинариями идеал милосердного человека-христианина, чьей главной добродетелью была врожденная благожелательность или искренняя любовь к людям. Роу создавал свои трагедии в расчете именно на «чувствительного» зрителя.

5. Творчество Николаса Роу является переходным этапом между драматургией Реставрации и Просвещения, что обусловливает эклектический характер его произведений, взаимодействие в них разнородных стилевых и жанровых образований.

6. В «женских трагедиях» Николаса Роу проявляется большинство черт, которые были свойственны драме сентиментализма, что позволяет рассматривать их автора как драматурга, который подготовил почву для дальнейшего развития жанра трагедии, т. е. появления сентименталистской (буржуазной) трагедии и мещанской драмы.

Теоретическая значимость теорий и драматургической практики в Англии начала XVIII века, а также будут полезны для дальнейших исследований, касающихся творчества Н. Роу.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории зарубежной литературы XVIII века, подготовке спецкурсов и семинаров по проблеме истории жанров, при составлении пособий и справочников по английской литературе начала XVIII века, а также при дальнейших исследованиях английской литературы периода раннего Просвещения.

Апробация диссертации осуществлялась в ходе его обсуждения на заседаниях кафедры зарубежной литературы и английского языка Вятского государственного гуманитарного университета и кафедры всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета. По теме исследования были сделаны доклады на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии» (Киров, 2003); на международной конференции «Компаративистика: современная теория и практика» (Самара, сентябрь 2004 г.); на международной научной конференции «Повседневность как текст культуры» (Киров, апрель 2005 г.); на международной научной конференции «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний Новгород, декабрь 2005 г.), на международной научной конференции и XVI съезде англистов (Великий Новгород, сентябрь 2006 г.), на XVI Пуришевских чтениях (Москва, апрель 2004 г.) и XVIII Пуришевских чтениях (Москва, апрель 2006 г.). Основные положения диссертации изложены в 11 публикациях.

обусловлена его задачами и логикой, а также характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, она также включает библиографический список использованной литературы (250 наименований; из них 164 на иностранных языках) и примечания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении наряду с обоснованием актуальности и научной новизны избранной темы приводится обзор литературно-критических работ по рассматриваемому вопросу, формулируются цель и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость, указывается методологическая основа, предмет и объект исследования, а также выделяются положения, выносимые на защиту. Здесь же дается краткий очерк жизни и творчества Николаса Роу и предпринимается попытка периодизации его литературной деятельности.

«Факторы формирования сентиментальной драмы в Англии конца XVII - начала XVIII веков» - состоит из двух параграфов, в которых устанавливаются причины, приведшие к зарождению и развитию сентиментализма в английской литературе периода Просвещения, выявляются истоки национальной сентиментальной драмы.

В первом параграфе - «Философско-эстетические основы и социокультурные факторы становления драматургии «моралистического» сентиментализма» — исследуется культурно-исторический контекст периода раннего Просвещения, выявляется генетическая связь сентиментализма с этическими концепциями эпохи и рассматриваются основные направления литературно-эстетической рефлексии, связанной с поэтикой жанра трагедии в Англии начала XVIII века.

Предпосылки становления сентиментальной драмы сложились в Англии уже в конце XVII века. С изменением общественной и нравственной атмосферы в стране после «славной революции» 1688-1689 годов театр эпохи Реставрации, уже не отвечавший требованиям времени, начал постепенно уступать место более демократическому просветительскому театру, где все настойчивее поднимались проблемы, волновавшие современное общество. В частности, озабоченность состоянием нравов и начавшаяся борьба за их исправление обусловили постепенное изменение общего тона пьес. Помимо отчетливой морализаторской тенденции в английской трагедии периода раннего Просвещения наблюдалась постепенная трансформация «ужасного и благородного» в «трогательно-чувствительное»: баланс между состраданием и страхом - чувствами, которые должна вызывать любая трагедия, - все чаще нарушался в пользу первого компонента, а действие переносилось из сферы «высокого» в обыденную среду. Вопреки установившейся драматургической традиции в трагедиях начали появляться персонажи, не обладавшие высоким социальным статусом. Исчезало изображение масштабных событий и великих страстей. В результате в английской драматургии появилась новая жанровая разновидность, первым образцом которой обычно признается «Лондонский купец» Дж. Лилло (The London Merchant, or the History of John Barnwell, 1731).

Сам Лилло обозначил свою пьесу как бытовую (domestic) трагедию, указав на ее отличие от трагедии классицизма. В литературоведении созданная им жанровая разновидность имеет и другие варианты названия - «буржуазная (мещанская) трагедия (драма)» и «сентиментальная» трагедия. Терминологические разногласия ученых обусловлены разницей методологических подходов. Исследователи, связывающие процесс «демократизации» жанра трагедии с идеологическими межклассовыми конфликтами эпохи, акцентируют принадлежность персонажей к «третьему» сословию (А. А. Чебышев, А. К. Дживелегов, А. А. Аникст, 3. Т. Гражданская, И. В. Ступников, А. Николл, И. Дональдсон, Л. Браун5 «сентиментальная (sentimental) трагедия», употребляемый Э. Бернбаумом, А. Шербо, Л. Бернсом6 и др., привлекает внимание в первую очередь к характеру эмоционального воздействия произведений, их «запрограммированности» на пробуждение жалости, а также подразумевает связь с сентиментализмом как литературным направлением. Часто эти термины употребляются как синонимы, поскольку не противоречат друг другу, а скорее являются взаимно дополняющими.

В отечественной литературоведческой науке эволюционные процессы в английской драматургии раннего Просвещения долгое время объяснялись социологическими причинами, в то время как в западной англистике гораздо больше внимания уделялось вопросам художественной формы, поэтики и стиля.

