Приглашаем посетить сайт

Браудо Е. Французская комическая опера и ее история от Руссо до Гретри.

Браудо Е.

Французская комическая опера и ее история от Руссо до Гретри.

Е. М. Браудо. Всеобщая история музыки


Том 2. От начала 17 до середины 19 столетия. М., 1930.
Глава 20

http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/braudo/

Зачатки французской комической оперы могут быть усмотрены в так называемых водевилях. Значение слова водевиль еще до сих пор не разъяснено окончательно. Его производили от «Voix de villa» — голос города, то-есть различные выклики торговцев, разносящих свои товары или от «Vaul de ville» - vaul - производное от valoir («то, что принято в городе», любимые песни города). Такие песни были очень распространены уже в 17 веке и в 1703 году вышел сборник их Баляра «Brunettes оu petits airs tenures, avec les doubles et la basse continue, meslees de chansons a danser, recueillies et mises en ordre», получивший большое. распространение.

«шансонеток», столь характерных для Парижа настоящих дней. Вместе с тем, это название перешло и на комические пьесы, в которых «водевили» исполнялись в качестве музыкальных номеров. В Париже с давних пор особым успехом пользовались маленькие театры на ярмарках и в предместьях, которые успешно конкурировали с большой оперой. Эти театры служили также очагами политической сатиры и представляли собой в высшей степени характерное явление дореволюционного времени. Здесь ставились также пародии (до которых французы вообще такие охотники) на большие оперы (нечто вроде английской «beggar орег»), что вызвало со стороны «королевской академии» преследование этих предприятий. Еще со времен Люлли академия обладала патентом на исполнение музыкальных драм — (то-есть пьес с вокальным диалогом) и маленьким театрикам приходилось прибегать к так называемым «pieces a la rauette», представлениям, в которых на сцене ничего не пелось. Когда по ходу действия необходимо было исполнить какую-нибудь песню, то выставлялись большие плакаты (гак называемые «ecriteaux»), и слушатели приглашались исполнить ее хором. Так создан был обход существующей привилегии, и публика вовлекалась активно в оперное представление. Тексты исполнялись на популярные мелодии, печатные сборники коих в конце 17 и в начале 18 столетий встречаются очень часто.

В 1712 году ярмарочным театрам удалось получить разрешение на исполнение словесного диалога и право именоваться «комической оперой». В том же году была поставлена первая комическая опера «Arlequin Mahomet» Лесажа.

Лесажу французская комическая опера обязана введением фантастического, сказочного элемента. Наряду с ним в том же направлении работал и Шарль Симон Фавар (1710-1792), окончательно обосновавший французскую музыкальную комедию. Уже в 1742 году была поставлена трехактная музыкальная комедия «lies amours de Ragonde, ou les soirees de village» с музыкой Жозефа Муро (1682-1738), написавшего в общей сложности 50 опер, которые ставились в театре итальянской комедии между 1718 и 1736 годом. Дальнейший шаг вперед был сделан Довернем (1712-1792), поставившим в 1753 году музыкальную комедию «Les Troquers» на сюжет Лафонтена. В ней современники особенно ценили живое мелодическое содержание и богатство гармонического аккомпанимента. Неменьшим успехом пользовался и другой продолжатель Руссо Одино, давший в своем «Tonnelier» (1765) ряд прелестных романсов и чисто национальных французских буколических танцев.

Решающее значение для судеб французской оперы имел приезд, итальянской труппы буффонистов, поставивших две вещи Перголези «Serva padrone» и «II maestro di musica». Эти гастроли дали могущественный импульс для дальнейшего развития комической оперы.

Париж разбился на две партии, из которых одна выступала сторонницей национальной французской музыкальной драмы, а другая состояла из ярых приверженцев нового итальянского комического жанра. Труппа, буффонистов оставалась в Париже два года — с 1752 по 1754 год — и кроме интермедий Перголези поставила еще целый ряд аналогичных пьес Ринальдо ди Капуа, Кокки, Селетти, Лео и других. Борьба буффонистов и антибуффониетов развернулась по всей линии, в театре, прессе и породила целое море брошюр за и против.

— Гримм, Дидро, Руссо — восстали против недостатков французской оперы. Руссо выпустил в 1753 году свое «Lettre sur la musique irancaise», в котором доказывал, что французский язык совершенно не годится для пения, и что французские речитативы и арии совсем не соответствуют задачам драматического искусства.

«Le Devin du village» (Деревенский предсказатель») в стиле итальянской интермедии. Она возобновлена была в 1912 г. и выдержала 400 представлений в «Opera comique». В этой пьесе Руссо дал наглядное доказательство преимуществ, которые он сам ценил в итальянской музыке, и французская публика в точение многих десятилетий восхищалась мелодическим богатством, естественной музыкальной декламацией (совершенно отсутствовавшей у предшественников Руссо), простотой, довольно, впрочем, скудной гармонии. Композиторский талант Руссо, правда, был не очень велик, но его опера на сюжет из деревенской жизни представляла такой приятный контраст с застывшим величием мифологической музыкальной трагедии, что его примеру последовало большое количество французских композиторов и господство комической оперы во французской музыкальной жизни было упрочено окончательно.

«мещанские драмы» или же пьесы, близкие к сельской жизни. Прежние маски музыкальной трагедии были отброшены: музыкальная комедия всячески способствовала проявлению живого юмора и выражению несложных, но убедительных драматические эмоции.

С течением времени во Франции за оперой с разговорным диалогом упрочилось название «комической», независимо от того было ли ее содержание действительно комическим, или, напротив того, серьезным, трогательным. В своем дальнейшем развитии она постепенно перешла и к сюжетам более возвышенного характера, особенно со времен мало талантливого, впрочем, либреттиста Мармонтеля. Так например, к комической опере отнесены были, согласно этой музыкальной терминологии, такие произведения, как «Водонос» Керубини или «Фиделио» Бетховена. Одним из признаков комической оперы было отсутствие балета, непременной составной части большой оперы («tragedie»).

Буффоннсты, как мы уже говорили, покинули Париж в 1754 году. Отныне парижская комическая опера обслуживалась французскими же авторами или офранцуженными итальянцами. С этого момента начинается второй период развития французской комической оперы