Приглашаем посетить сайт

Пожарова И. Н.: Прево.

Прево.

Краткая литературная энциклопедия.

́ д’Экзиль (Prévost d’Exiles), Антуан Франсуа (1. IV. 1697, Эден, — 25. XI. 1763, Шантийи) — франц. писатель. Род. в семье королевского нотариуса. В 1713 окончил иезуитский коллеж, стал послушником, позднее аббатом. Неоднократно убегал из монастыря, был солдатом, проповедником, домашним учителем, журналистом. Вынужденный эмигрировать из-за преследований монастырских властей в Голландию и Англию (1728—34), П. в своем журн. «За и против» («Le Pour et Contre», 1733—1740) знакомил франц. читателей с англ. культурой, лит-рой, повседневной жизнью. В 1728—42 П. создал созвучные просветительской идеологии произв., в к-рых выступил против религ. мракобесия, ханжеской сословной морали и искал способ «разумного» устройства общества: романы «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света» («Mémoires et aventures d’un homme de qualité qui s’est retiré du monde», t. 1—7, 1728—33), «История современной гречанки» («L’histoire d’une grecque moderne», 1740).

«Английский философ, или История Кливленда, незаконного сына Кромвеля, им самим написанная» («Le philosophe anglais ou l’histoire de Monsieur Cleveland fils naturel de Cromwell, écrite par lui-même», t. 1—8, 1731—39) решаются проблемы «естественного человека» в его столкновении с цивилизацией, прославляется разум. Мрачный колорит повествования, вечно неудовлетворенный характер Кливленда предвещают жанр «черного романа». Это была любимая книга Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо. Вольтер говорил о П.: «Язык страстей — его природный язык».

Шедевром П. является роман «История кавалера Де Гриё и Манон Леско» («Histoire du chevalier Des Grieux et de Manon Lescaut», 1733), составивший 7-й том «Записок и приключений знатного человека...». В нем изображена трагедия любви в обществе, осн. на социальном неравенстве. Общество не признает любовь юного дворянина, кавалера Де Гриё к «падшей» девушке, эта любовь нарушает освященные законом предрассудки. Реалистически очерчены в романе социальные типы периода Регентства. Книга П., воплощающая подлинную трагедию страсти, противостояла лит-ре рококо с ее манерностью и игрою в чувства. Расцененная властями как оскорбляющая мораль, она была запрещена и подвергнута сожжению.

«Манон Леско». На ее сюжет написаны балет Ф. Ж. Галеви (1830), оперы Д. Ф. Э. Обера (1856), Ж. Массне (1884) и Дж. Пуччини (1892), а в 20 в. созданы фильмы. В России первый перевод романа появился в 1790. В. Г. Белинский утверждал, что по своей поэтич. и психологич. верности роман П. заслужил бессмертие. Н. А. Добролюбов связывал его проблематику с вопросом о равноправии женщины; А. И. Герцен объяснил поведение Манон социальной причиной — «илотизмом женщин» в феод. и бурж. обществе. В сов. лит-ведении лучшая работа о «Манон Леско» принадлежит В. Р. Грибу (вступ. ст. «Историческое место повести Прево» к изд. 1936).

—3, P., 1735; Histoire du chevalier Des Grieux et de Manon Lescaut, [предисл. Ю. Б. Виппера, Moscou, 1962]; в рус. пер. — Приключения маркиза Г. ..., или Жизнь благородного человека, оставившего свет, ч. 1—6, СПБ, 1756—65; Англ. философ, или Житие Клевеланда, побочного сына Кромвелева, самим им писанное, ч. 1—9, СПБ — М., 1760—84; Манон Леско, предисл. А. К. Виноградова, М. — Л., 1932; История кавалера Де Гриё и Манон Леско, М., 1964.

— Л., 1946, с. 719—24; Harisse H., L’abbé Prévost, P., 1896; Roddier H., L’abbé Prévost. L’homme et l’œuvre, P., 1955; Manon Lescaut à travers deux siècles, P., 1963.

И. Н. Пожарова.