Продуктивным подходом к объяснению причин усиления нравоучительной тенденции в драматургии начала XVIII столетия и замещения трагедийного пафоса сентиментальной патетикой является обращение к этическим теориям данного периода, изменившим взгляд на человеческую природу и содержание понятия «добродетель». В конце XVII века в обществе становились популярными идеи так называемой «сентиментальной» этики. Ее основы были заложены в трудах группы англиканских богословов-свободомыслящих, которые считали добродетель врожденным свойством человеческого сердца и верили, что природа наделила человека потребностью сострадать ближним и творить добро. Они призывали людей следовать своему естественному инстинкту и акцентировали утонченное удовольствие и радость, получаемые человеком от сопереживания чужим несчастьям и стремления их облегчить. Непременным условием нравственного поведения людей приверженцы «сентиментальной» этики считали эмоциональную отзывчивость или «чувствительность сердца». Чувствительность понималась как особый настрой человека по отношению к миру и окружающим людям, предполагавший обостренную восприимчивость, быструю реакцию на все трогающее сердце и душу. Чувствительный человек был склонен к размышлению, сопереживанию, имел тонкую восприимчивость этического, морального, что выражалось в бескомпромиссной приверженности к определенным нормам поведения, моральным принципам. С развитием и укреплением этого качества человеческой личности связывались надежды на достижение социальной гармонии в обществе.

Новые этические идеи коренным образом повлияли на существовавшую теорию трагедии, обусловив усиление присущего этому жанру дидактического начала и более яркое проявление в трагедии раннего Просвещения «чувствительной» модальности. С понятием «модальность» в отечественном литературоведении связывается специфика идейно-эмоционального осмысления жизни, обусловливающая определенный тип героя и актуализированной вокруг него ситуации, соответствующую авторскую позицию и установку читательского восприятия, внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику7«частному», приватному в жизни человека, с приданием этому «частному» статуса особой ценности. Вера во врожденную склонность человека к добру, обращение к чувству как залогу добродетели является философской основой сентиментализма, который характеризуется культивированием искреннего интереса и сострадания к ближнему, напряженным вниманием к эмоциональной сфере человека. В сентиментализме личность трактуется как отзывчивая, способная к состраданию, обладающая высокими нравственными принципами, добрая и гуманная. Поступать нравственно ее побуждает не осознание долга, а врожденное моральное чувство, веление сердца, которое указывает путь к счастью. Ранний сентиментализм был близок просветительским идеям воспитания человека, жизнестроительства, совершенствования мира и имел отчетливо моралистический характер. Дидактизм сентименталистский отличается от дидактизма классицистической литературы тем, что полагается не столько на рассудок (словесное убеждение), сколько на чувства (эмоциональное потрясение) зрителя или читателя. В трагедиях драматурги раннего Просвещения изображали персонажей жертвами обстоятельств или рока, побуждая зрителей испытывать жалость к их страданиям и одновременно вселяя веру в то, что невзгоды для добродетельного человека являются лишь трагическими случайностями.

Во втором параграфе - «Предпосылки развития сентиментальной драмы в «патетической» трагедии второй половины XVII века. Т. Отвей, Н. Ли, Дж. Бэнкс, Т. Саутерн» — рассматривается ряд трагедий английских драматургов, творивших в последней четверти XVII столетия, и прослеживается рождение в их произведениях тех новых тенденций и мотивов, которые подготовили последующий расцвет драмы сентиментализма, обусловив ее художественное своеобразие.

Появление «патетических» (pathetic) трагедий Т. Отвея, Н. Ли, Дж. Бэнк-са, Т. Саутерна является ярким свидетельством постепенного усиления сентиментальной модальности в английской драматургии. Эти драматурги обратились к анализу сложного и противоречивого внутреннего мира своих героев, помещая их в ситуации, когда благородное происхождение переставало играть определяющую роль. Предметом художественного исследования становилось общечеловеческое начало, то, что роднило королей с людьми скромного происхождения - способность испытывать муки любви и ревности, ненависть. зависть. Изображение королей и принцев как частных лиц, обремененных не столько государственными заботами, сколько личными, семейными проблемами, как считалось, помогало добиться заинтересованности и живого участия (concernment) со стороны публики и поддержать высокий уровень эмоционального напряжения.

Движение к созданию «патетической» трагедии возглавил Н. Ли, пьесы которого отличались крайне напряженной интригой и погружали зрителя в мир полный бурных, неконтролируемых страстей. Н. Ли заслужил репутацию мастера создания эмоционально насыщенных сцен, изображавших остродраматические столкновения разноречивых чувств, которые одерживали верх над разумом и волей персонажей, приводя к трагической развязке. Важно, что Ли рассматривал эмоциональную отзывчивость как доказательство и даже мерило величия персонажей наряду с их способностью к героическому действию. В лучших трагедиях драматурга «Софонисба» (Sophonisba; or, Hannibal's Overthrow, 1675), «Царицы-соперницы» (The Rival Queens; or, The Death of Alexander the Great, 1677), «Митридат» (Mithridates, 1678) патетическое начало проявляется наиболее заметно. Н. Ли первым отказался от использования в трагедии рифмованного стиха, хотя специфический «декоративный» стиль, введенный Драйденом, продолжал преобладать в трагедиях конца XVII века. Замена рифмы белым стихом объяснялась желанием сократить эстетическую дистанцию между героем и зрителем, добиться более «естественного» звучания диалога. Ставя себе целью пробудить в зрителе не столько восхищение мужеством героя, сколько сострадание к его несчастьям, «патетические» драматурги старались приблизить язык трагедии к обычной речи, рассчитывая на этой основе получить более непосредственный эмоциональный отклик публики.

