Приглашаем посетить сайт

Нольман М. Л.: Бернарден де Сен-Пьер.

Бернарден де Сен-Пьер

Краткая литературная энциклопедия

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-0211.htm

́Н ДЕ СЕН-ПЬЕР (Bernardin de Saint-Pîerre), Жак Анри (19. I. 1737, Гавр, — 21. I. 1814, близ Понтуаза) — франц. писатель. Род. в семье почтмейстера. Инженер, служил во мн. странах, в т. ч. в России (1762—66) и на о-ве Иль-де-Франс (1768—70) — франц. колонии в Индийском океане. По возвращении на родину занялся лит. деятельностью. В книгах «Путешествие в Россию» («Voyage en Russie», опубл. посмертно) и «Путешествие на Иль-де-Франс» («Voyage à l’île de France», 1773) даны красочные описания природы и жителей мест, к-рые Б. де С. -П. посетил. Был дружен с Ж. Ж. Руссо. Отличаясь политич. безразличием, Б. де С. -П. идеологически и эстетически связан с лит. течениями сентиментализма и предромантизма. В своих философских соч. «Этюды природы» («Études de la nature», 1784—87) и незаконч. «Гармонии природы» («Harmonies de la nature», 1815, посмертно) он разделяет нек-рые руссоистские идеи (деизм, культ природы и чувства, проповедь гуманности, симпатия к простым людям), смягчая, однако, ноты социальной критики. В природе Б. де С. -П. видит проявление естеств. «всеобщих законов справедливости и человечности», нарушаемых искусств. и порочной цивилизацией.

Широкую известность приобрел небольшой роман Б. де С. -П. «Поль и Виргиния» («Paul et Virginie», 1787), входивший первоначально в 4-й т. «Этюдов» и служивший, по словам автора, «своего рода продолжением» их. В отличие от чисто пасторальной «Аркадии» («Arcadie», 1781, не оконч.) это — соврем. идиллия, повествующая о счастье жить по законам «природы и добродетели», о трогательно-нежной дружбе и любви двух юных существ, выросших на лоне природы, свободных от «извращенности общества» и сословных предрассудков (Виргиния — дочь дворянина, Поль — сын крестьянки). Соединяя «нравственную красоту» с «красотой тропической природы», Б. де С. -П. изображает свой социально-этич. идеал островом в бушующем море враждебных ему стихий. Это — рассказ об утраченном земном рае, исчезнувшем золотом веке человечества. Как приложение к «Путешествию на Иль-де-Франс» была задумана «Индийская хижина» («La chaumière indienne», 1791), примыкающая к жанру сатирико-философской повести. Представителям ученой схоластики и религ. нетерпимости здесь противостоит мудрый и добродетельный «пария» (отверженный), к-рый ищет истину «простым сердцем» и находит ее в природе. Иллюстрацией тех же идей служили рассказы «Суратская кофейня» (1791), «Камень Авраама», «Эмпсаель», драма «Смерть Сократа» (1808). Стиль Б. де С. -П. характеризуют дидактизм, патетич. чувствительность и декоративная живописность. Он большой мастер одухотворенного лирич. пейзажа.

ètes, v. 1—12, P., 1818—20; Oeuvres posthumes, v. 1—2, P., 1833—36; Correspondance, v. 1—4, P., 1826; в рус. пер. — Суратская кофейня, М., 1891 (в перераб. Л. Толстого); Поль и Виргиния. Индийская хижина, М. — Л., 1937.

— Л., 1946, с. 783—85; Barine A., Bernardin de Saint-Pierre, P. 1891; Souriau M., B. de S. -P. d’après ses manuscrits, P., 1905; Maury F., Étude sur la vie et les oeuvres de B. de S. -P., P., 1938.

М. Л. Нольман.