Приглашаем посетить сайт

Лозовецкий В. С.: Лесаж.

Лесаж.

Краткая литературная энциклопедия.

́Ж (Lesage), Ален Рене [8. V. 1668, Сарзо (ныне деп. Морбиан), — 17. XI. 1747, Булонь-сюр-Мер (ныне деп. Па-де-Кале)] — франц. писатель. Род. в семье нотариуса. Первый опыт Л. — вольный перевод 42 писем греч. писателя Аристенета (4 в. до н. э.) — «Lettres galantes d’Aristénète» (1695). Сб. пьес Л. «Испанский театр» («Théâtre espagnol», 1700) является свободным переводом комедий Лопе Ф. де Вега Карпьо, Ф. Рохаса Соррилья и П. Кальдерона де ла Барка; многие из них шли на сцене Театра франц. комедии; там же в 1707 пост. первая оригинальная пьеса Л. «Криспен, соперник своего господина» («Crispin, rival de son maître»); в ней, следуя традиции франц. комедии (П. Скаррон, Мольер), Л. создал образ умного, плутоватого слуги. В комедии «Тюркаре» («Turcaret», 1709) Л. вывел образ всесильного откупщика-финансиста, ставший популярным с этого времени во франц. комедии (Данкур, П. Мариво, Вольтер и др.) и одновременно показал нравств. деградацию аристократии, участвующей вместе с откупщиками в ограблении народа. Борьба, разгоревшаяся вокруг «Тюркаре», вынудила Л. уйти из Театра франц. комедии в ярмарочный театр, для к-рого он писал пьесы (1712—35), используя комич. маски нар. зрелищ и сказочную форму для острой пародии и пропаганды идей Просвещения. Л. придал драматич. форму сказаниям из «Тысячи и одной ночи» и вместе с Л. Фюзелье и Доржевалем писал комич. оперы («Ярмарочный театр, или Комическая опера» — «Le théâtre de la Foire, ou l’Opéra comique», v. 1—10, 1721—37). В романе «Хромой бес» («Le diable boiteux», 1707), название и композиция к-рого заимствованы у исп. писателя Л. Велеса де Гевары («El diablo cojuelo», 1641), Л., продолжая обличит. традиции франц. бытового романа 17 в. (Ш. Сорель, Скаррон, А. Фюретьер), изображал людей в характерных для их обществ. положения занятиях, образе жизни и обстановке. В романе «История Жиль Блаза из Сантильяны» («Histoire de Gil Blas de Santillane», 1715—35) исп. колорит и имена скрывают нравы и пороки франц. общества времен Л. Восходя по своей композиции к исп. плутовскому роману, «История Жиль Блаза» отличается более углубленной разработкой характеров, широтой охвата обществ. жизни, жизнерадостным духом и верой в нравств. силы простых людей. В нем Л. выступает как предшественник Д. Дидро. Созданный Л. жанр социального романа утвердился в лит-ре Просвещения.

— автор романа «Похождения Роберта Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» («Les aventures de M. Robert Chevalier...», 1732), в к-ром Л. с возмущением пишет о деятельности миссионеров и с симпатией рисует индейцев, как «естественных людей»; повести «День Парок» («La journée des Parques», 1735), написанной в стиле сатир Лукиана; сб. писем «Найденный чемодан» («La valise trouvée», 1740) и сб. воспоминаний «Забавная смесь» («Le mélange amusant», 1743). Л. принадлежат подражание Л. Боярдо — «Nouvelle traduction de Roland l’Amoureux» (1717), а также вольные переводы с испанского и скомпилированные из исп. источников романы «История Эстебанила Гонсалеса» («Histoire d’Estévanille Gonzalès», 1734) и «Саламанкский бакалавр» («Le bachelier de Salamanque», 1736). Л. оказал влияние на развитие бытового и сатирич. романа на рубеже 18—19 вв. в России; отпечаток влияния «Истории Жиль Блаза...» лежит на романах В. Т. Нарежного («Российский Жилблаз, или Похождения князя Г. С. Чистякова», 1814) и Ф. В. Булгарина («Иван Выжигин», 1829).

Œuvres choisies, v. 1—15, Amst., 1783; Œuvres, v. 1—5, P., 1878—79, в рус. пер. — Избр. соч., т. 1, П., 1920; Похождения Жиль Бласа из Сантильяны, т. 1—2, М. — Л., 1935.

— Л., 1946; Лозовецкий В. С., Творчество Лесажа, «Уч. зап. Абаканского гос. пед. ин-та», 1958, в. 3; Эткинд Е., А. Р. Лесаж, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Clarétie L., Lesage romancier, d’après de nouveaux documents, P., 1890; Lintilhac E., Lesage, P., 1893; Lawrence A., L’influence de Lesage sur Smollett, «Revue de littérature comparée», 1932, v. 12, № 3; Cordier H., Essai bibliographique sur les œuvres d’A. -R. Lesage, P., 1910.