Пьесы Т. Отвея отличал еще больший мелодраматизм, поскольку сострадание и жалость он считал определяющим фактором эмоционального воздействия искусства. Стремясь добиться психологической убедительности и трогательности, Отвей изменил концепцию трагического протагониста: им стал персонаж пассивный, слабый, склонный к бесконечным ламентациям. Таковы герои его ранних трагедий — Алкивиад, Дон Карлос, Антиох. Впоследствии драматург отказался от использования жанровой формы героической пьесы с ее несколько абстрактными героями и напыщенной риторикой и обратился к бытовой трагедии. В «Сироте» (The Orphan, 1680) Отвей, презрев требования классицистической доктрины, вывел на сцену семью провинциальных дворян, целиком посвятив трагедию раскрытию духовного мира человека, показанного в обстоятельствах повседневной жизни, и исследованию серьезных нравственных проблем. В «Спасенной Венеции» (Venice Preserved; or, a Plot Discovered, 1682), несмотря на введенную политическую тему, внимание драматурга сосредоточено прежде всего на изображении человеческих эмоций. Следуя шекспировской традиции, Отвей представил действующих лиц как личности неоднозначные, сочетающие в себе силу и слабость, добро и зло. Стремление правдиво и просто передавать человеческие чувства обусловило использование Отвеем менее напыщенного, чем у Ли, стиля, но язык его трагедий изобилует выражениями, несущими сентиментальную окраску.

эффективным способом увеличить эмотивный потенциал произведений. Отвей создал несколько запоминающихся женских образов (Монимия, Лавиния, Бельвидера). Дж. Бэнкс в четырех последних трагедиях («Несчастный фаворит, или Граф Эссекс» {The Unhappy Favourite; or, The Earl of Essex, 1681); «Поруганная добродетель» (Virtue Betray'd; or, Anna Bullen, 1682); «Узурпатор поневоле, или Смерть Леди Джейн Грей» (The Innocent Usurper; or, The Death of the Lady Jane Gray, 1683 (опубл. в 1694)); «Королевы-островитянки, или Смерть Марии, королевы Шотландии» (The Island Queens; or. The Death of Mary, Queen of Scotland, 1684) сделал страдающую женщину главной героиней. Он отказался от восточной экзотики, что углубило ощущение реальности происходящих на сцене событий, и обратился к теме мученичества и стоицизма. Несмотря на свою принадлежность к высшим аристократическим кругам, положительные героини и герои Бэнкса лишены драматургом каких-либо честолюбивых помыслов, им чуждо величие, они стремятся обрести лишь любовь. Автор идеализировал характеры, усилив в них черты кротости, смирения и чувствительности, что способствовало созданию мелодраматического эффекта.

Наметившиеся тенденции ярко проявились в пьесе Т. Саутерна «Роковое замужество» (The Fatal Marriage; or, The Innocent Adultery, 1694). Превращение героини новеллы А. Бен из хладнокровной убийцы в невинную жертву рокового стечения обстоятельств, кротко принимающую все удары судьбы, было продиктовано желанием добиться максимальной жалости к ней со стороны публики. Снижение героического начала и усиление сентиментального отразилось не только в области характерологии, но и на композиции пьес. «Патетические» драматурги Реставрации намеренно продлевали и повторяли потенциально трогательные ситуации, тормозя действие. Язык трагедий насыщался сентиментально-мелодраматической фразеологией. Следствием всего этого становилась искусственность, преувеличенность, неправдоподобие изображаемых эмоций - черты, которые очень часто фигурируют в определениях сентиментальной драмы. Использование в «патетических» трагедиях специфических средств возбуждения ужаса, служивших своего рода «объективным коррелятом» страданий персонажей, также помогало поддерживать высокое эмоциональное напряжение. Бэнкс и Саутерн усиливали трогательное начало пьес за счет введения образов несчастных, невинно страдающих детей.

Вторая глава диссертации - «Жанровый состав и художественное своеобразие трагедий Н. Роу» - состоит из двух параграфов, в которых проводится комплексный анализ семи трагедий Н. Роу с целью определить характер взаимодействия в них героической и сентиментальной модальностей с учетом элементов классицистической поэтики, выявить просветительскую направленность произведений.

В первом параграфе - «Элементы героической драмы в художественной структуре трагедий Роу («Честолюбивая мачеха», «Тамерлан», «Улисс», «Благородный новообращенный»)» — рассматривается жанровая специфика пьес драматурга, написанных в первый период его творчества, когда он находился под значительным влиянием драматургической традиции периода Реставрации. В частности, в трагедии «Честолюбивая мачеха» (The Ambitious Stepmother, 1700) Роу обратился к сюжетной модели, которая до этого неоднократно использовалась в пьесах Оррери, Дэйвенэнта, Драйдена, изображавших дворцовые интриги. «Героический» характер пьесы подтверждают хронологическая неопределенность действия и главные действующие лица, которые воплощают традиционные типажи, присущие этому жанру. Так, Артаксеркс - сверхгерой, охваченный любовной страстью, сила которой заставляет его на время забыть даже собственные честолюбивые помыслы. Аместрия представляет собой тип добродетельной возлюбленной главного героя, во имя которой он совершает свои подвиги. Она божественно прекрасна и нежна, ее пугает мир интриг и грубой силы, она мечтает о спокойной, уединенной жизни на лоне природы вместе со своим возлюбленным. Обращение к мотиву эскапизма, изображение пасторальной идиллии, которая противопоставлялась окружающей действительности, воспринимавшейся как источник потенциального зла, были распространенными приемами героической драмы, испытавшей влияние поэтики барокко. Язык трагедии «Честолюбивая мачеха» несет на себе отпечаток декоративного «героического» стиля, обильно используется соответствующая лексика (heroic love, glory, valour, honour, piety, fierce, haughty, furious). Очевидна ориентированность этой пьесы на формальное следование классицистическим образцам. Роу соблюдает требования драматических единств, действие развивается последовательно и является цельным, однако его напряженность несколько снижается из-за обилия любовных сцен.

