Приглашаем посетить сайт

Балашов Н. И. Колкий Бомарше.

Пьер Бомарше (1732 – 1799)

КОЛКИЙ БОМАРШЕ

«Колкий» — так Пушкин в стихо­творении «К вельможе» назвал Бо­марше. Он первоначально написал «блестящий Бомарше», затем — «ми­лый Бомарше», но остановился на слове «колкий», потому что «бле­стящий» и «милый» Бомарше заме­чателен прежде всего остротой, «колкостью» своих разивших фео­дализм произведений.

­рижского часовщика Карона. Моло­дой Пьер Огюстен Карон, будущий писатель, выдвинулся, усовершен­ствовав устройство часов. Пригла­шенный ко двору, он ухитрился преподавать музыку дочерям Лю­довика XV. Придворные связи позволили Карону стать компаньоном одного финансиста и купить право на дворянскую фамилию де Бомар­ше. «Никто не осмелится, — ирони­чески говорил он сам, — оспаривать мое дворянство: ведь в кармане у меня лежит квитанция!»

После смерти компаньона Бомар­ше его недобросовестный титуло­ванный наследник затеял процесс, угрожавший будущему писателю полным разорением. Бомарше вы­нужден был вести этот процесс, на­ходясь в тюрьме, куда он был отправлен без суда по требованию глумившегося над ним герцога де Шон. Бомарше проиграл процесс. Оставался один выход — вынести де­ло за стены неправого официаль­ного суда, обратиться к суду наро­да. И вот Бомарше в четырех «Па­мятных записках» рассказывает об­щественности о злополучном тече­нии своего судебного дела. Значе­ние «Записок» выходило далеко за рамки отдельного случая. Простым, доступным языком, смело и образ­но раскрывалась в «Записках» по­рочность всей системы тогдашнего судопроизводства.

­ше писал для театра. В ходе борьбы с феодальным произволом его ли­тературный талант вырос, и он создал свои знаменитые комедии «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1781). Но в последние годы своей жизни (Бо­марше умер в 1799 году) писатель начал отставать от века; выявилась ограниченность его взглядов, и творческая активность писателя спала: он не мог понять и выразить суровую героику революции.

«Женитьба Фигаро» — вершина творчества Бомарше. Жизнерадост­ность и здравомыслие французского народа соединились в пьесе с историческим оптимизмом и беспощадным остроумием просветите­лей. Постановка этой комедии, осу­ществленная после трех лет упор­ной борьбы, показала, что королевской власти больше не под силу контролировать положение в стра­не. Пусть действие «Женитьбы Фи­гаро» якобы происходило в Испа­нии, всем было ясно, что комедия показывала нелепость и гнилость всего феодального уклада Франции и с непочтительным веселым сме­хом провожала его на свалку исто­рии.

­го порыва комедии Бомарше как бы сами просились на музыку. На тему «Севильского цирюльника» было написано несколько опер, из которых особенно известна создан­ная после смерти Бомарше опера Россини (1816). Еще более замеча­тельной была музыкальная судьба «Женитьбы Фигаро», по которой в 1786 году написал оперу Моцарт. Соединенные с музыкой Россини и Моцарта, комедии Бомарше поль­зуются неизменной любовью слушателя и зрителя.