Приглашаем посетить сайт

Зыкова Е. П. Русская природа и русская цивилизация в изображении английских авторов XVIII века

РУССКАЯ ПРИРОДА И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ
АНГЛИЙСКИХ АВТОРОВ XVIII ВЕКА.

Е. П. Зыкова (ИМЛИ РАН)

Россия и русские в художественном творчестве зарубежных писателей XVII – начала XX веков: Материалы “круглого стола” (5 декабря 2006 года) в ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

http://www.nrgumis.ru/articles/archives/full_art.php?aid=52&binn_rubrik_pl_articles=253#Tchek

Мне хотелось бы поразмышлять об образе России в европейской литературе XVIII века. В это время предпринимаются ранние попытки определения национального своеобразия европейских культур, причем большую роль играет в них принцип зависимости характера народа от природных условий, в которых он проживает. Эти идеи развивает, в частности, Джеймс Томсон в своем знаменитом цикле поэм «Времена года» (1726-1730). В "Лете" он изображает роскошную природу тропиков (Африки, Индии, Латинской Америки), которая без помощи труда дарит человеку великолепные фрукты, как будто бы напоминая о золотом веке. Но обратной стороной этого изобилия являются свирепые бури и ураганы, тигры, крокодилы, анаконды и прочие бедствия.

Еще более важно, что такой климат будит в человеке темные страсти: злобу, ненависть, гнев, ревность, месть, мешает развиваться умеренности, миролюбию, склонности к размышлению, поэтому народы, живущие в таких условиях, лишены власти законов, обеспечивающих свободу, склонны к тираническому правлению. В "Зиме" Томсон обращается к примеру России, где слишком суровый климат приводит к прямо противоположным последствиям – губит всякую инициативу: здесь инертное население, погребенное под снегом, не развивается, не предпринимает никаких усилий, чтобы улучшить свое состояние, и только реформы Петра Великого его немного пробудили ото сна. Золотая середина – это, понятно, Англия с ее умеренным климатом и плодородными полями, работящим и свободолюбивым народом, сельским изобилием, богатством городов, купеческой предприимчивостью, успехами в мореплавании и т. д. Таким образом, Россия в этой схеме занимает позицию северного «полюса» мировой истории, как страна, развитие которой тормозится неблагоприятными климатическими условиями. Так создается миф о России как о стране вечного снега, погруженной в сон и почти лишенной исторического развития.

посещение английских верфей, произвело большое впечатление на английское общество. В начале XVIII в. в Англии появляются первые биографии Петра, к одной из которых, как считается, приложил руку Даниэль Дефо, много работавший в биографическом жанре. Преобразования Петра, пошедшего по пути заимствования не только передовых технологий, но и обычаев и традиций европейской жизни, естественно, воспринимались в Европе как попытка «цивилизовать» Россию. Мнения о том, насколько эта попытка оказалась успешной, были различными, но чаще скептическими (Здесь можно сослаться на биографию Петра I, которая была заказана русским двором Вольтеру и на которую возлагалось так много ожиданий, оказавшихся напрасными). Тем не менее они способствовали росту интереса к России, в том числе в области торговли.

«Дальнейшие приключения Робинзона Крузо…»), посвятил путешествию Робинзона с торговым караваном от границ Китая через всю Сибирь и север европейской части России в Архангельск.

Сибирь предстает у Дефо как дикий, почти необжитый край, населенный различными племенами, многие из которых не знакомы с христианством. В одном из эпизодов Робинзон с несколькими спутниками разбивают ночью деревянные статуи идолов, после чего им приходится спасаться от гнева местных жителей, в чем им помогает русский воевода. Дефо, как показал академик М. П. Алексеев, опирался на записки путешественников, изучал карты России своего времени, и его повествование опиралось на солидную документальную основу, так что его трудно упрекнуть в незнании изображаемой страны или извращении фактов. Однако благодаря тому, что он старательно обошел вниманием все обжитые и цивилизованные области России, его роман способствовал формированию представлений европейцев о России как о «восточной» стране, стране нехристианской и неевропейской.