«Честолюбивой мачехи» дает основания говорить о появлении в ней предпосылок сентиментализма. В посвящении к пьесе и в прологе Роу провозгласил своим литературным наставником Т. Отвея, ясно заявив свое намерение пробудить в зрителях не восхищение, а сострадание, «воззвать к глубинам сердца». Опираясь в понимании функций трагедии на суждения Аристотеля, Роу давал новую трактовку катарсиса и считал, что публика «должна замирать от страха в нескольких местах произведения, но всегда в заключение испытывать жалость и с этим чувством покидать театр...». Жалость Роу определял как «род печали, проистекающей от душевной доброты», и эта печаль «хоть и тревожит, но все же не является совершенно неприятной для того, кто ее испытывает». Героика Драйдена и Оррери определяет характер стиля первых актов пьесы, но уже с третьего акта тон произведения ощутимо меняется, акцент переносится с демонстрации мужества на мелодраматические эффекты, характерные для любовно-психологических трагедий Отвея. Драматург продлевает трогательные сцены, дает «патетическую» трактовку образа Клеоны. Характер вставшей перед ней дилеммы, так же как и способ ее разрешения, предвосхищают скорое появление сентименталистских трагедий, в которых герой или героиня интуитивно признают верховенство общечеловеческого закона сострадания над менее значительными, частными принципами. Клеона способна последовать голосу сердца, в этом проявляется ее благородство, и смерть для нее не наказание, а возможность обрести покой, освободиться от страданий. Кроме сцены самоубийства Клеоны показателен в этом плане эпизод прощания умирающей Аместрии с Артаксерксом. Пьеса «Честолюбивая мачеха» является примером синтеза жанровых черт героической и классицистической трагедий и, одновременно, свидетельством усиления сентиментальной модальности в драматургии начала XVIII века. Это попытка молодого драматурга вложить в традиционную жанровую форму новое содержание. Она иллюстрирует одно из направлений развития героической драмы после того, как пик ее популярности прошел.

Свою вторую пьесу «Тамерлан» (Tamerlane) Н. Роу пишет в 1701 году. В ней он собирается «рассказать о славе, завоеванной древними героями», и, снова подражая ориенталистским образцам героической драмы, обращается к истории далекого экзотического Востока. Драматурга привлекла личность азиатского правителя Тамерлана. В его лице он нашел «благочестивого государя» - миротворца, стремящегося не столько утверждать собственное величие, сколько заботиться о благе своей страны. Формально пьесу также можно отнести к разряду «героических». Тема и сюжет, высокородные персонажи и экзотический колорит - все это служит главной задаче этого жанра - вызывать у зрителя чувство восхищения. Герои резко поделены на положительных и отрицательных, их характеризация последовательна. Сущность конфликта определяется в первом акте, и далее интерес поддерживается напряженным развитием сюжета. В то же время те изменения, которые драматург внес практически в каждый элемент традиционной модели, дают основание предположить, что он, интуитивно чувствуя меняющиеся потребности публики, экспериментировал с устоявшейся жанровой формой с целью добиться максимально эффективного выполнения трагедией своих функций. Влияние сентиментальной модальности и просветительской идеологии проявляется в этой трагедии еще заметнее, чем в предыдущей.

Протагонист у Роу во многом отличается от канонического сверхгероя. Тамерлан представлен благородным защитником слабых и угнетенных, который вступает в войну не с целью утвердить собственное величие, продемонстрировать доблесть или добиться славы. В войне он, прежде всего, видит ужас и страдания людей, грозную разрушительную силу, а не развлечение великих. Его воинская доблесть не вызывает сомнений, но, будучи храбрым и решительным в бою, он выступает за мирное урегулирование конфликтов между монархами, так как считает этот путь более всего отвечающим человеческой природе. Тамерлан считает себя «орудием в руках божьих», причем его религиозность сочетается с веротерпимостью. Такая позиция героя была близка убеждениям самого драматурга, который решительно выступал против религиозного фанатизма. Тамерлан считает главной целью своей жизни преобразование мира в соответствии с гуманистическими идеалами. Для него только служение общественному благу - достойный путь к славе и бессмертию. Этот герой - обобщенный образ просвещенного монарха, способного, по мнению просветителей, превратить несовершенное общество в царство разума и гармонии. Вполне очевидно, что Н. Роу разделял исторический оптимизм просветителей. Победа Тамерлана над Баязетом для драматурга не просто исторический факт, в пьесе это символ грядущего торжества разумного, нравственного начала в мире. Общественно-политическая проблематика, характерная для героической и классицистической трагедий, соединяется в «Тамерлане» с темой идеальной любви, пробуждающей жалость к страданиям героев. Для усиления эмоционального воздействия Роу в этом произведении применял те же приемы, что и в «Честолюбивой мачехе».

Трагедия «Улисс» (Ulysses, 1705) также может быть названа просветительской актуализацией известного сюжета. В прологе автор выразил намерение прославить семейные ценности. Обращение к теме частной, «домашней» жизни, возвышение бытовых добродетелей подготавливало почву для возникновения жанра сентименталистской трагедии, которая, будучи приближена к повседневной жизни большинства людей, лучше отвечала как нравственным идеалам, так и реальным жизненным условиям развивавшегося буржуазного общества. Нравственная чистота, преданность мужу и терпение целомудренной супруги героя Пенелопы должны были послужить объектом восхищения публики и образцом для подражания. Перемещая акцент с честолюбивого и доблестного героя на страдающую героиню, Роу стремился усилить эмоциональное воздействие пьесы на зрителей, так как считал пробуждение жалости в их сердцах залогом эффективности выполнения трагедией ее дидактических функций.

