Приглашаем посетить сайт

Бахмутский В. Я.: Кребийон (Crébillon), Проспер Жолио.

Кребийон (Crébillon), Проспер Жолио.

Краткая литературная энциклопедия.

́Н (Crébillon), Проспер Жолио (Jolyot) (13. II. 1674, Дижон, — 17. VI. 1762, Париж) — франц. драматург. Чл. Франц. академии с 1731. Выступил с трагедиями «Смерть детей Брута» («La mort des enfants de Brutus», 1705) и «Идоменей» («Idomenée», 1705). Лит. славу К. принесли трагедии «Атрей и Фиест» («Atrée et Thieste», 1707), «Электра» («Electre», 1708) и особенно трагедия «Радамист и Зенобия» («Rhadamiste et Zénobie», 1711, рус. пер. 1811), имевшая огромный успех. После провала «Ксеркса» («Xerxès», 1714) и «Семирамиды» («Sémiramis», 1717) К. долго не писал для театра и лишь в 1726 пост. трагедию «Пирр» («Pyrrhus»), Последние трагедии — «Катилина» («Catilina», 1748, рус. пер. 1783) и «Триумвират» («Le triumvirat», 1754), написанные в соперничестве с Вольтером, были встречены холодно. Творчество К. — выражение упадка франц. классицизма. Его трагедии утрачивают обществ. содержание, превращаются в придворные мелодрамы, изображающие частную жизнь дворянства. Отсутствие истинно трагич. содержания К. пытается восполнить внешними театр. эффектами, нагромождением ужасов, созданием патологич. характеров, усложненной интригой. В атмосфере всеобщего распада и хаоса, к-рая царит в пьесах К., отразился кризис дворянского об-ва 18 в.

Œuvres complètes, v. 1—3, P., 1785; Œuvres, v. 1—3, P., 1832.

— М., 1919; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 602—04; Dutrait M., Etude sur la vie et le théâtre de Crébillon, Bordeaux, 1895; Brunétière F., Les époques du théâtre français, P., 1914; Lancaster H. C., French tragedy in time of Louis XV and Voltaire (1715—1774), v. 1—2, Balt., 1950.