Приглашаем посетить сайт

Лилеева И. А.: Ретиф де ля Бретон.

Ретиф де ля Бретон.

Краткая литературная энциклопедия.

́Ф ДЕ ЛА БРЕТО́НН (Rétif, или Restif de La Bretonne), Никола́ [22. XI. 1734, Саси (деп. Йонна), — 3. II. 1806, Париж] — франц. писатель. Крестьянин по происхождению; с 1755 — рабочий-наборщик в Париже. Выступил в лит-ре с новой темой — жизнь плебейских слоев населения, трудового люда Парижа. Известность его началась с романа «Ножка Фаншетты» («Le pied de Fanchette», 1769). Страстный поклонник Ж. Ж. Руссо, Р. де Ла Б. показал процесс развращения неискушенного «естественного» человека порочной гор. цивилизацией, воспевал прелести сел. жизни. В наиболее известном романе «Развращенный крестьянин, или Опасности города» («Le paysan perverti ou les Dangers de la ville», 1775) гл. персонаж превращается в преступника, попав в мир порока и злодеяний; гор. жизни противопоставлено описание утопич. земледельч. коммуны, крестьян, проводящих свои дни в радостном труде, в близости с природой. Развивая идеи Руссо, Р. де Ла Б. создал утопич. роман «Южное открытие» («La découverte australe», 1781), где прославлял жизнь на лоне природы, дал картину идеального гос-ва мегапатогонцев, не знающих социального и имуществ. неравенства.

«Странные идеи» («Les idées singulières», 1769—89). Он говорит о необходимости изменения положения женщин в обществе («Порнограф» — «Le pornographe», 1769), о переустройстве важнейших гос. учреждений, об изменении законов («Тесмограф» — «Le thesmographe», 1789), о проблемах воспитания («Эдукограф» — «L’éducographe», 1770) и др. В новелле «Двадцать жен двадцати товарищей» («Les vingt épouses de vingt associés») нарисована утопич. картина жизни коммуны, где все общее, вплоть до жен. Социальная мысль автора, как правило, весьма наивна. Многие его произв. автобиографичны, что связано с руссоистской традицией. Крайней откровенностью, беспощадным обнажением мыслей, поступков отличается 16-томный автобиографич. роман Р. де Ла Б. «Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце» («Monsieur Nicolas, ou le Cœur humain dévoilé», 1794—97); в нем глубоко раскрыта человеч. психология и точно изображены быт, нравы Франции 18 в. Реалистически-бытовой характер имеет многотомная серия новелл «Современницы...» («Les contemporaines ou les Aventures des plus jolies femmes de l’âge présent», t. 1—42, 1780—85), рисующая галерею женских образов, причем автора интересуют гл. обр. женщины из низов общества. К этой же теме он обращается в серии очерков «Француженки» («Les françaises», 1786) и «Парижанки» («Les parisiennes», 1787). Его книги отличает точность описаний, обилие натуралистич. деталей, отчетливо выраженные демократич. тенденции.

Особое место в огромном лит. наследии Р. де Ла Б. (более 200 томов) занимает кн. очерков «Парижские ночи, или Ночной зритель» («Les nuits de Paris ou le Spectateurnocturne», 1788—94), посвященных жизни предреволюц. и революц. Парижа; это интересный документ эпохи, изобилующий меткими наблюдениями, живыми зарисовками. Сторонник Великой франц. революции, Р. де Ла Б. был близок к Г. Бабёфу, вдохновителю «Заговора равных».

«Бальзаком 18 в.». Книги Р. де Ла Б. оказали влияние на развитие реалистич. лит-ры 19 в., особенно документально-новеллистич. очерка.

’œuvre, v. 1—9, P., 1930—32; в рус. пер. — Жизнь отца моего, М., 1796; Картинки из жизни XVIII в., [М.], 1913; Ночи революции, М. — Л., 1924; Южное открытие, произведенное летающим человеком, или франц. Дедал, М. — Л., 1936.

— Л., 1946, с. 788—790; Буачидзе Г. С., Судьба творчества Ретифа де ла Бретонна в России, Тбилиси, 1965 (Дисс); Monselet Ch., Rétif de la Bretonne, sa vie et ses amours, P., 1854; Le Breton A., Le roman au XVIII siècle, P., 1898; Funck-Brentano F., Rétif de la Bretonne. Portraits et documents inédits, P., 1928; Tabarant A., Le vrai visage de Rétif de la Bretonne, P., 1936; Bégué A., Etat présent des études sur Rétif de la Bretonne, P., 1948; Lacroix P., Bibliographie et iconographie de tous les ouvrages de Rétif de la Bretonne, P., 1875.

И. А. Лилеева.