За сюжетом и характерами для следующей пьесы «Благородный новообращенный» (The Royal Convert, 1707) драматург вслед за Дж. Бэнксом намеренно обратился не к античной, а к национальной истории. Действие пьесы происходит в Англии «спустя примерно двадцать лет после первого вторжения саксов» в Британию, а ее главным героем является Ариберт- брат саксонского короля Хенгиста, женившийся на христианке Этелинде и сам обратившийся в христианство. Будучи лишен честолюбия и непомерной гордости, которые отличали канонических сверхгероев, Ариберт готов отказаться от всех атрибутов власти и величия ради тихой, спокойной семейной жизни. Будучи лишен честолюбия и непомерной гордости, которые отличали канонических сверхгероев, Ариберт готов отказаться от всех атрибутов власти и величия ради тихой, спокойной семейной жизни. В его характере сохранились лишь отголоски того сверхчеловеческого бесстрашия, которым восхищались зрители героических пьес эпохи Реставрации. В наиболее драматический момент действия он решает положиться на Провидение и ждать спасения от высших сил. Смирение, с которым Ариберт подчиняется судьбе, вполне согласуется с его христианскими идеалами, верность которым он декларирует и ради которых идет на смерть. Характер Этелинды представляет больший интерес, хотя из всех главных действующих лиц она менее всего влияет на развитие действия. Несмотря на свое сходство с другими прекрасными и нежными, незаслуженно страдающими героинями Роу, Этелинда-первая, кто страдает не только из-за своей любви, но и вследствие решительного отказа отступиться от своей религии. Иными словами, мотив мученичества в этой пьесе выражен более отчетливо, и характер страданий, которые испытывает Этелинда, выводит ее за рамки определения «несчастная красавица» и приближает к разряду героев-великомучеников, вызывающих восхищение твердостью в отстаивании своих убеждений. Таким образом, пьеса «Благородный новообращенный» представляет собой синтез жанровых черт героической пьесы и «патетической» трагедии, и эти разнородные жанровые начала сбалансированы драматургом так, что попытка выделить какое-то одно из них в качестве главного неминуемо приведет к разрушению художественной ткани пьесы. Характер развязки - скорее патетической, чем трагической - дает основание назвать произведение трагикомедией или же просто «серьезной пьесой». Композиция напоминает стереотипные героические драмы, но в произведении достаточно много жанрово-стилевых элементов, характерных для сентименталистских пьес.

— «Воплощение сентнментальной модальности в «женских трагедиях» Н. Роу («Кающаяся красавица», «Трагедия Джейн Шор», «Леди Джейн Грей»)».

Роу достаточно быстро разочаровался в жанре героической драмы, ставившей нравственные проблемы в самом абстрактном виде и отличавшейся гиперболизмом героев, одержимых честолюбивыми помыслами, и напыщенностью стиля, отмеченного тирадной патетикой. Такие произведения, по мнению драматурга, не способны были вызвать отклик «среднего» зрителя. В «Кающейся красавице» {The Fair Penitent, 1703) Роу заключил действие в рамки семейного круга и поставил в центр внимания не благородного героя, а несчастную женщину, совершившую трагическую ошибку и обреченную на страдания. За основу драматург взял пьесу Ф. Мэссинджера и Н. Филда «Роковое приданое» (The Fatal Dowry, опубл. в 1632 г.), приведя ее в соответствие с господствовавшей классицистической доктриной. Структуру трагедии определяет конфликт долга и чувства. Главная героиня Калиста вынуждена, подчиняясь воле отца, выйти замуж за нелюбимого, но добродетельного юношу Альтамонта. Калиста обладает сильным характером, волей и изобретательностью, что отличает ее от кротких и пассивных героинь «патетических» трагедий, но ей сложно совладать со своими чувствами. Любовь к молодому повесе Лотарио, соблазнившему ее, уязвленная гордость и мучительное чувство вины и раскаяния в грехе борются в душе героини, порождая неисчислимые страдания как для нее самой, так и для ее близких. Бунт Калисты против двойных стандартов поведения для мужчин и женщин придает конфликту как нравственную, так и социальную природу. Образы главных действующих лиц сложны и противоречивы, сочетают в себе «свет и тень», что делает их психологически убедительными. Жизненная сила и обаяние Лотарио мотивирует грех Калисты, не устоявшей перед искушением. Гибель этих персонажей, очевидно, замышлялась как торжество «поэтической справедливости». Альтамонт олицетворяет собой образец молодого джентльмена, доброго по природе и сострадательного. Он готов полностью простить Калисту и даже умереть вместе с ней, если она того захочет. Его речь лирична, в ней отсутствуют напыщенность и воинственный дух, свойственные героическим персонажам. Он говорит не о честолюбивых помыслах, а о тихом семейном счастье и нежной супружеской любви, которую не остудят ни несчастья, ни болезни, ни старость. В критике сложилось мнение об Альтамонте как о слабом характере, однако его самоотречение и бескорыстная любовь к Калисте приводят героиню к осознанию своей роковой ошибки и раскаянию. Друг Альтамонта Горацио выступает в функции выразителя авторских идей, дающего моральную оценку происходящего, его жена - мягкая и уступчивая Ла-виния - олицетворяет собой образцовую супругу. «Кающаяся красавица» -первая пьеса Н. Роу в жанре «женской трагедии», привлекшей драматурга своими возможностями эмоционального воздействия на зрителя с целью пробудить жалость и вызвать слезы. Именно к чувству жалости систематически апеллируют действующие лица: сначала наперсница Калисты взывает к жалости Лотарио, затем Горацио жалеет друга, жалость же помогает им помириться после ссоры, Калиста просит отца быть милосердным, и, наконец, в финале следует сцена прощения умирающей грешницы. Стремление автора поддерживать необходимое эмоциональное напряжение проявляется в продлении мелодраматических сцен, в многократном использовании образа человека, измученного невыносимыми страданиями и стремящегося обрести вечный покой в смерти или отшельничестве, в двукратном откладывании ожидаемого самоубийства главной героини, в попытке привлечь на сцену готические ужасы. Это произведение может быть рассмотрено как часть культурного проекта просветителей, направленного на формирование буржуазной этики, и как художественное исследование человеческой природы, диалектики человеческой души.

