Приглашаем посетить сайт

Гольдман М. А.: Парни, Эварист Дезире де Форж.

Парни, Эварист Дезире де Форж.

Краткая литературная энциклопедия.

́ (Parny), Эварист Дезире де Форж (de Forges) [6. II. 1753, Сент-Поль (о-в Бурбон, ныне Реюньон), — 5. XII. 1814, Париж], граф, — франц. поэт. Чл. Франц. академии с 1803. По окончании коллежа поступил на воен. службу. Первый поэтич. успех П. принесло «Послание к восставшим в Бостоне» («Épitre aux insurgents de Boston», 1777), полное симпатии к сев. -амер. борцам за независимость, осмеивавшее тиранию и клерикалов. В 1778 вышел сб. элегий П. «Эротические стихотворения» («Poésies érotiques»), отмеченный изящной легкостью стиха и разнообразием ритмов, а главное — непосредственностью лирич. чувства, не свойственного рассудочной поэзии 18 в. Еще больше отличался от условно-галантной холодной лирики того времени второй сб. П. «Поэтические безделки» («Opuscules poétiques», 1779). Сохраняя ясность мысли, четкость, лаконизм и афористичность стиля, присущие франц. классицизму, поэт одушевил свои стихи подлинными переживаниями любви, выраженными живым поэтич. языком. Характерное для лит-ры предреволюц. Франции увлечение эротикой и эпикурейскими настроениями часто сменялось в лирике П. проникновенной элегичностью, а излюбленные антич. мотивы естественно сплетались с образным миром поэта. К 1784 вышло уже 4 изд. элегий П. После путешествия в Индию и поездки на родину П. вышел в отставку и поселился в Париже. В 1787 новый успех принес ему сб. «Мадагаскарские песни» («Chansons Madécasses») — прозаич. «картины природы», выданные поэтом за фольклорные записи.

«Битва старых и новых богов» («La guerre des dieux anciens et modernes», 1799), и ныне сохраняющая значение антирелиг. произв. Последние поэмы П. или верны той же вольтеровской традиции (изд. в 1805 под назв. «Украденный портфель» — «Portefeuille volé»), или навеяны оссиановскими мотивами («Иснель и Аслега» — «Isnel et Asléga»).

Поэзия П., «первого элегического и насмешливого поэта Франции» (Ш. О. Сент-Бёв), получившая дальнейшее развитие в творчестве А. Шенье, П. Ж. Беранже и А. Ламартина. сохранила во франц. лит-ре скорее историко-лит. значение. Сильны традиции П. в рус. поэзии, к-рая обратилась к его лирике уже в конце 18 в. (Ю. А. Нелединский-Мелецкий) Переводы и подражания П. появились в связи с расцветом элегии под пером В. Л. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, Е. А. Баратынского и особенно К. Н. Батюшкова, — «российского Парни» (А. С. Пушкин, «К Батюшкову», 1814). «Нежный Парни» был одним из любимых франц. поэтов Пушкина; еще в юности он учился у П. и Батюшкова элегич. задушевности, развивая «вольтеровские» традиции П. в «Гавриилиаде».

Œuvres. Élégies et poésies diverses avec une préf. de Sainte-Beuve, P., 1862; в рус. пер., в кн.: Франц. лирики XVIII в., М., [1914].

—92; Томашевский Б., Пушкин и франц. лит-ра, в кн.: Лит. наследство, т. 31—32, М., 1937; его же, Пушкин и Франция, Л., 1960; Sainte-Beuve Ch. Aug., Portraits contemporains et divers, v. 3, P., 1855.