Нарастание тенденций нарождавшейся сентиментальной драмы достаточно ярко отразилось в пьесе «Трагедия Джейн Шор» (The Tragedy of Jane Shore, 1714). Несмотря на то, что в ней затрагиваются государственные дела и среди действующих лиц есть особы королевской крови, в целом, она развивает темы, характерные скорее для частной, чем для общественной жизни -любовь, супружеская верность, взаимоотношения в семье, милосердие. Показательно, что главная героиня этой трагедии, Джейн Шор, не обладает высоким социальным статусом. Она представлена как раскаивающаяся грешница, сожалеющая о своей вынужденной супружеской неверности и стремящаяся удалиться от королевского двора, чтобы провести остаток жизни в молитвах о прощении. Тот факт, что она подвергается преследованиям со стороны могущественного Лорда-Протектора герцога Глостера не столько по причине своей супружеской измены, сколько из-за нежелания участвовать в придворной интриге и помочь ему завладеть короной Англии в обход законных наследников, вызывает еще больше сочувствия к ее страданиям. По сути, она жертвует собой ради других, более слабых, поступая благородно с точки зрения человечности и морали, хотя считает обрушившиеся на нее несчастья заслуженным наказанием за прошлые грехи. Как большинство положительных героев сентиментальных драм, Джейн Шор пассивна, в ее характере отсутствует внутренний конфликт. Восхищение вызывает стойкость, с которой героиня переносит нравственные и физические страдания, оставаясь верной гуманистическому моральному кодексу. Акцент на ее беззащитности перед более сильным и беспринципным противником, на способности прощать и готовности к самопожертвованию призван пробудить сочувствие публики и жалость к ее судьбе. Образ Джейн Шор противопоставлен в пьесе образу другой героини - ее подруги Алисии. Сходство внешних обстоятельств жизни двух женщин в начале действия подчеркивает огромную разницу в их поведении и жизненных установках. Они обе одинаково согрешили, но, когда любовной связи пришел конец, их реакции прямо противоположны. Джейн не просто сожалеет, она тяжко переживает свой грех и принимает твердое решение вести добродетельную жизнь, чтобы постараться искупить его. Али-сия же преследует своего покровителя, надеясь вернуть его, а когда понимает тщетность своих усилий - стремится любыми средствами ему отомстить. Разные финалы, к которым приходят героини, призваны демонстрировать справедливость Провидения. Джейн умирает, примирившись с мужем и получив его прощение, поскольку она искупила свой грех невыносимыми страданиями. В смерти она обретает долгожданный покой и умиротворение. Алисия, не способная ни простить, ни по-настоящему покаяться, сходит с ума и, преследуемая ужасными видениями, обрекает себя на еще большие муки.

Последняя пьеса Н. Роу «Леди Джейн Грей» (Lady Jane Gray, 1715)-также может служить примером того, как сюжет, взятый из английской истории, приобретал актуальный для своего времени характер. Нестабильная политическая ситуация 1714-1715 годов обострила общественный интерес к проблемам престолонаследия и религиозных разногласий. Тематика пьесы затрагивает не только область семейных взаимоотношений, но и сферу государственных дел. Роу выступил против сторонников абсолютизма и поддерживавшей их католической церкви, поскольку католицизм ассоциировался в английском общественном сознании с тиранией и беззаконием. Политическое звучание пьесы подчеркнуто в эпилоге, где автор призывает хранить верность своей религии, соблюдать принципы законности и противостоять попыткам посеять в обществе раздор. Джейн Грей представлена в первую очередь как стойкий патриот и религиозная великомученица, а не как жена, страдающая от семейных неурядиц. Драматург сделал героиню безукоризненно добродетельной, почти святой, чтобы она вызывала восхищение зрителей высокими моральными качествами и служила им примером для подражания. Однако характер Леди Джейн Грей идеализирован драматургом до такой степени, что она теряет сходство с обыкновенной земной женщиной, и это препятствует появлению в душе рядового зрителя того острого сострадания и жалости, которые пробуждала героиня предыдущей «женской трагедии» - Джейн Шор. Первая дилемма, перед которой оказалась Джейн Грей, типична для классицистической трагедии. Героиня вынуждена делать выбор между стремлением к тихой, незаметной жизни и долгом, причем долг требует, с одной стороны, соблюдать закон о порядке престолонаследия, а с другой - защищать свободу своего народа и выражать дочернюю покорность родительской воле. Джейн сознательно жертвует своим счастьем ради интересов своей страны и нации. Однако она делает это, подчиняясь не столько рассудку, сколько эмоциональному порыву: она соглашается принять корону только после того, как слышит впечатляющее описание неминуемой ужасной гибели ее мужа и родных в случае ее отказа. Характер второй дилеммы, которая встает перед Джейн (жизнь и счастье или верность какому-то высокому идеалу, в данном случае своим религиозным убеждениям), роднит пьесу с произведениями сентиментализма. Джейн Грей изображается невинной жертвой интриг, вынужденной страдать не по причине собственного несовершенства или ошибки, а из-за чужой злой воли и рокового стечения обстоятельств. Создание любовного треугольника, мотив соперничества двух благородных и одинаково достойных героев - уравновешенного и мягкого Гилфорда и энергичного, импульсивного Пембрука - должны были придать действию большую напряженность и динамику, поддержать интерес публики к развязке конфликта. Ссора между ними заканчивается примирением, так как благородство и искренность Гилфорда будят в душе Пембрука эмоциональный отклик и помогают прийти к пониманию того, что общечеловеческие ценности - великодушие и милосердие - намного важнее, чем личные или узкопартийные интересы. В этой пьесе критерием разделения людей на нравственных и безнравственных является не религиозная принадлежность, а их приверженность гуманистическим идеалам, причем такие черты, как чувствительность и способность к сопереживанию, являются залогом моральной стойкости человека и гарантом его нравственного поведения.

В заключении

Драматургия Н. Роу является своеобразной точкой пересечения и взаимодействия разнородных стилевых и жанровых образований. Эклектический характер его творчества, переплетение в его произведениях жанровых черт героической драмы с классицистическими тенденциями и сильными сентиментальными мотивами обусловлены переходным характером эпохи, в которую он жил и творил. В своих художественных поисках Роу опирался на национальные традиции драмы предшествовавших этапов Возрождения и Реставрации и творчески осваивал достижения французских драматургов-классицистов. Однако он не боялся нарушать установленные правила, если это было необходимо для достижения поставленной цели, не являлось отступлением от правдоподобия и не противоречило здравому смыслу. По мнению Роу, главными достоинствами произведения были искренность и следование природе. Это служит еще одним подтверждением умеренного характера английского классицизма.

Роу опирался на принцип социальной стратификации жанров, требовавший выводить в трагедиях высокородных героев и соблюдать декорум. При этом он пытался найти трагическое (и героическое) и в обыденной жизни, обосновав необходимость обращения к таким темам, как любовь, милосердие, брак против воли, супружеская верность, семейные взаимоотношения. В большинстве пьес они не менее значимы, чем проблемы власти, религии, морали, гражданских прав и обязанностей, взаимоотношений государства и церкви. Постепенный отказ драматурга от изображения монархов, стремящихся к сохранению и укреплению своей власти, и намеренное ограничение действия рамками семейного круга свидетельствуют о том, что влияние героической модальности в его произведениях со временем слабело, а сентиментальная модальность, наоборот, проявлялась все сильнее. Круг интимных, семейных проблем, знакомых практически каждому человеку, позволял драматургу обращаться непосредственно к чувствам аудитории, содействуя получению нужного эмоционального отклика.

В основу разделения действующих лиц на положительные и отрицательные персонажи Роу положил наличие или отсутствие у них чувствительности, способности к состраданию и жалости. В пьесах часто встречается мотив ссоры героев, за которой следуют раскаяние, прощение и примирение. Героев, готовых проявить милосердие к тем, кто причинил им зло, либо способных искренне раскаяться в неподобающем с точки зрения «чувствительного» человека поведении, в трагедиях Роу гораздо больше, чем лицемерных и невосприимчивых к голосу сердца злодеев. Это может служить свидетельством веры драматурга в добрую природу человека. Сентиментальную модальность в пьесах Роу представляют кроткие и пассивные, безукоризненно добродетельные герои и героини, однако драматург не всегда прибегал к идеализации. Соединение в характерах персонажей высокого нравственного потенциала с вполне объяснимыми человеческими слабостями помогало придать им индивидуальность и большую достоверность, способствуя получению более живого эмоционального отклика со стороны публики.

В прологах Роу неоднократно высказывал мысль, что сострадательное сердце, способность откликнуться искренними слезами на чужое горе - это доказательство добродетели человека. В достижении дидактической цели трагедии драматург полагался не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сторону зрительского восприятия: наряду с моральным наставлением в форме рационального, словесного убеждения, пьесы Роу формируют и развивают чувствительность зрителя, вызывая потрясение. Это также доказывает близость драматурга сентиментализму. Создавая психологически сложные образы протагонистов, концентрируя внимание зрителя не на действии, а на переживаниях героев, сознательно продлевая и дублируя трогательные сцены, Роу увеличивал эмотивный потенциал пьес. В ряде произведений он нарушил принцип поэтической справедливости, изобразив трагическую гибель положительных персонажей, и сделал страдающую женщину главной героиней, поскольку это также позволяло ему сделать произведение более трогательным. Автор изображал возвышенные чувства персонажей, избегал комических элементов, проявлений грубости или непристойности в речи действующих лиц, т. е. всего того, что могло разрушить или ослабить желаемый эффект. По той же причине им исключались или сводились к минимуму побочные сюжетные линии. Своеобразным итогом творческих поисков Роу являются его «женские трагедии», в которых влияние сентиментальной модальности проявилось наиболее ярко.

традиции, героической и «патетической» трагедии периода Реставрации, классицистической трагедии), так и переходности. Подход к изображению характеров, тематика пьес, их бытовой колорит и специфический характер эстетического завершения - все это позволяет рассматривать Н. Роу как драматурга, который подготовил почву для появления сентиментальной («мещанской») драмы. Плодотворность его художественных исканий убедительно доказала деятельность драматургов зрелого Просвещения.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях.

1. Публикация по списку изданий, рецензируемых ВАК: Загриева О. Е. Исторический конфликт и его интерпретация в трагедии Н, Роу «Леди Джейн Грей» (1715) // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: Специальный выпуск по материалам представительства Центра общественных наук МГУ в Вятском социально-экономическом институте. - 2006. Октябрь. - С. 34-42. — 0,5 п. л.

2. Поляков О. Ю., Загриева О. Е. Николас Роу о Шекспире // Актуальные проблемы современной филологии. Литература: Сб. статей по мат-лам Всероссийской научно-практической конференции. - Киров, 2003. - С. 120-122. - 0,2 пл.

3. Загриева О. Е. Творчество Н. Роу в оценке Сэмюэла Джонсона // Компаративистика: современная теория и практика. Международная конференция и XIV съезд англистов (13-15 сентября 2004 г.). - Самара: Изд-во СГПУ, 2004. Т. 2. - С. 290-293. - 0,2 п. л.

«Прекрасная грешница» (The Fair Penitent) // XVI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов конференции «Образы иной культуры в национальных литературах» (6-9 апреля 2004 года). - М.: МПГУ, 2004. - С. 57. - 0,1 п. л.

5. Загриева О. Е. Истоки сентиментальной драмы в творчестве Николаса Роу (The Fair Penitent) II Всемирная литература в контексте культуры: Сборник научных трудов по итогам XVI Пуришевских чтений. - М.: МПГУ, 2004. -С. 39^7. -0,5 п. л.

6. Загриева О. Е. Жанровые особенности английской сентиментальной драмы начала XVIII века И Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания: Межв. сб. науч. трудов. — Вып. 2 / Отв. ред. О. Ю. Поляков ; ВятГГУ. - Киров, 2005. - С. 30-38. - 0,5 п. л.

7. Загриева О. Е. Мир женских чувств в драматургии Николаса Роу («Трагедия Джейн Шор») // Повседневность как текст культуры: материалы международной научной конференции «Повседневность как текст культуры». Киров, 27-29 апреля 2005 года. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. С. 176-183. -0,4 п. л.

8. Загриева О. Е. Героическое и сентиментальное в просветительской трагедии Н. Роу «Тамерлан» // Всемирная литература в контексте культуры: Сборник научных трудов по итогам XVII Пуришевских чтений / Отв. ред. М. И. Никола / М.: МПГУ, 2005. - С. 14-24. - 0,7 п. л.

«Улисс» Н. Роу как просветительская интерпретация античного сюжета // Диалог культур: литература и межкультурная коммуникация: Сборник материалов международной научной конференции «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» 1-2 декабря 2005 года. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. - С. 91-94. - 0,2 п. л.

Сборник материалов международной конференции (4-7 апреля 2006 года) / Отв. ред. М. И. Никола, отв. ред. выпуска В. Н. Ганин- М.: МПГУ, 2006. -С. 39^10. -0,1 п. л.

11. Загриева О. Е. «Фарсалия» Лукана в переводе Николаса Роу // Литература Великобритании и Романский мир: Тезисы докладов Международной научной конференции и XVI съезда англистов 19-22 сентября 2006 года / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - С. 40-41. - 0,1 п. л.

Примечания.

1. В течение последних двадцати лет был защитен целый ряд диссертационных исследований (и кандидатских, и докторских), авторы которых обратились к изучению литературной теории и художественной практики этого значимого этапа в истории английской литературы. См. напр.: Сидорченко, Л. В. Творчество Александра Поупа и формирование английского просветительского классицизма конца XVÏÏ— первой четверти XVIII вв.: Дис. ... д-рафилол. наук. -Л., 1988; Кожевников, М. В. Система жанров в творчестве Джозефа Ад-дисона: Дис. .. . канд. филол. наук. - M, 1991; Поляков, О. Ю. Джон Деннис и развитие жанра классицистической трагедии в Англии начала XVIII века: Дисс... канд. филол. наук, - Киров, 1995; Галлямова, М. С. «Лондонский купец« Джорджа Лилло: (Особенности жанра, истоки и эволюция): Дис. ... канд. филол. наук. -Магнитогорск, 2004. Появилось и несколько монографий. См. напр.: Сидорченко, Л. В. Александр Поуп: в поисках идеала- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987; Сидорченко, Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века. СПб., 1992; Поляков, О. Ю. Развитие теории жанров в литературной критике Англии первой трети XVIII века (газетно-журнальная периодика). - М., 2000; Кожевников, M. В. Плачущая муза. Английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров. - Магнитогорск, 2001.

-London, N. -Y.: Longman, 1988. - P. 137; Evans, I. A short history of English drama. - London, 1965. - P. 129; История западноевропейского театра: в В томах. Т. 2 /Под общ. ред. С. С. Мокульского. -М.: Искусство, 1957. - С. 31.

3. Этот вопрос был поднят М. В. Кожевниковым. Проанализировав комедии К. Сиббера и Р. Стила, он пришел к выводу, что хронологические рамки английского сентиментализма могут быть сдвинуты к началу XVIII века. Кожевников, М. В. Плачущая муза. Английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров. -Магнитогорск, 2001. - С. 4.

4. Поляков, О. Ю. Джон Деннис и развитие жанра классицистической трагедии в Англии начала XVIII века: Дисс... канд. филол. наук. -Киров, 1995. -С. 88-95.

5. Чебышев А. А. Очерки из истории европейской драмы,- СПб., 1897. - С. 98. Дживелегов, А. К., Бояджи-евГ. История западноевропейского театра: От возникновения до 1789 года. - М. -Л.: Искусство, 1941. -С. 421^425. Аникст А. А. Английский театр // История западноевропейского театра: в 8 томах. Т. 2 ! Под общ. ред. С. С. Мокудьского. - М.: Искусство, 1957. - С. 36-38. Гражданская 3. Т. Английская литература // История зарубежной литературы XVH1 века'. Страны Европы и США / В. П. Неустроен [и др.] ; Под ред. В. П. Неустроева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство МГУ, 1984. С. 27. Ступников, И. В. Английский театр, конец XVII- начало XVIII века, - Л.: Искусство. Ленинградское отд-ние, 1986,- С. 20-21. Donaldson, I. Drama from 1710 to 1780 // Diyden to Johnson / Ed. by Roger Lonsdale. - London, 1971. P. 190-213. Nicoll, A. British Drama. - 5lb ed. rev. and reset. - London, 1962. - P. 165-167. Brown, Laura. English dramatic form, 1660-1760: An essay in generic history. -New Haven; London: Yale university Press, cop. 1981.

Sentimental Drama [Text] / A. Sherbo. - East Lansing, Michigan, 1957. - P. 132,138. Bums, L. C. Pity and Tears: the tragedies of Nicholas Rowe. - Salzburg: Salzburg univ. press, 1974. - P. 247.